Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание системы отраслевых промышленных наркоматов. Формирование АКСУ






 

Создание системы отраслевых промышленных наркоматов. В 20-х гг. XX в. общее управление промышленностью находилось в ведении ВСНХ. Система «главкизма», сложившаяся в период гражданской войны и «военного коммунизма», в новых условиях стала тормозом на пути восстановления народного хозяйства. Новая экономическая политика потребовала поиска более гибких методов управления. В начале 1920-х гг. происходит частичная децентрализация управления промышленностью. Одна часть предприятий была денационализирована, возвращена прежним владельцам или сдана в аренду, другая — переведена на хозрасчет и объединена в тресты. Трестом считалось государственное промышленное предприятие, находившееся на хозрасчете и обладавшее самостоятельностью в операциях. Чуть позже в целях укрепления позиции государственной промышленности на рынке началось объединение трестов в синдикаты, занимавшиеся сбытом продукции, снабжением предприятий, распределением заказов между ними.

Образование трестов и синдикатов в промышленности изменило характер взаимоотношений между ВСНХ и подведомственными ему объектами. Центр тяжести управления был перенесен на места, а в непосредственном ведении ВСНХ осталось лишь небольшое число предприятий.

С образованием СССР вся промышленность была разделена по значению на три категории: общесоюзную, республиканскую и местную. На ВСНХ было возложено руководство общесоюзной промышленностью и общее регулирование всей остальной. ВСНХ руководил предприятиями, трестами и синдикатами общесоюзного значения. Через республиканские ВСНХ осуществлялось общее управление промышленными объектами республиканского значения.

Во второй половине 1920-х гг. в СССР началась индустриализация. Были построены и введены в действие крупные предприятия, созданы новые отрасли промышленности. Индустриальные гиганты являлись, как правило, предприятиями общесоюзного значения. По мере вытеснения частного сектора из промышленности и формирования плановой социалистической системы хозяйства происходила новая централизация управления. Однако руководить из единого центра, каким являлся ВСНХ, многоотраслевой промышленностью было затруднительно. Выход был найден в создании системы отраслевых промышленных наркоматов.

5 января 1932 г. ЦИК СССР принял постановление о перестройке управления промышленностью. Оно положило начало созданию системы отраслевых промышленных наркоматов. В ее формировании условно можно выделить три этапа. Первый этап: 1932— 1934 гг. — упразднение ВСНХ и появление первых отраслевых наркоматов. В 1932 г. создаются наркоматы тяжелой промышленности, легкой промышленности и лесной промышленности, в 1934 г. — пищевой промышленности. Второй этап: 1936—1937 гг. — разукрупнение Наркомата тяжелой промышленности. Из него выделяются самостоятельные Наркомат оборонной промышленности (1936) и Наркомат машиностроения (1937). Третий этап: 1939 г. — общее разукрупнение промышленных наркоматов. В январе 1939 г. на базе Наркомата тяжелой промышленности было образовано шесть новых наркоматов (черной металлургии, цветной металлургии, электростанций и электропромышленности, химической промышленности, промышленности строительных материалов, топливной промышленности; последний наркомат в октябре 1939 г. был разделен на два — Наркомат угольной промышленности и Наркомат нефтяной промышленности), а на базе Наркомата оборонной промышленности — четыре (Наркомат авиационной промышленности, Наркомат судостроительной промышленности, Наркомат вооружения и Наркомат боеприпасов). В феврале 1939 г. был разукрупнен Наркомат машиностроения: его разделили на три наркомата — тяжелого машиностроения, среднего машиностроения и общего машиностроения. В том же 1939 г. из Наркомата пищевой промышленности выделились Наркомат мясной и молочной промышленности и Наркомат рыбной промышленности, а из Наркомата легкой промышленности — Наркомат текстильной промышленности. Несколько позднее разукрупнению подверглись еще четыре наркомата: Наркомат электростанций и электропромышленности (в апреле 1940 г. разделен на Наркомат электростанций и Наркомат электропромышленности), Наркомат лесной промышленности (в апреле 1940 г. из него выделен Наркомат целлюлозной и бумажной промышленности), Наркомат химической промышленности (в марте 1941 г. из него выделен Наркомат резиновой промышленности), Наркомат тяжелого машиностроения (в июне 1941 г. из него выделен Наркомат станкостроения) (рис. 18).

Характерной чертой этого периода было то, что почти все промышленные наркоматы являлись общесоюзными. Союзные республики оказались отстраненными от непосредственного управления предприятиями тяжелой промышленности и оборонного комплекса, расположенными на их территории. Объединенные и республиканские наркоматы создавались главным образом в отраслях легкой и местной промышленности.

Административно-командная система. Созданием системы отраслевых промышленных наркоматов завершилось формирование административно-командной системы управления. Административно-командная система является особой разновидностью государственного управления, характеризующейся преимущественным применением директивных методов регулирования общественных процессов, широким использованием административного принуждения в экономической сфере жизни. Административно-командная система основана на убеждении, что хозяйственную жизнь общества легче построить приказным порядком и по заранее составленному плану. Государственный аппарат стремился к полному контролю над экономикой, определяя, кому, что и когда производить и по какой цене продавать.

Исторические корни этой системы находятся в самой природе социалистического строя, основанного на ликвидации частной собственности и замене ее государственной собственностью н средства производства. Одной из причин складывания административно-командной системы в СССР принято считать низкий уровень общей и политической культуры населения, что позволил узурпировать власть и право распоряжаться государственной собственностью узкому слою партийно-советской бюрократии.

Для административно-командной системы характерно выдвижение на первый план государственного аппарата и его сращивание с партийным аппаратом, разрастание исполнительного аппарата, широкое применение чрезвычайных методов управления использованием административного принуждения, репрессий пресечения незапланированной и несанкционированной социальной инициативы. Административно-командная система в значительной мере держалась на номенклатурном принципе управления обществом, обеспечивавшим партийный контроль над назначением и перемещением руководящих кадров государственного аппарата и их личную зависимость от тех, кто находился наверху управленческой пирамиды. При такой системе политическая и экономическая власть оказалась в руках чиновников административно-бюрократического аппарата — партийной, государственной и хозяйственной номенклатуры, превратившейся в правящий класс советского общества.

Советская номенклатура. Под номенклатурой понимается круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции вышестоящего органа. В той или иной степени она присуща всем развитым государственным режимам. Советская номенклатура, будучи порождением однопартийной системы, представляла собой правящий

1923              

 

общесоюзные наркоматы * С 1939 г. НК пищевой промышленности являлся союзно-республиканским ведомством

 

союзно-республиканские наркоматы

 

Рис. 18. Система отраслевых промышленных наркоматов с 1923 по 1941 г.

 

класс общества. Первоначально это был перечень наиболее важных должностей в государственном и партийном аппарате, в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийными органами — от райкома, горкома до Центрального комитета.

Номенклатурный принцип назначения руководящих работников был введен в 1923 г. До этого он имел ограниченное использование. Были составлены два списка должностей: номенклатура № 1 — должности, назначение на которые производилось только решением ЦК РКП(б), и номенклатура № 2 — должности, назначение на которые производилось с согласия орграспредотдела ЦК. Обе номенклатуры фактически оказались под контролем И.В.Сталина, составив фундамент его власти. Подбор и назначение кадров на должности, не включенные в номенклатуры № 1 и 2, должны были осуществляться по спискам, устанавливаемым государственными учреждениями по согласованию с орграспредотделом ЦК. Они получили название ведомственной номенклатуры, или номенклатуры № 3.

Номенклатуры не оставались неизменными и ежегодно пересматривались и уточнялись. Появились новые номенклатуры: ком-I партий союзных республик, губкомов, крайкомов, обкомов, даже горкомов и райкомов партии. Каждая кандидатура на номенклатурную должность персонально рассматривалась в соответствующем партийном комитете. Если должность была выборной (советские органы, общественные организации и т.д.), то партийный комитет принимал решение рекомендовать того или иного работника для «избрания».

Номенклатурный принцип руководства обществом окончательно сложился к концу 1930-х гг. и с тех пор лишь модернизировался. Круг лиц, входивших в номенклатуру, превращался в особую социальную группу. Партийная, государственная и хозяйственная номенклатура, обладавшая значительными льготами и привилегиями в экономической и социальных сферах, пользовавшаяся системой спецраспределителей, отрывалась от народа. В то же время, рекрутируя в свой состав «подходящие кадры» из различных слоев общества, номенклатура обеспечивала выживаемость советского политического режима.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал