Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция РФ 1993 г. о государственном строе






 

Система органов государственной власти. Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей. Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местно­го самоуправления. Органы государственной власти формируются народом путем выборов или избранными им органами.

Согласно принципу законности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами. Их компетенция также определена соответствующими нормативно-правовыми актами. В своей деятельности органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию и законодательство.

Согласно принципу республиканизма в России вводится республиканская форма правления. Высшая власть в РФ принадлежит выборным органам — президенту и парламенту (Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главой исполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.

В соответствии с принципом федерализма государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органов государственной власти, действующей на основе разграничения предметов ведения. Государственная власть в РФ осуществляется также на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномо­чий самостоятельны (рис. 22).

Рис. 22. Федеральные органы государственной власти

Президент РФ. Федеральное звено органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды. Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, выступает гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны и на международном уровне, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами государства.

Президент избирается гражданами РФ на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Конституция РФ наделила президента широкими полномочиями. Он назначает с согласия Государственной Думы главу правительства, по предложению последнего назначает и смещает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность председателя Центробанка, представляет Совету Федерации кандидатуры на должность Генерального прокурора и судей высших судов (Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного), назначает судей других федеральных судов, формирует свою администрацию, Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает своих полномочных представителей в государственных органах и регионах, высшее командование Вооруженных сил, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, распускает Государственную Думу, назначает выборы и референдумы, подписывает и обнародует федеральные законы, ведет переговоры с представителями иностранных государств и подписывает международные договоры, вводит военное и чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, присваивает почетные, воинские и специальные звания и осуществляет помилование. Во исполнение своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Организационное обеспечение деятельности президента возлагается на его администрацию, являющуюся рабочий органом при нем.

Конструкция государственной власти в РФ позволяет отнести Президента РФ к так называемым сильным президентам. В то же Я время в Конституции заложена система гарантий против узурпации им власти. Важнейшими из них являются избрание президента народом, ограничение срока его полномочий, недопустимость занятия поста президента более двух сроков подряд, а также возможность отрешения его от должности (импичмент). Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Попытка импичмента была предпринята в отношении Б.Н.Ельцина в 1999 г., но не получила необходимого числа голосов уже на первой стадии — в Государственной Думе. В случае досрочного прекращения полномочий президента, вне зависимости от оснований принятия такого решения, их временно исполняет председатель правительства. Подобный прецедент был в новейшей истории России, когда после отставки Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности президента являлся В. В. Путин, занимавший на тот момент пост главы правительства.

Первым Президентом РФ был Б.Н.Ельцин (1991 — 1999), с 31 декабря 1999 г. президентом является В. В. Путин.

Федеральное Собрание РФ. Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту — Федеральному Со­бранию. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее время Российская Феде­рация насчитывает 89 субъектов, максимально возможное число мандатов Совета Федерации — 178.

Совет Федерации первого созыва (1993) избирался на двухлетний срок на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Территория избирательных округов совпадала с территорией субъектов РФ, от каждого округа избирались два члена Совета Федерации. В 1995 г. порядок формирования Совета Федерации изменился: в его состав вошли руководители законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ по должности. Срок полномочий члена Совета Федерации стал определяться сроком его полномочий в качестве главы законодательного или исполнительного органа власти субъекта РФ. Обновление Совета Федерации осуществляется путем ротации, определяемой выборами в органы власти субъектов РФ. По новому закону «О порядке формирования Совета Федерации» (2000) с января 2002 г. главы исполнительной власти субъектов РФ будут заменены в Совете Федерации их представителями.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей высших судов РФ, Генерального прокурора, заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов. В сфере законодательного процесса Совет Федерации одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой.

В 1994—1995 гг. председателем Совета Федерации являлся В. Ф. Шумейко, с января 1996 г. — Е. С. Строев.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Лишь Государственная Дума первого созыва (1993— 1995) была избрана на двухлетний срок. На выборах 1993, 1995 и 1999 гг. использовалась смешанная система: одна половина депутатов избиралась на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина — на основе системы пропорцио­нального представительства по общефедеральному избирательному округу. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

Основной задачей Государственной Думы является рассмотре­ние и принятие федеральных законов. Кроме этого, к ее ведению относятся: согласие на назначение президентом главы правитель­ства, решение вопроса о доверии правительству; назначение на должность председателя Центробанка РФ, Уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; объявление амнистии и выдвижение обвинения против президента.

Государственная Дума может быть досрочно распущена президентом. Конституция РФ предоставляет это право президенту в трех случаях:

1) после троекратного отклонения Государственной Думой представленных президентом кандидатур на пост председателя правительства;

2) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия правительству;

3) при постановке председателем правительства вопроса о доверии перед Государственной Думой и отказе ее в таком доверии.

Председателем Государственной Думы первого созыва (1994— 1995) являлся И.П.Рыбкин, с 1996 г. — Г.Н.Селезнев.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно. В целях предварительного рассмотрения и последующей доработки законопроектов члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы образуют различные комитеты.

Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Формирование правительства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Если Государственная Дума такого согласия не дает и трижды отклоняет предложенную президентом кандидатуру, глава государства распускает Думу и единолично назначает премьера. Последний в недельный срок после своего назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложения по персональному составу Правительства. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя правительства и федеральных министров производится президентом. Он вправе также принять решение об отставке правительства. Причем Конституция не требует от президента публичной мотивации его решений. Исключительные полномочия президента по отставке правительства породили в период президентства Б.Н.Ельцина «правительственную чехарду». За неполных полтора года в России сменились пять председателей правительства: В.С.Черномырдин (1992—1998), С.В.Кириенко (апрель —август 1998), Е. М. Примаков (сентябрь 1998 г. — август 1999 г.), В.В.Путин (август 1999 г. — май 2000 г.). После избрания В. В. Путина Президентом РФ главой правительства стал М. М. Касьянов.

В соответствии с Конституцией Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны, государственной безопасности, реализации внешней политики, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. Помимо правительства в эту систему входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, российские агентства и федеральные надзоры. Правительство РФ относится к высшим органам федеральной исполнительной власти, все остальные — к центральным. (Конкретный перечень министерств и ведомств приводится в приложении 4.)

Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство руководит, как правило, определенной отраслью. Образование, упразднение и реорганизация федеральных министерств отнесены к прерогативе президента. Во главе федерального министерства стоит министр, который назначается на должность и смещается с должности президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству и работают под его руководством. Силовые министерства, Министерство иностранных дел и Министерство юстиции подчинены непосредственно президенту.

Государственный комитет РФ и Федеральная комиссия РФ — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание, ликвидация и реорганизация государственных комитетов и федеральных комиссий входят в компетенцию Президента РФ, а назначение на должность и освобождение от должности глав этих ведомств осуществляется Правительством РФ. Во главе государственного комитета стоит председатель государственного комитета, во главе федеральной комиссии — председатель федеральной комиссии. Они не обладают правом решающего голоса на заседаниях Правительства РФ.

Несмотря на то что министерство является органом отраслевого управления, а государственный комитет — органом межотраслевой координации, в практике государственного строительства последних лет отмечены случаи преобразований федеральных министерств в государственные комитеты и наоборот. Так, например, в мае 1998 г. Государственный комитет по управлению государственным имуществом, а в октябре 1998 г. Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства становятся соответствующими министерствами. Еще более разительные перемены произошли с Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму: в мае 1999 г. он был преобразован в Российское агентство по физической культуре и туризму, в августе 1999 г. — в Министерство по физической культуре, спорту и туризму, а в мае 2000 г. он вновь становится Государственным комитетом по физической культуре, спорту и туризму.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и т.д.) в установленных сферах ведения. Федеральная служба возглавляется руководителем или директором, российское агентство — генеральным директором, федеральный надзор — начальником. Федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры создаются, упраздняются и реорганизуются Президентом РФ. Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляются правительством, кроме тех из них, которые непосредственно подчинены президенту (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

Судебная власть РФ. Судебную власть РФ составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции (Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший арбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах РФ) (рис. 23).

 

 

Рис. 23. Федеральные суды РФ

 

 

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и подзаконных актов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между РФ и ее субъектами и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Кроме того, Конституционный Суд РФ правомочен разрешать споры о компетенции между органами государственной власти и давать толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу.

Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции являются судебными органами по гражданским, уголовным и административным делам. Арбитражные суды рассматривают экономические споры.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению президента. Судьи других федеральных судов единолично назначаются Президентом РФ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал