Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы управления административно-политической сферой






 

Органы управления обороной страны. После окончания Великой Отечественной войны органы полевого военного управления упраздняются. Главным военным органом в феврале 1946 г. становится Наркомат вооруженных сил СССР, созданный путем объединения Наркомата обороны и Наркомата военно-морского флота. В марте 1946 г. он был переименован в Министерство вооруженных сил.

В первые послевоенные годы система управления обороной страны не отличалась стабильностью. В 1950 г. Министерство вооруженных сил было разукрупнено на Военное министерство и Военно-морское министерство. Во время общей реорганизации министерств в 1953 г. их вновь объединяют в одно ведомство — Министерство обороны СССР. До 1977 г. Министерство обороны формально являлось союзно-республиканским органом, однако свои министерства обороны союзные республики в послевоенный период не образовывали. По Конституции СССР 1977 г. Министерство обороны СССР получило статус общесоюзного ведомства.

Организация управления вооруженными силами страны была строго централизованна. Министерство обороны осуществляло свои функции на всей территории СССР, а также в отношении советских войск, находившихся за рубежом. В центральный аппарат Министерства обороны входили: Генеральный штаб, управления видами вооруженных сил (сухопутных войск; военно-воздушных сил; военно-морского флота; войск ПВО; специальных войск), органы управления тылом, органы управления строительством и расквартированием войск, Главная инспекция по контролю за подготовкой и боевой деятельностью войск, Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота (оно работало на правах отдела ЦК КПСС), главные и центральные управления (кадров, финансовое, вузов и т.д.).

В систему местных органов Министерства обороны входили: 1) органы управления военных округов, групп войск, округов ПВО, флотов во главе с командующими, военными советами и штабами, которые имели экстерриториальное построение и подчинялись только Министерству обороны; 2) военные комиссариаты, образовавшиеся в соответствии с административно-территориальным делением и находившиеся в двойном подчинении — вышестоящим органам Министерства обороны и местным Советам.

Управление внешнеполитическими связями. До 1946 г. управление внешнеполитическими связями осуществлял Наркомат иностранных дел, с 1946 г. — Министерство иностранных дел. С 1944 г. внешнеполитическое ведомство имело статус союзно-республиканского органа. Рабочий аппарат министерства состоял из территориальных (ведали отношениями с определенной группой стран) и функциональных (протокольный, печати, договорно-правовой и т.д.) отделов. В систему зарубежных органов МИД входили дипломатические (посольства и миссии) и консульские (генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства) представительства.

Контрольные органы. В 1940 г. был восстановлен союзно-республиканский Наркомат (с 1946 г. — Министерство) государственного контроля. На него возлагались контроль за исполнением решений правительства, за расходованием государственных средств, обнаружение и устранение недостатков в работе советского государственного аппарата. Его компетенция распространялась не толь­ко на государственные, но и на общественные и военные учреждения. Однако в условиях того времени Министерство государственного контроля действовало избирательно и не в полной мере справлялось со своими задачами.

Начавшаяся в 1950-х гг. либерализация политического строя по­требовала реорганизации контрольных органов. В 1957 г. вместо Министерства государственного контроля создается Комиссия советского контроля. К участию в ее работе привлекались широкие слои советской общественности. В 1962 г. было решено вернуться к системе двуединого партийно-государственного контроля, существовавшей еще во времена В. И.Ленина. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР функционировал три года. В 1965 г. он был разделен на Комитет народного контроля при Совете Министров СССР и Комитет партий­ного контроля при ЦК КПСС. Деятельность обоих контрольных органов разворачивалась на фоне усиления бюрократизации как государственного, так и партийного аппарата.

Управление в области охраны общественного порядка и государственной безопасности. В области охраны общественного порядка и государственной безопасности управление осуществляли Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности. В марте 1946 г. они были переименованы в министерства. Оба органа являлись союзно-республиканскими. Вторая половина 1940-х гг. характеризовалась частичным перераспределением полномочий между «силовыми» министерствами, приведшим к усилению роли Министерства государственной безопасности (МГБ). Под контроль последнего были переданы: из МВД — пограничная служба, милиция и организация борьбы с бандитизмом, из Министерства вооруженных сил — контрразведка «СМЕРШ» («Смерть шпионам»). При МГБ оказалось и Особое совещание — орган внесудебных репрессий, созданный еще в 1934 г.

В марте 1953 г. при общей реорганизации министерств МВД и МГБ объединяются в одно ведомство — Министерство внутренних дел во главе с Л.П.Берией. В июне 1953 г. Берия был снят с должности министра и арестован. Позднее, в декабре 1953 г., по решению суда его расстреляли. Это положило начало перестройке аппарата МВД: было упразднено Особое совещание при МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного разбирательства дел, обновлен личный состав министерства. В марте 1954 г. из МВД СССР выделился союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ).

КГБ функционировал в качестве самостоятельного органа с 1954 по 1991 г. К его основным задачам относились: обеспечение государственной безопасности, расследование государственных преступлений, разведывательная и контрразведывательная деятельность, охрана государственных границ, принятие мер по охране документов и сведений, составляющих государственную тайну, борьба с терроризмом. В 1960— 1980-х гг. КГБ возглавлял деятельность, направленную против диссидентского движения. В октябре 1964 г. при активном участии КГБ был смещен со своих постов Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев. Председателями КГБ СССР являлись: И.А.Серов (1954-1958), А. Н.Шелепин (1958-1961), В.С.Семичастный (1961—1967), Ю.В.Андропов (1967-1982), В.В.Федорчук (май—декабрь 1982 г.), В.М.Чебриков (1982-1988), В.А.Крючков (1988 — 1991), В.В.Бакатин (август—ноябрь 1991 г.).

После выделения КГБ в самостоятельный орган Министерстве внутренних дел сосредоточилось исключительно на охране общественного порядка. В 1960 г. в соответствии с политическим курсом на расширение прав союзных республик МВД СССР было ликвидировано, а его функции отошли республиканским МВД. В феврале 1962 г. МВД союзных республик переименовываются в министерства охраны общественного порядка. Новое название должно было подчеркнуть, на каких основаниях предполагалось строить деятельность этих органов. Однако ликвидация МВД СССР себя не оправдала. В июле 1966 г. восстанавливается союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, а в ноябре 1968 г. ему возвращается прежнее название — Министерство внутренних дел. На МВД было возложено: обеспечение общественного порядка, предупреждение, пресечение и расследование преступлений, организация работы по обеспечению пожарной безопасности и безопасности дорожного движения (служба ГАИ), паспортный контроль и содержание мест заключения. Силовыми структурами МВД являлись милиция и внутренние войска.

Судебная система. Окончание Великой Отечественной войны позволило отказаться от «чрезвычайщины» в деятельности судебных органов. Восстановились обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. Военные трибуналы на транспорте были реорганизованы в линейные суды. В 1946 г. была учреждена должность Генерального прокурора СССР. Однако в условиях сохранения тоталитарного режима суды по-прежнему оставались институтом репрессивной политики государства.

Более существенный характер имела перестройка судебной системы после 1953 г. В 1957 г. были ликвидированы транспортные суды, а рассмотрение подсудных им дел было возложено на обычные суды. Были расширены права Верховных судов союзных республик, принято новое положение о военных трибуналах, реорганизовано низовое звено судебной системы — районные и городские народные суды, через которые проходило подавляющее большинство гражданских и уголовных дел. Увеличение срока полномочий народных судов (с трех до пяти лет), а также укрупнение низового звена судебной системы положительно сказались на отправлении правосудия.

В 1970 г. было восстановлено союзно-республиканское Министерство юстиции СССР (упраздненное в 1956 г.). На него возлагались организационное управление судами, подготовка предложений по кодификации законодательства, руководство адвокатурой и нотариатом. Принятый в 1979 г. новый закон «О Верховном Суде СССР» закрепил сложившуюся систему судебных органов. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пятилетний срок и осуществлял надзор за деятельностью всех судов СССР (судов союзных и автономных республик, краевых и областных судов, городских и районных народных судов) и военных трибуналов. Тогда же был принят и новый закон «О Прокуратуре СССР». Система органов прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР, прокуратур союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов и районов. Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР. Прокуроры союзных и автономных республик назначались Генеральным прокурором СССР, все нижестоящие прокуроры — прокурорами соответствующих союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий прокуроров любого уровня был установлен в пять лет. Органы прокуратуры осуществляли надзор за исполнением законов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Выявите основные этапы в развитии послевоенной советской государственности. Дайте характеристику каждому из них.

2. Покажите место КПСС в политической системе советского общества. Назовите руководящие органы КПСС.

3. Что нового внесла Конституция СССР 1977 г. в государственно-политическое развитие СССР?

4. Раскройте сущность взаимоотношений высших органов государственной власти и управления СССР.

5. Охарактеризуйте правовой статус союзных и автономных республик.

6. Какие учреждения входили в систему местных органов государственной власти и управления?

7. Дайте сравнительную характеристику отраслевой и территориальной системам управления промышленностью.

8. Расскажите о системе органов управления социально-культурной сферой. Какие отличительные черты ей присущи?

9. Дайте оценку изменениям в системе правоохранительных органов страны в послевоенное время.

10. В чем, по вашему мнению, состоит главная причина частных реорганизаций управленческих структур в советское время?

Глава 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 гг.)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал