Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический строй СССР в 30-х гг. XX в.






 

Изменение административно-территориального деления. В конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. страна перешла к новому административно-территориальному делению. Вопросы районирования (так называлась реформа административно-территориального деления) рассматривал XII съезд партии (1923). При проведении районирования учитывались исторические и экономические особенности регионов, национальный состав их населения. К 1929 г. завершился первый этап районирования: губернии, уезды и волости повсеместно были ликвидированы, и вместо них образованы края, об­ласти, округа и районы.

Краевое и областное деление первоначально получила только РСФСР. Края создавались, как правило, на территориях со смешанным в этническом отношении населением, области, наоборот — с однородным. Края и области делились на округа, округа — на районы. В состав краев входили также созданные по национальному признаку автономные области и иногда — автономные республики. Территория других союзных республик была разделена только на округа и районы. В 1930 г. окружное деление ликвидируется. Были оставлены лишь национальные округа.

На втором этапе районирования (до принятия Конституции СССР 1936 г.) совершенствование административно-территориального устройства шло по линии разукрупнения краев и областей. Областное деление получили Украина и Казахская АССР (1932). Разукрупнялись и районы. Причем разукрупнение районов продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Органами государственной власти в новых административно-территориальных единицах были съезды Советов: краевые, областные, районные, а органами государственного управления — соответствующие исполкомы. Эта система организации власти и управления на местах существовала до принятия новой Конституции СССР в 1936 г.

Политический строй СССР в 30-х гг. XX в. Политический режим, установившийся на рубеже 20—30-х гг. XX в. в СССР, многими современными исследователями характеризуется как тоталитарный. Признаки тоталитаризма были сформулированы в за­падной политологии. К таковым обычно относят: 1) наличие единственной массовой партии с харизматическим лидером во главе; 2) существование официальной идеологии; 3) монополия государства на средства массовой информации; 4) полный контроль над вооруженными силами; 5) проведение политики массовых репрессий; 6) складывание системы централизованного руководства экономикой. Все эти признаки можно обнаружить в политической жизни Советского государства 1930-х гг.

Предпосылкой создания тоталитарной системы власти стало сформирование однопартийной системы в стране. В острейшей внутрипартийной борьбе, развернувшейся после ухода В. И.Ленина, победу одержал И. В. Сталин. Устранив с политической арены своих соперников (Л.Д.Троцкого, Г.Е.Зиновьева, Л.Б.Каменева, Н.И.Бухарина, А. И. Рыкова), он установил режим единоличной диктатуры. Власть Сталина, которая основывалась на существовании мощного репрессивного аппарата и системе политико-идеологического контроля за обществом, вылилась в так называемый культ личности Сталина.

10 июля 1934 г. был учрежден союзно-республиканский Наркомат внутренних дел СССР (НКВД). В его состав вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Помимо этого в системе НКВД были образованы: Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Главное управление пожарной охраны, отдел ЗАГС и др. Позднее функции НКВД значительно расширились за счет передачи в его ведение целого ряда самостоятельных отраслей и учреждений: геодезии и картографии, переселенческого дела, управления шоссейными дорогами, архивного дела, Центрального управления мер и весов, медвытрезвителей, отделов борьбы с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) и т.д.

При Наркомате внутренних дел в 1934—1953 гг. действовало Особое совещание, которое имело право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря, высылку за пределы СССР. Наделение этого административного органа судебными полномочиями приводило к нарушениям законности и прав граждан.

Органы НКВД в 1930-х гг. и позднее использовались для проведения массовых репрессий. Во главе НКВД в предвоенный период находились Г.Г.Ягода (1934—1936), Н.И.Ежов (1936 — 1938), Л.П.Берия (1938— 1945). Все они впоследствии тоже оказались репрессированы: Ягода и Ежов при Сталине, Берия — после его смерти.

На 1930-е гг. пришлась реорганизация контрольных органов, органов прокуратуры и судебной системы. В 1934 г. упраздняется Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, не вписавшийся в административно-командную систему управления. Образованные взамен него Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР не обладали авторитетом предшественника. В 1933 г. создается Прокуратура СССР. Однако стать подлинно независимым органом, стоящим на страже законности, она в условиях тоталитарного режима не смогла. Возглавлявший ее в 1935 — 1939 гг. А. Я. Вышинский проявил завидное рвение в организации фальсифицированных политических процессов. Усиление карательной политики привело к появлению новых видов судов: в 1930 г. создаются железнодорожные линейные суды, в 1934 г. — водные транспортные суды. В 1936— 1938 гг. на основе новой Конституции была проведена унификация обычных судов. Однако она не внесла изменений в систему специальных судов — военных трибуналов и транспортных. Для контроля за деятельностью судов и улучшения качества их работы в 1936 г. был образован орган судебного управления — союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР.

Конституция СССР 1936 г. Глубокие перемены, происшедшие в СССР во второй половине 20-х — первой половине 30-х гг. XX в. и затронувшие все стороны государственной и общественной жизни, потребовали разработки и принятия новой Конституции. В феврале 1935 г. с соответствующей инициативой выступил ЦК ВКП(б). Под председательством И.В.Сталина была образована Конституционная комиссия. В течение года шла работа над проектом нового Основного закона страны. 12 июня 1936 г. после одобрения проекта партийным пленумом он был опубликован во всех газетах страны. В целях придания будущему Основному закону демократического лоска началось направляемое и контролируемое I сверху его «всенародное обсуждение». 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию, неофициально названную сталинской.

Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Она провозглашала Советский Союз социалистическим государством. Политической основой СССР объявлялись Советы депутатов трудящихся, которым формально принадлежала вся власть. Коммунистическая партия была названа руководящим ядром общественных и государственных организаций. Конституция провозглашала экономической основой СССР социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность, существующую в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Вместе с тем допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде.

В Конституции были отражены перемены в национально-государственном устройстве страны. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. За ними было сохранено право выхода из СССР. Но в целом в новой Конституции прослеживалась тенденция к унитарности и централизму: расширялась компетенция общесоюзных наркоматов в сфере народнохозяйственного развития и обороноспособности страны, права союзных республик умалялись.

Конституция СССР 1936 г. перестроила всю систему высших органов государственной власти и управления. Съезд Советов СССР, ЦИК, Президиум ЦИК упраздняются и вместо них создаются двухпалатный Верховный Совет (состоял из Совета Союза и Совета Национальностей) и его постоянно действующий орган — Президиум Верховного Совета. Верховный Совет образовал правительство — Совнарком. Конституция изменила также избирательную систему: закреплялось всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18-летнего возраста. Но в условиях сложившейся однопартийной системы и фактической диктатуры Сталина выборы не стали инструментом подлинного народовластия.

Конституция провозгласила право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, по болезни, при потере трудоспособности, на получение бесплатного образования; подтверждалось предоставление женщине равных прав с мужчиной. Все эти важнейшие социально-экономические и культурные права объявлялись завоеванием социализма и гарантировались государством. Конституция декларировала также свободу совести, слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право объединения в общественные организации, неприкосновенность личности и жилища граждан. Реальная практика тех лет, политические репрессии и атмосфера идеологической нетерпимости, насаждаемая властями в обществе, не позволяли советским гражданам воспользоваться в полном объеме демократическими правами и свободами, записанными в Основном законе страны. Демократическая по своему содержанию Конституция СССР 1936 г. фактически стала прикрытием тоталитарного политического режима, сложившегося в те годы в нашей стране.

В течение 1937 г. во всех союзных республиках, включая РСФСР, вступили в силу новые республиканские конституции. Они полностью соответствовали союзной Конституции 1936 г. В 1940 г., после вхождения в состав СССР Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии и образования Карело-Финской ССР, были разработаны и приняты конституции соответствующих союзных республик.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.Укажите причины образования СССР. Раскройте особенности этого процесса.

2.Когда, как и почему была установлена однопартийная система в СССР?

3.Какие изменения произошли в организации высших государственных органов СССР по сравнению с системой высших государственных органов РСФСР?

4. Какие федеральные наркоматы и ведомства были образованы в СССР?

5. Чем было вызвано создание системы отраслевых промышленных наркоматов? Назовите основные этапы в ее формировании.

6. Что представляла собой административно-командная система? Объясните значение понятия «номенклатура».

7. Какие признаки тоталитарного режима можно обнаружить в поли­тической системе СССР 1930-х гг.?

8. Проведите сравнительный анализ Конституций СССР 1924 г. и 1936 г.

Глава 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал