Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в государственном аппарате в связи с началом войны






 

В июне 1941 г. фашистская Германия совершила нападение на СССР. Началась Великая Отечественная война. Она стала тяжелейшим испытанием для народов нашей страны. СССР, несмотря на прилагаемые в годы третьей пятилетки усилия, не завершил подготовку к войне. Перевооружение Красной армии не было завершено. Политическое руководство страны, в первую очередь И. В. Сталин, допустило просчет в определении возможных сроков начала войны. Массовые репрессии 1937— 1938 гг., затронувшие командный состав армии, негативно сказались на ее способности к отражению агрессии. В первые дни, недели и месяцы войны сложилась крайне неблагоприятная обстановка на фронтах. Значительные территории оказались захвачены противником. Встал вопрос о самом существовании Советского государства.

Чрезвычайные военные обстоятельства вызвали существенные изменения в государственном аппарате. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» все функции государственной власти по организации обороны, обеспечению общественного порядка и государственной безопасности в местностях, объявленных на военном положении, передавались военным советам и военному командованию войсковых соединений. 23 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о создании коллективного органа руководства вооруженными силами страны — Ставки Главного командования. 24 июня 1941 г. при Совнаркоме СССР был учрежден Совет по эвакуации, наделенный чрезвычайными полномочиями по перебазированию производственных мощностей и людских ресурсов. При наркоматах и на местах создавались бюро и комитеты по эвакуации. Были расширены права Совнаркома СССР и совнаркомов союзных республик по мобилизации сил и средств на организацию отпора агрессии.

Государственный комитет обороны. 30 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость образования Государственного комитета обороны (ГКО) и сосредоточения в его руках всей полноты гражданской и военное власти в стране. Первоначально в состав ГКО вошли пять человек (И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и Л. П. Берия), в феврале 1942 г. — еще трое (А. И. Микоян, Н.А.Вознесенский, Л.М.Каганович), в 1944 г. — один (Н. А. Булганин). Каждый из них отвечал за определенный участок работы: Молотов — за производство танков, Микоян — за снабжение фронта, Вознесенский — за пуск эвакуированных предприятий. Председателем Государственного комитета обороны являлся И. В. Сталин.

ГКО осуществлял государственное, военное и хозяйственное управление в стране и был наделен чрезвычайными полномочиями. Он назначал и смещал высшее военное командование, готовил резервы для действующей армии, решал военно-стратегические вопросы, налаживал работу промышленности, транспорта, сельского хозяйства, снабжение населения и армии, занимался подготовкой трудовых резервов и распределением рабочей силы по производственным объектам.

Все постановления и распоряжения ГКО подлежали немедленному и обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами. Своего специального аппарата ГКО не создавал и проводил решения через государственные и партийные органы. В союзных республиках, краях, областях и городах ГКО имел уполномоченных. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые обычно возглавлялись первыми секретарями обкомов и горкомов партии и включали в свой состав председателей облисполкома или горисполкома, представителей военного командования и местного управления НКВД. Городские комитеты обороны имели права объявлять город на осадном положении, проводить эвакуацию населения, давать предприятиям специальные задания, формировать народные ополчения и т.д. Их решения могли быть отменены только ГКО, а если они касались военно-оборонных вопросов — военными советами фронтов. За время войны было образовано 60 городских комитетов обороны.

Для решения конкретных вопросов Государственный комитет обороны создавал различные комитеты, советы и комиссии. Некоторые из них приобретали постоянный характер и наделялись большими полномочиями. В июле 1941 г. ГКО был переподчинен Совет по эвакуации. В феврале 1942 г. при ГКО возник Транспортный комитет, координировавший работу всех видов транспорта и осуществлявший контроль за перевозками военных и народнохозяйственных грузов. В декабре 1942 г. создается Оперативное бюро ГКО, контролировавшее выполнение военных заказов и текущую работу наркоматов. В непосредственном подчинении ГКО находилась Ставка Верховного Главного командования.

Государственный комитет обороны являлся чрезвычайным ор­ганом государственной власти в период войны. Им было издано свыше 10 тыс. постановлений. С окончанием войны надобность в нем отпала, и 4 сентября 1945 г. ГКО был упразднен.

Война отодвинула на второй план высший конституционный орган государственной власти — Верховный Совет СССР, который за все это время провел лишь три сессии: в июле 1942 г. (ратифицировал советско-английский договор о союзе в войне и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны от 26 мая 1942 г.), в феврале 1944 г. (принял закон о расширении прав союзных рес­публик в области обороны и внешних сношений) и в апреле 1945 г. (рассмотрел закон о бюджете на 1945 г.).

Перестройка системы военного управления. До войны непосредственное управление обороной страны осуществляли два ведомства — Наркомат обороны СССР (существовал с 1923 г., до 1934 г. назывался Наркоматом по военным и морским делам) и Наркомат военно-морского флота (выделен из Наркомата обороны в 1937 г.). Территория страны в военно-административном отношении делилась на военные округа. Накануне войны их было 16. Высшим органом военной власти в округе являлся военный совет, в состав которого входили командующий войсками округа и два члена совета. Военный совет руководил всеми войсковыми частями и военными учреждениями, расположенными на территории округа, и нес полную ответственность за их боевую и мобилизационную готовность и морально-политическое состояние. Военные советы округов находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В краях, областях, районах и городах фун­кционировали военные комиссариаты, ведавшие организацией учета военнообязанных и их призывом в армию.

После начала военных действий с Германией и ее союзника­ми система военного управления была перестроена. Высшим военным органом стала Ставка Главного командования, образованная 23 июня 1941 г. В ее состав были включены члены высшего политического и военного руководства страны: И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, С. К. Тимошенко, Г.К.Жуков, Н.Г.Кузнецов. Тогда же военные округа западных районов были преобразованы во фронты. Руководство ими осуществлялось из Ставки. С образованием Государственного ко­митета обороны (30 июня 1941 г.) Ставка находилась в его непосредственном подчинении.

В первые недели войны Ставка не справлялась с организацией управления действующей армией. 10 июля 1941 г. постановлением ГКО было решено создать промежуточное звено стратегического руководства войсками — три главных командования по направлениям: северо-западное (главком К. Е. Ворошилов), западное (главком С.К.Тимошенко) и юго-западное (главком С.М.Буденный). В связи с этим Ставка Главного командования была переименована в Ставку Верховного Главного командования, а 8 августа 1941 г. после назначения И.В.Сталина Верховным главнокомандующим она стала называться Ставкой Верховного главнокомандующего. 10 августа 1941 г. Генеральный штаб, являвшийся до этого коллегиальным органом Наркомата обороны, был переподчинен Ставке, став ее рабочим органом. Наркомат обороны с этого времени основное внимание стал уделять подготовке резервов для Красной армии, тыловому обеспечению, управлению внутренними военными округами, политической работе в войсках и т.д. В августе— сентябре 1941 г. по мере стабилизации обстановки на фронтах и установления надежной связи Ставки с фронтами главные командования были упразднены. Ставка, будучи высшим органом военного управления, занималась утверждением планов военных кампаний и операций, назначением на должности высшего комсостава, формированием новых соединений, распределением людских и материальных резервов. Стратегические вопросы решались в Ставке коллегиально, по другим вопросам Сталин принимал единоличные решения.

В первые месяцы войны была осуществлена полная централизация военного управления. Все структуры управления в конечном счете замыкались на Сталине, который являлся председателем ГКО, Верховным главнокомандующим, председателем Ставки, Председателем Совнаркома и наркомом обороны. Такая централизация диктовалась необходимостью сосредоточить все силы и ресурсы и рычаги управления ими в одном центре и в целом была оправдана чрезвычайными обстоятельствами военного времени. В то же время она сковывала инициативу командующих фронтами и руководителей других уровней управления, лишала эту систему гибкости.

На оккупированной врагом территории было развернуто массовое партизанское движение. Однако единый орган руководства партизанской борьбой был создан только 30 мая 1942 г. Во главе Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) был поставлен первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К.Пономаренко. ЦШПД непосредственно или через республиканские штабы устанавливал связи с партизанскими формированиями, направлял и координировал их деятельность, снабжал оружием, боеприпасами, медикаментами, организовывал взаимодействие с регулярными частями Красной армии. В марте 1943 г. ЦШПД как выполнивший свои задачи был упразднен. Но вскоре это решение было признано ошибочным, и в апреле 1943 г. ЦШПД был восстановлен. Окончательная ликвидация Центрального штаба партизанского движения произошла по постановлению ГКО в январе 1944 г. (рис. 19).

Управление экономикой. С первых дней войны начался переход экономики на военные рельсы. Были приняты меры по укреплению трудовой дисциплины. Администрация предприятий, учреждений и организаций получила право привлекать работников к обязательным сверхурочным работам, отменялись отпуска, повышалась ответственность рабочих и служащих за нарушение трудовой дисциплины.


 

 

Рис. 19. Система военного управления в годы Великой Отечественной войны

 

Угроза оккупации противником крупных промышленных центров вызвала невиданное по масштабам перемещение производствен­ных мощностей в восточные районы страны. Для руководства этой деятельностью 24 июня 1941 г. при Совнаркоме СССР был создан Совет по эвакуации. Сначала его возглавил Л.М.Каганович, затем — Н. М. Шверник. Поскольку в июле 1941 г. Совет по эвакуации был передан в ведение ГКО, при Совнаркоме в октябре 1941 г. образуется Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Осень 1941 г. оказалась наиболее сложным периодом в деятельности Совета, так как значительная часть промышленности, прежде всего военной, оказалась «на колесах». К концу декабря 1941 г., когда основная часть предприятий, предназначенных для эвакуации, была вывезена на восток и возобновила свою работу, Совет был ликвидирован, а его аппарат влился в новый орган, также образованный при Совнаркоме, — Управление по делам эвакуации. Всего в 1941 —1942 гг. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию было эвакуировано около 2 тыс. предприятий и 11 млн. человек.

Осенью 1941 г. были созданы два оборонных наркомата: в сентябре — Наркомат танковой промышленности (руководил эвакуированными танковыми заводами и объединенными с ними машиностроительными предприятиями восточных районов), в ноябре — Наркомат минометного вооружения (возник на базе реорганизованного Наркомата общего машиностроения).

В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек, работавших на военные нужды, Президиум Верховного Совета СССР в феврале 1942 г. узаконил мобилизацию трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве.

В августе 1943 г. было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». На его основе уже в годы войны началось восстановление промышленности, транспорта и сельского хозяйства, разрушенных оккупантами.

Составной частью военной экономики была и вся система Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД (ГУЛАГ). Его деятельность была направлена на полное трудовое использование заключенных, увеличение производства оборонной промышленности, обеспечение рабочей силой важнейших объектов, строившихся при участии НКВД.

В управлении экономикой в годы войны преобладали командные методы. Административно-командная система, позволив мобилизовать все силы и средства для организации отпора врагу, в целом справилась с задачами, стоявшими в то время перед страной. Уже в 1943 г. по производству военной продукции СССР сумел добиться превосходства над Германией.

Органы НКВД—НКГБ в годы войны. Во второй половине 1930-х гг. значительно возросла роль Наркомата внутренних дел (НКВД) в государственной системе СССР. НКВД являлся одним из важнейших инструментов в проведении сталинской политики репрессий. Его силами были полностью ликвидированы все проявления оппозиционности в партии, проведена «чистка» в вооруженных силах.

В целях сохранения контроля над «органами», действуя по принципу «разделяй и властвуй», Сталин в феврале 1941 г. принял решение о разукрупнении НКВД. Из его состава выделился в качестве самостоятельного ведомства Наркомат государственной безопасности (НКГБ). Необходимость централизации карательных функций государства, а также соображения экономии заставили после начала войны объединить НКВД и НКГБ в одно ведомство. После изменения военной обстановки НКВД был снова разукрупнен на два наркомата. Это произошло в апреле 1943 г.

Органы НКВД—НКГБ в период войны выполняли самые разнообразные функции. Они поддерживали общественный порядок, охраняли особо важные объекты, обеспечивали соблюдение режима военного положения, выявляли провокаторов, диверсантов, вражеских агентов, осуществляли разведывательную и контрразведывательную деятельность, строили оборонные предприятия, организовывали лагеря для военнопленных, выполняли поручения ГКО и других высших органов.

28 июля 1942 г. Сталин в качестве наркома обороны подписал приказ № 227, более известный под названием «Ни шагу назад!». Этим приказом предписывалось формировать в пределах фронта штрафные батальоны (от 1 до 3) и направлять их на наиболее трудные участки фронта, а в пределах армии — заградительные отряды (от 3 до 5), которые должны были располагаться в непосредственном тылу частей и в случае отступления штрафных батальонов открывать по ним огонь. Формирование заградительных отрядов возлагалось на военные советы армий и органы НКВД.

Наркомом внутренних дел в годы войны был Л. П. Берия, наркомом государственной безопасности — В.Н.Меркулов.

Военные трибуналы. Военные трибуналы появились в судебной системе Советского государства в годы гражданской войны и были узаконены судебной реформой 1922 г. После начала Великой Отечественной войны их юрисдикция была значительно расширена. Одновременно упрощался процессуальный порядок рассмотрения дел. Военные трибуналы рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, о хищении социалистической собственности, разбоях, убийствах, уклонении от исполнения всеобщей воинской повинности. Приговоры вступали в законную силу с момента их вынесения, жалобы и протесты на них не принимались. О приговорах к высшей мере наказания сообщалось Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на транспорте, для его работников вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на нем до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте также рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал