Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-педагогические аспекты здорового образа жизниСтр 1 из 30Следующая ⇒
Назарова Е.Н. H192 Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Назарова, Ю. Д.Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с. ISBN 978-5-7695-2653-4 В учебном пособии освещены вопросы охраны и укрепления здоровья населения, представлена методика изучения влияния экологии на человека, рассмотрены теоретические и практические основы профилактики заболеваний, изложены сведения о факторах среды, формирующих и разрушающих здоровье, описаны средства и методы его укрепления. Для студентов высших учебных заведений, будет полезно специалистам, работающим в системе высшего профессионального образования, а также широкому кругу читателей. УДК 61(075.8) ББК 51.1я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д., 2007 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007 ISBN 978-5-7695-2653-4
ПРЕДИСЛОВИЕ Здоровье — неоценимое счастье для каждого человека, о чем многие вспоминают, к сожалению, только тогда, когда его теряют. Известно, что человек, не думающий о своем здоровье смолоду, рискует полностью утратить его к 25 — 30 годам и, наоборот, соблюдая здоровый образ жизни, можно, даже вопреки наследственности и имеющимся болезням, укрепить свое физическое состояние. Вместе с тем крылатые слова героини популярного фильма о том, что в 40 лет жизнь только начинается, справедливы. В этом возрасте обычно уже позади годы учебы, сделана карьера, подросли и стали самостоятельными дети. Поэтому вторую половину жизни человек может в большей степени посвятить себе самому, своим увлечениям, интересам и т.д. Но если к этому возрасту он растратил весь потенциал здоровья, то вместо радости жизни его будут преследовать болезни, операции, длительное лечение и риск преждевременной смерти. В данном учебном пособии научно обоснована проблема формирования здоровья каждого человека и населения в целом. В нем содержатся сведения об основах здорового образа жизни, способствующего удовлетворению жизненно важных, в первую очередь биологических, потребностей организма, поддержанию постоянства его внутренней среды, которое определяет физическое и психическое здоровье человека. Система взглядов формируется так же, как растет кристалл в перенасыщенном растворе на взвешенной частице вещества. Для человека такой частицей «кристаллизации» являются природные склонности. Самые глубокие следы в нашей памяти оставляют те события, которые сопровождаются сильными эмоциями. Наиболее сильные эмоции вызывает информация, удовлетворяющая наше любопытство, желание узнать нечто новое. Если информация оказалась полезной, человек будет расширять ее границы — искать новые и новые источники, соответствующие его миропониманию и потребностям в познании. Предлагаемое учебное пособие рассчитано на формирование у молодого поколения нового мышления, в котором самой большой жизненной ценностью являются здоровье и активное долголетие. Пособие состоит из трех частей. В части I, посвященной социально-педагогическим аспектам здорового образа жизни, научно обосновывается необходимость воспитания у человека бережного отношения к своему здоровью. Право на охрану здоровья записано в Конституции РФ, государство создает учреждения, способствующие реализации этого права. Большое внимание в данной части пособия уделяется мониторингу здоровья и экологической среды, который позволяет изучать влияние экологии на человека, грамотно планировать и проводить конкретные мероприятия по охране здоровья населения нашей страны. Ведущий фактор здоровья — это образ жизни человека, формирующийся с детства — в быту, в процессе учебы и отдыха, а также в определенных природно-климатических условиях. Каждый человек способен существенно влиять на среду, в которой он живет, и изменять свой образ жизни при наличии мотивации здоровьесберегающего поведения. В этой части пособия раскрываются психофизиологические основы здорового образа жизни, рассматриваются социально-биологические аспекты профилактики заболеваний. Часть II посвящена факторам среды, формирующим здоровье. К ним относится все то, что удовлетворяет жизненно важные биологические потребности человека (питание, семья, дети, движение, труд, отдых), которые меняются в зависимости от его возраста, пола, рода занятий, индивидуальных особенностей. Здоровье людей связано также с удовлетворением их социальных потребностей. Разумное сочетание биологических и социальных потребностей — залог здорового образа жизни. Часть III содержит сведения о влиянии факторов среды, разрушающих здоровье, таких, как: алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания, беспорядочные половые связи, венерические заболевания и др. Здесь раскрываются психофизиологические механизмы возникновения зависимости от так называемых вредных привычек, дается убедительная информация о последствиях для жизни и здоровья всех форм негативного поведения, анализируются причины закрепления вредных привычек. Формирование мировоззрения, определяющего здоровый образ жизни, должно стать основным направлением деятельности органов здравоохранения и образования. Под влиянием социальной среды (семьи, школы, всего общества) у молодого поколения развивается мотивация здорового образа жизни как основы здоровья самого человека и его потомства. Только здоровое население может способствовать экономическому благополучию страны. Iчасть СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Здоровье — одна из высших человеческих ценностей, источник счастья, радости, залог оптимальной реализации личности. Есть только один способ быть здоровым самому и обеспечить здоровье своему потомству — уметь сохранять и укреплять собственное здоровье. За последние сто лет человечество достигло невиданных успехов во многих областях науки и сферах производства материальных благ. Все, что создано, — результат деятельности человека, его таланта и интеллекта. Труд преобразует не только окружающую среду, но и самого человека. Однако благополучие любого сообщества (страны, трудового коллектива, семьи) и каждого человека в отдельности определяется не материальными благами, а состоянием его здоровья. Вместе с тем большинство людей инертны и предпочитают жить, не затрачивая сил и времени на свое совершенствование. О здоровье много пишут, говорят, но мало кто заботится о нем всерьез. Люди быстро забывают о своих недугах и, стремясь к приятным ощущениям, не требующим напряжения и усилий, отдаются во власть порочных привычек. Но приятное для человека зачастую имеет неприятные последствия для его организма. Формирование мотивации здоровьесберегающего поведения, направленное на удовлетворение жизненно важных биологических потребностей человека, — одно из важнейших задач профилактической работы учреждений здравоохранения и образования. ГЛАВА 1
|