Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы физического и нервно-психического развития детей и подростков
Возрастные особенности развития. Жизнь ребенка, его рост и развитие начинаются не со дня появления на свет, а с момента зачатия, являющегося результатом оплодотворения женской половой клетки (яйцеклетки) мужской половой клеткой (сперматозоидом). Оплодотворенное яйцо (зародыш) развивается в полости матки матери. Поэтому первый период развития, продолжающийся 9 месяцев, называется внутриутробным. Здоровье ребенка тесно связано с образом жизни матери. Зародыш до трех месяцев внутриутробного развития называется эмбрионом, а с трех месяцев до момента рождения — плодом. Необходимое питание и кислород он получает из материнской крови через сосуды детского места. К концу 9-го солнечного (или 10-го лунного) месяца (который равен 28 дням) наступают роды, и ребенок появляется на свет. Новый — внеутробный — период развития ребенка длится 18 лет. Именно этот период особенно важен для формирования у него здорового образа жизни. Внеутробный период до достижения полной зрелости складывается из шести условно выделенных периодов: I период — новорожденность — от рождения до конца первого месяца жизни. II период — грудной возраст — от конца первого месяца и до конца первого года жизни. III период — ранний детский возраст — от 1 года до 3 лет. IV период — дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. V период — младший школьный возраст — от 7 до 12 лет. VI период — старший школьный возраст — от 12 до 18 лет. Организм ребенка в каждый из этих возрастных периодов имеет ряд структурно-функциональных особенностей, требующих для формирования его здоровья разных режимов, ухода, питания и воспитания. Наиболее ответственными являются I и II периоды. В период новорожденности у детей могут выявляться пороки развития, повреждения разных органов, полученные при родах (нарушение мозгового кровообращения вплоть до внутричерепных кровоизлияний, переломы костей, повреждение мышц, периферических нервов и др.). У детей грудного возраста легко возникают и тяжело протекают сепсис (заражение крови), острые желудочно-кишечные болезни, воспаление легких, кожные болезни, рахит и др. Наиболее интенсивное развитие нервной системы и особенно коры головного мозга происходит на протяжении III и IV периодов жизни, т. е. в первые 7 лет жизни. Вслед за морфологическим развитием (увеличение массы головного мозга, формообразование больших полушарий) наступает и функциональное созревание, в котором можно выделить следующие этапы. К моменту рождения у ребенка проявляется большинство врожденных безусловных рефлексов. При этом вегетативная сфера превалирует над соматической. Уже в первые - вторые сутки после рождения (не говоря о конце первого месяца жизни) возможно появление простых пищевых условных реакций. Вначале медленно образуются условные рефлексы первой сигнальной системы (конкретно-образное восприятие окружающего мира), и они неустойчивы. Чем старше становится ребенок, тем более сложные рефлексы первой, а затем и второй сигнальной системы (речь) у него образуются. Сроки образования условных рефлексов связаны с ведущей (доминирующей) потребностью (есть, пить, держать голову, сидеть, стоять, ходить и т.д.) и разной степенью развития органов чувств. Первыми формируются рефлексы на вкус и запах, затем рефлексы на звуки и потом уже на зрительные раздражители. К концу первого года ребенок хорошо различает вкус пищи, запахи, форму предметов, голоса и лица, начинает ходить. Сила, ловкость и координация его движений возрастают и совершенствуются, что свидетельствует о развитии условных рефлексов соматической сферы и осуществляется при участии сознания. На втором году жизни рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. У ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжает формироваться вторая сигнальная система (речь). Однако злоупотребление словом в раннем возрасте без достаточной связи с конкретным предметом или действием не только малоэффективно, но и может наносить ребенку функциональный вред. Движения ребенка (ходьба, бег, прыжки и т.д.) становятся более координированными, достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образуются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Большое значение в формировании здорового образа жизни в I —III периоды роста и развития имеет условно-рефлекторная деятельность, проявляющаяся при обучении ребенка: чем раньше оно начато, тем быстрее идет закрепление полезных знаний и навыков. Решающее значение в обучении ребенка имеет развитие второй сигнальной системы, т.е. речи. В становлении речи большую роль играет общение ребенка с взрослыми членами семьи и окружающей социальной средой. Все органы ребенка в этот период несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность. Развиваются и крепнут скелет и мышцы; заканчивается прорезывание всех молочных зубов, усиливается деятельность пищеварительных ферментов. По уровню интеллектуального развития ребенок к концу IV периода должен быть готов к поступлению в школу. Дети 3 — 7 лет любят много рисовать, лепить, писать и даже читать. Этот период жизни важен для дальнейшего формирования здорового образа жизни. Следует также помнить, что в этом возрасте детские инфекционные болезни у них встречаются довольно часто, хотя протекают обычно легче и реже, чем в более старшем возрасте, в котором они чаще вызывают осложнения. К семи годам роль второй сигнальной системы еще более повышается и слово уже становится самым важным сигналом, что позволяет только в этом возрасте эффективно применять его для образования условных связей, касающихся здорового образа жизни. Следует помнить, что наиболее прочными являются стереотипные формы поведения на основе простых и сложных условных рефлексов. Привычные формы поведения, связанные с личной гигиеной, застольным этикетом, другими формами бытового поведения, закладываются именно в этом возрасте и сохраняются в течение всей жизни. В младшем школьном возрасте (7—12 лет) относительная функциональная незрелость коры головного мозга может проявляться в несовершенстве процессов анализа и синтеза и малой работоспособности. Мышление детей все еще остается конкретным, хотя они и начинают уже пользоваться абстрактными понятиями. Поэтому формирование здорового образа жизни должно вестись при строгом соблюдении режима учебы, труда и отдыха и строиться не только на словесном логическом доказательстве, но и обязательно с использованием наглядных действий, помня о подражательности и внушаемости поведения детей и их конкретно-образном мышлении. Возрастные функциональные особенности высшей нервной деятельности детей при формировании здорового образа жизни отражаются на их поведении, для которого характерны слабая концентрация (большая отвлекаемость) и незначительное время активного внимания; большая подвижность (сменяемость) желаний (потребностей); утомляемость и, как следствие, неусидчивость. Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется ускорением роста и значительной перестройкой эндокринного аппарата: усилением функций половых и щитовидной желез, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие продуктов жизнедеятельности этих желез. При несоблюдении здорового образа жизни могут возникнуть нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость, переутомление, эндокринные расстройства (болезни щитовидной железы, ожирение и др.), сосудистые дистонии. У подростков наиболее интенсивно развивается абстрактное (отвлеченное) мышление, появляется интерес к лицам противоположного пола. Перестройка организма в связи с половым созреванием отражается на настроении подростка, состоянии его здоровья и поведении. Под действием мощного выброса половых гормонов нарушается уравновешенность нервных процессов в сторону преобладания возбуждения. Эти функциональные изменения могут приводить к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивости, грубости, нетерпению и т.д.) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Вместе с тем требования к нему со стороны взрослых растут часто без учета функциональных особенностей этого возраста. Режим труда и отдыха. Здоровый образ жизни, режим труда и отдыха, физическая культура и спорт, интеллектуальные увлечения, доброжелательность и понимание со стороны взрослых — вот основные условия того, что переходный период пройдет для подростка без функциональных расстройств и не скажется на его физическом, психическом и социальном здоровье. Некоторые подростки начинают работать на производстве или в сфере обслуживания, в связи с чем необходимы особое внимание к формированию и соблюдению здорового образа жизни, контроль со стороны семьи и общества за режимом подростка и правильным его питанием. Из характеристики периодов детства вовсе не вытекает, что вследствие возрастных особенностей ребенок должен непременно болеть. Здоровье ребенка во многом зависит от понимания им и родителями роли здорового образа жизни в формировании и укреплении здоровья. Врожденные морфофункциональные особенности нервной системы, а также многие биологические и социальные факторы внешней среды окончательно формируют здоровый образ жизни и психику человека примерно к 20 годам (вид мышления, волю, память, темперамент, характер). Однако функциональное совершенствование высшей нервной деятельности (ВНД) продолжается и у взрослых людей, что определяет их индивидуальные различия, касающиеся объема приобретенной памяти (условные рефлексы в виде знаний, умений, навыков), вида мышления и способности к анализу (установление причинно-следственных связей), силы воли (способности управлять своими потребностями) и других особенностей высшей нервной деятельности, формирующих особенности поведения человека в социальной среде. Социальные факторы, роль воспитателей являются ведущими в формировании здорового образа жизни.
|