Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Июня. Петровский пост
Мы все готовимся. Сегодня Господнь сподобил меня исповедаться. В рясофоре я исповедуюсь в первый раз.
Июня Сегодня Господь сподобил меня принятия св. Христовых Таин. До трапезы я читал Батюшке из книги " На горах Кавказа" о третьей степени молитвы Иисусовой.
Июня Вчера перед повечерием немного почитал дневник Батюшки. Я думаю внимательно его прочитать, ибо он есть отображение жизни и поступков Батюшки, которые для меня весьма важны. Сейчас немного походил с Батюшкой по скиту. Погода чудесная. На душе спокойно. Слава Богу. Необходимое дело — откровение помыслов и дел. Необходимость эту я ясно вижу на самом деле.
Июня Сегодня Батюшка мне сказал: — Дал бы Господь пожить мне еще хотя до вашей мантии, чтобы вы укрепились в духе. Есть мантия вещественная, и есть мантия духовная. Надо, конечно, укрепляться в духе. — А в чем же состоит это укрепление в духе? — спросил я. — В самоотвержении Господа Иисуса Христа. В отвержении чего бы то ни было. Во вменении всего, яко уметы ради Господа. Это очень сложная психика духовной жизни.
Июня Недавно я заметил, что пятисотница умиротворяюще действует на душу. Однажды я встал на совершение пятисотницы недовольный чем-то, с некоторым ропотом, осуждением и неразлучным с ним самооправданием. Когда же я кончил ее, что почувствовал в теле некоторую усталость от поклонов, а в душе умиротворение.
Июня Был за бдением у Батюшки, обедня была в скиту и после нее молебен. А после молебна — общий чай по случаю мирских именин Батюшки — св. ап. Павла. После чая я пошел к Батюшке. Батюшка сказал: — Когда я учился, нас посылали в кузницу делать подковы. Там я видел, как мастер, сделав для ружья какую-то часть, начал ее закаливать, чтобы она не испортилась, когда ее будут пускать в дело. Так вот и я хотел бы закалить вас, ввиду ожидающих вас впереди скорбей и искушений от демонов-бесов, от человеков, от соблазнов мира, которые вы должны будете перенести, пока не выйдете на широту христианской любви и свободы. Я, помолчав немного, сказал: — Батюшка, я прежде думал, что иноку бывают искушения только в начале или в половине его подвига, а недавно я прочел у еп. Игнатия, что монаху от начала его иноческой жизни и до гроба нужно быть готовым к перенесению скорбей и искушений. Не помню, что на это сказал Батюшка. Вскоре я начал читать книгу " На горах Кавказа" о молитве Иисусовой. Между прочим я прочел следующее: " Иноку, решившемуся проходить молитвенный подвиг, предстоят немалые труды, постоянные и многолетние, а также и разные скорби, но придет время, когда молитвенник увидит " Утро Воскресения Христова" и получит отраду." Как только я прочел это, Батюшка и говорит: — Вот вы сейчас говорили, что всегда будут скорби. Да, но внутреннее состояние человека будет уже другое... Я понял так, что хотя скорби и будут, но достигший молитвы будет их переносить легко, ибо с ним будет Христос, Который будет наполнять неизреченною радостию сердце подвижника, и эту радость о Господе не пересилит никакая скорбь. В трапезу ходил в монастырь разговляться, ибо конец Петрова поста.
Июль Июля Последнее время я очень занят послушанием, мне даже временно дали помощника из монастыря — брата Игнатия. Ходил два раза к о. архимандриту и в монастырь по разным делам.
Июля Давно не писал, и многое нужно записать. 5 июля я спросил Батюшку о значении и смысле заключения 5-го тома сочинений еп. Игнатия. Не берусь описать этот разговор, скажу только следующее: — Пятый том сочинений еп. Игнатия, — говорил Батюшка, — заключает в себе учение св. отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания св. отцов. Очень глубоко смотрел еп. Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении еп. Феофана. Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта... 10 июля пошел с Батюшкой ко бдению, но Батюшка постоял очень немного и, позвав меня, пошел из храма домой и сразу лег в постель. Сначала я почитал ему немного из книги " На горах Кавказа", потом немного поговорили. — Хорошо мне сейчас с вами, истинно говорю вам, ибо души у нас звучат в один тон... Ничего я не ищу, только Господа Иисуса. А что мне в том, что все мне кланяются... — Потом Батюшка перестал говорить, ему становилось все хуже и хуже, был сильный жар и лихорадило. 11 июля к обедне мы не пошли. Батюшка лежал. Послали за фельдшером о. Пантелеймоном. Приходил о. Феодосий и о. архимандрит. Вечером часов в 7–8 пришел опять о. Феодосий. Батюшка позвал меня, велел найти чины пострижения в рясофор, мантию и схиму, а затем позвать о. Нектария и о. Кукшу, что я и исполнил. Начали все готовить для пострига Батюшки в схиму. Когда я был один с Батюшкой в его кабинете и доставал разные вещи, Батюшка сказал: — Должно быть, придется нам расстаться: что я не докончил, пусть совершит благодать Божия... Слезы подступили у меня к горлу... Наконец, все было готово и начался постриг. Я пел, но очень слабо вместе с другими, потом держал книгу Батюшке, чтобы давать ответы на вопросы. Потом держал книгу о. Феодосию. Наконец, надели на Батюшку схиму, я взглянул, и слезу опять начали подступать к горлу, но я удержался. Постриг кончился, мы все подходили поздравлять и принять благословение. Затем Батюшка дал по баночке варенья всем, участвовавшим при постриге, кроме нас. Когда все вышли, Батюшка сказал: " Теперь должна начаться другая жизнь". Часам к 10-ти все окончили, прочли вечерние молитвы и легли спать. 12 июля Батюшка приобщился св. Христовых Таин, ему стало легче. 13 июля навещал Батюшку о. Иосиф. В тот же день Батюшка говорил мне: — Схима — это край: или смерть или выздоровление. Я чувствую, схима меня подняла. Мне надлежало умереть, но дана отсрочка. О. Нектарий теперь мой восприемный отец. Приходит он сегодня и говорит, между прочим, следующее: " А вот на трапезе сегодня читали: один монах умер и ожил, и рассказал братии, что ему было сказано, что дается отсрочка на 15 лет. И ровно через 15 лет в этот день он действительно скончался... Затем о. Феодосий говорил, что замечал у меня уже недели три опухоль на лице, и поэтому сразу предложил мне схиму, указывая на опухоль, как на признак смерти. Я сказал: " Да будет воля Божия", ибо страшно отказываться от схимы. Схима дает прощение всех грехов. Кроме того, у меня было чувство смерти, а о. Феодосий говорит: " Кто может ручаться, что вы останетесь живы эту ночь? " Я согласился, и о. архимандрит охотно согласился, и вот я пострижен. Потом Батюшка сказал: — Да воздаст вам Господь, что ходили за мной. 14 июля, между прочим Батюшка сказал: — Я чувствую, что началась во мне новая жизнь: в чем она, я и сам хорошо не знаю, чувствую усиление бурь... А в другой раз сказал, что чувствует в себе прилив новых сил. Все эти дни я ночевал у Батюшки. Вчера ходил в больницу, нога опять что-то заболела. Правили у Батюшки сокращенное бдение. Он хотя и оправился, но не совсем. Слава Богу за все, что будет дальше.
Июля 22 числа Батюшка дал мне голубой шелковый поясок с белыми украшениями и словами: " Боже во имя Твое спаси мя", и благословил надевать его по праздникам и когда буду приобщаться. 23 июля к Батюшке приезжал из Шамордина убогий и блаженный Гаврюша. Он — мантийный монах. Батюшка говорил, что его постригал о. Амвросий. На меня он произвел хорошее впечатление. Приезжал он к Батюшке поздравить с принятием схимы. Очень мне понравилось, как он обрадовался и даже засмеялся чисто по-детски, когда Батюшка дал ему конфет и пряников. В тот же день Батюшка говорил, как глубоко таинственны события нашей жизни. — Я сейчас вдруг вспомнил: когда я ездил из скита в Воронеж к святителю Митрофанию, меня позвал к себе пить чай иеромонах, стоявший у мощей Святителя. Я пошел. Он очень радушно принял меня и между прочим взял и надел на меня схимническую шапочку свят. Митрофания, которая у него хранилась, как святыня. Вот, значит, когда я был уже предназначен к схиме. Затем я спрашиваю: " Как ваше святое имя? " А он отвечает: " Грешный Варсонофий". Конечно, я тогда из этого ничего не понял. Вот видите, какая глубина, к чему не коснись. Также помните, мы разбирали обстоятельства вашего поступления в скит относительно иконы Божией Матери " Нечаянная радость". Какая нам тогда открылась глубина... И будет вам эта радость при кончине. Та радость будет уже началом вечной радости...
Август
|