Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство железнодорожной техники






Казахстан входит в десятку стран, обладающих крупным вагонным и локомотивным парками, и обладает значительными перспективами развития конкурентоспособного производства железнодорожной техники. Отличительной чертой данного сектора является потенциал экспорта железнодорожной техники преимущественно на территорию стран ТС и СНГ. Импортная емкость стран макрорегиона в продукции сектора составляет 12, 5 млрд долл. США.

Парк подвижного состава в Казахстане насчитывает 1, 9 тыс. единиц локомотивов, более 2 тыс. единиц пассажирских вагонов и более 127 тыс. грузовых вагонов.

Общий парк локомотивов в Казахстане в 2012 году насчитывает 1866 локомотивов, в том числе 552 электровоза, 1314 тепловозов и локомотивов особых систем.

Общий парк пассажирских вагонов в 2012 году составил 2302 единицы, автомотрисы – 355 единиц, багажные вагоны – 55 единиц.

В 2012 году общий парк грузовых вагонов Республики Казахстан составлял 127 695 единиц, из которых 66 503 единиц (52%) являются инвентарными и 61 192 единиц (48%) – частными.

За период с 2008 по 2012 годы объем ВДС сектора в абсолютном выражении увеличился со 2, 5 до 31, 9 млрд тенге. По данным АО «Қ азақ стан темір жолы» (далее – КТЖ) ВДС сектора в 2012 году составил 64 млрд тенге с учетом литейных и металлообрабатывающих производств.

Производительность труда в секторе в 2012 году достигла 70, 3 тыс. долл. США. Численность занятых в секторе увеличилась в 23 раза с 159 до 3 654 занятых.

В 2012 году экспорт железнодорожной продукции увеличился в 2 раза по сравнению с 2008 годом и составил 68, 4 млн долл. США (10, 4 млрд тенге).

 

Таблица 44. Данные по сектору за 2008-2013 годы

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Машиностроение, млн тенге 301 386 281 310 376 184 536 876 687 235 853 923
ИФО, в % к предыдущему году 89, 7 82, 5 133, 6 119, 0 116, 5 114, 6
Железнодорожная техника, млн тенге 5 193 7 543 22 394 60 823 95 422 138 326
Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава, в % к пред. году 176, 2 119, 6 797, 9 146, 8 142, 3   111, 5
Доля производства железнодорожной техники в обрабатывающей промышленности, % 0, 2 0, 3 0, 6 1, 3 1, 8 2, 4
Доля производства железнодорожной техники в машиностроении, % 1, 7 2, 7 6, 0 11, 3 13, 9 16, 2
ВДС, млн тенге 2 454, 7 3 077, 2 8 785, 9 20 427, 0 31 899, 6 17 112, 7
Списочная численность наемных работников, человек           3 654
Производительность труда тыс. тенге/чел. 15 438, 4 21 222, 1 14 102, 6 9 465, 7 10 482, 9 -
тыс. долл. США/ чел. 128, 3 143, 9 95, 7 64, 6 70, 3 -
Средняя производительность по странам ОЭСР, долл. США 92, 8 89, 6 90, 5 100, 6 96, 8  
Количество действующих предприятий - -       -
Уровень загрузки мощностей, %            
Степень износа оборудования, % 20, 4 31, 4 3, 1 13, 0 19, 2 -
Инвестиции в основной капитал, млн тенге 4 382   2 984 8 589 9 008 4 384
Коэффициент обновления основных средств, % 3, 2 5, 5 67, 5 27, 2 29, 2 -
Наличие основных средств на конец года по первоначальной стоимости, млн тенге 346, 0 201, 7 15939, 3 27752, 8 37986, 4 -
Экспорт, млн долл. США 38, 7 6, 6 73, 8 48, 4 76, 3 69, 3
Импорт, млн долл. США 812, 8 525, 3 855, 7 1448, 0 2355, 4 1193, 7

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, TradeMap

 

Крупнейшими игроками на мировом рынке железнодорожного машиностроения являются компании Bombardier (Канада), Alstom (Франция), Siemens (Германия), General Electric (США), General Motors (США). Выпуск производства данных 5 компаний составляет 60% доли мирового рынка.

На конкурентоспособность производства железнодорожной техники влияет ряд ключевых факторов, такие как доступ к экспортным рынкам продукции, технологический и инновационный потенциал, экосистема поставщиков, доступность и качество человеческих ресурсов.

Ключевые проблемы сектора:

1) недостаточно развитая система технического регулирования (отсутствие органа по подтверждению соответствия железнодорожной продукции в рамках ТС);

2) технические барьеры на целевых экспортных рынках;

3) отсутствие испытательных центров и/или лабораторий для проведения сертификационных испытаний в рамках ТС;

4) необходимость гармонизации стандартов железнодорожного машиностроения с учетом международных требований;

5) неразвитость поставщиков ключевых комплектующих;

6) низкая доступность финансовых ресурсов;

7) недостаточная координация конструкторско-технологических бюро машиностроительных предприятий в целях обеспечения единой технологической политики;

8) отсутствие собственных, конкурентоспособных на мировом рынке, разработок и зависимость от импорта технологий;

9) нехватка рабочих и инженерных кадров соответствующей квалификации.

Цель: освоение новых рынков для реализации железнодорожной техники и повышение уровня ЦДС производства компонентов и комплектующих в секторе.

Целевые индикаторы:

Реализация Программы позволит в 2019 году достичь роста экономических показателей к уровню 2012 года (таблица 45):

1) валовой добавленной стоимости не менее чем в 2, 8 раза в реальном выражении;

2) занятости на 1, 5 тыс. человек;

3) производительности труда в 1, 9 раз в реальном выражении;

4) стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 3, 5 раз.

 

 

Таблица 45. Целевые индикаторы

№ п/п Целевые показатели Ед. изм. 2012 г. отчет 2013 г. ожидаемый Прогноз по отношению к 2012 г. 2019 г. к 2012 г., в %
           
  Валовая добавленная стоимость %   140, 1 169, 6 214, 1 254, 4 281, 8 283, 7 284, 0 в 2, 8 раза
  Численность занятых тыс.ч 3, 0 3, 7 3, 7 4, 0 4, 4 4, 6 4, 5 4, 5 на 1, 5 тыс. чел.
  Производи тельность труда по ВДС %   116, 7 137, 6 161, 5 176, 6 187, 3 189, 8 189, 8 в 1, 9 раза
  Стоимостной объем несырьевого (обработанного) экспорта %   90, 8 116, 5 138, 2 171, 1 233, 2 295, 3 348, 9 в 3, 5 раза

 

Задачи:

1) совершенствование системы технического регулирования, направленной на повышение безопасности и качества продукции на внутреннем рынке, и преодоление технических барьеров на целевых экспортных рынках;

2) создание органа по подтверждению соответствия железнодорожной продукции в рамках ТС);

3) создание испытательных центров и/или лабораторий для проведения сертификационных испытаний в рамках ТС;

4) гармонизация стандартов железнодорожного машиностроения с учетом международных требований;

5) расширение рынков для реализации несырьевых товаров;

6) создание новых производств отдельных видов высокотехнологичных изделий для подвижного состава;

7) развитие поставщиков ключевых компонентов и комплектующих;

8) повышение доступности финансовых ресурсов;

9) поддержка трансферта технологий и НИОКР;

10) дальнейшее развитие координации конструкторско-технологических бюро машиностроительных предприятий в целях обеспечения единой технологической политики производства продукции железнодорожной отрасли;

11) обеспечение высококвалифицированными кадрами.

Приоритетные виды деятельности

Приоритетным видом деятельности сектора является производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава, а также комплектующих к железнодорожной технике (ОКЭД 3020).

Приоритетные товарные группы

К приоритетным товарным группам и направлениям развития сектора отнесено производство подвижного состава для нужд железной дороги: локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны, цистерны, тележки и другие транспортные средства (таблица 46).

Следующим приоритетом развития в секторе будут производство комплектующих и запасных частей для подвижного состава, путевое и иное оборудование для нужд железной дороги, а также организация базовых производств (литье, поковка, металлообработка и другие).

К приоритетам развития отнесена организация сервисных и вспомогательных производств.

 

Таблица 46. Приоритетные товарные группы по кодам КП ВЭД - 6 [5]

КПВЭД Наименование товарной группы Импортная емкость внутреннего рынка, тыс. долл. США Импортная емкость рынков макрорегиона, тыс. долл. США
  Локомотивы железнодорожные, работающие от внешнего источника электроэнергии 10 892 89 973
  Локомотивы дизельные 77 188 435 589
  Локомотивы железнодорожные прочие и тендеры локомотивов 7 788 71 350
  Вагоны железнодорожные самоходные и вагоны трамвайные, автомотрисы и автодрезины (кроме транспортных средств для ремонта и технического обслуживания) 6 575 512 690
  Средства транспортные для ремонта и технического обслуживания железнодорожных и трамвайных путей 52 486 207 219
  Вагоны железнодорожные и трамвайные несамоходные пассажирские, багажные и специального назначения 54 209 170 301
  Вагоны грузовые несамоходные 1 642 182 2 292 237
  Части локомотивов железнодорожных, трамвайных моторных вагонов и подвижного состава, включая крепежные изделия и арматуру; оборудование механическое для управления движением 497 266 3 055 117
  Итого 2 348 586 6 834 476

 

Приоритетные проекты

Предусматривается реализация проектов, направленных на производство дизельных двигателей, подвижного состава и комплектующих в г. Астане, Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской областях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал