Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отраслевая и территориальная системы управления промышленностью
Восстановление системы промышленных министерств происходило в условиях проведения экономической реформы 1965— 1967 гг. («реформа Косыгина»). Она была самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики в соответствии с требованиями времени. Среди мероприятий реформы значились расширение самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет и самоокупаемость, усиление роли экономических рычагов управления. Поэтому, возвращаясь к отраслевой системе, надеялись избежать присущие ей негативные черты, такие как излишняя централизация, ведомственность, подавление инициативы на местах, разбухание аппарата управления и т.д. Министерства должны были осуществлять общее руководство отраслью в условиях новых принципов планирования и значительно возросшей самостоятельности предприятий. Но на практике они неохотно расставались с привычными директивными методами управления, шаг за шагом умаляя реальное значение полученной предприятиями самостоятельности. Экономическая реформа не смогла изменить основы административно-командной системы и постепенно сошла на нет, усилив ведомственный подход к управлению промышленностью. Опять начался процесс разукрупнения министерств: если при восстановлении системы промышленных министерств (1965) их было 29, то через 10 лет (1975) — стало 35, а к началу горбачевской перестройки (1985 — 1986) — почти 40. В течение 1970-х гг. предпринимались отдельные шаги по изменению системы управления промышленностью. Самым крупным из них была реорганизация «среднего звена» управления, предпринятая в 1973 г. Каждое министерство обязано было разработать генеральную схему управления отраслью. Предполагалось устранить многоступенчатость и перейти на двух- и трехзвенную систему управления: министерство — объединение — предприятие. В связи с этим главные управления министерств упразднялись, а предприятия объединялись в промышленные, производственные и научно-производственные объединения. Объединение представляло собой единый производственный комплекс, действующий на хозрасчетной основе. К 1980 г. в промышленности действовало около 4 тыс. объединений, включавших 18 тыс. предприятий и выпускавших не многим менее половины промышленной продукции страны. Таким образом, наряду с первичной производственной структурой — фабрикой, заводом — основными объектами управления стали также промышленные, производственные и научно-производственные объединения. Реорганизация «среднего звена» управления привела к некоторому снижению числа управленческих инстанций. Однако общую тенденцию к усилению бюрократизации и ведомственности в управлении промышленностью поколебать не удалось. К началу 1980-х гг. управленческий аппарат вырос до громадных размеров и практически стал диктовать свою волю в экономике и политике.
|