Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение Э. Дюркгейма для социологии культуры






Французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917) оказал значительное влияние на всю последующую культурологию прежде всего через установление тесной связи между социальными связями, имеющими «материальный субстрат» (плотность населения, интенсивность общения, дифференциация труда и т.д.), и собственно духовными факторами, т.е. коллективными представ-лениями, зафиксированными в таких формах общественного сознания, как религия, мораль, право. В концепции Дюркгейма преодолевался тот психологический метод, через который общество объяснялось лишь как совокупность индивидов. Социокультурные факторы, утверждал Дюркгейм, имеют объективное существование, независимое от индивида, они обладают принудительной силой и поэтому становятся источниками формирования облика общества и характера личности.

Главным во всем творчестве Дюркгейма было выяснение соотношения между разделением труда в человеческом обществе и его солидарностью. В работах Дюркгейма основательно выявляется различие двух основных типов социальности, которые он назвал «механической» и «органической». Первая относилась им к докапиталистическому обществу, в котором над всеми различиями преоб-ладает некоторый принцип сходства, на основании которого и формируются общественные связи.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 32 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 33 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

Органическая социальность формируется через разделение труда, создающее взаимозависимость участников совокупного производства и обмен товарами. Она достигает своей зрелой формы лишь при капитализме. Усматривая в разделении труда источник всестороннего развития общественного производства, Дюркгейм тем не менее видел недостаточность этого фактора для поддержания солидарности общества. Поэтому решающую роль в интеграции всякого общества Дюркгейм отводил коллективным представлениям, т.е. идеалам и верованиям, носителями которых выступают религия и мораль.

Для Дюркгейма в идее Бога воплощалась сакрализация самого общества как той объективной реальности, которая и получает свое выражение в религиозных верованиях и обрядах. Из этого он выводил и огромное влияние религии на всю культуру и на характер всех человеческих отношений. Констатируя противоречивость буржуазного общества в классовом отношении, моральный кризис, возникающий в ходе разрыва значимых человеческих связей, Дюркгейм вместе с тем полагал возможным утвердить нормативные принципы поведения и без религиозного санкционирования, укрепить позитивные принципы морали и права, без которых общество обрекается на разлад.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал