Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика государственного управления в послевоенный период
Основные этапы в послевоенном развитии советской государственности. СССР вышел победителем из второй мировой войны. Советский народ получил возможность вернуться к мирному созидательному труду. Значительно укрепились международные позиции СССР. Он превратился в одну из двух сверхдержав, ликвидировал монополию США на обладание ядерным оружием, возглавил социалистическое содружество государств. В 1949 г. по его инициативе образуется Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в 1955 г. — Организация Варшавского Договора. В то же время раскол мира на две системы и начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции втянули СССР в разорительную гонку вооружений, вынуждавшую направлять огромные средства на создание и поддержание паритета с США и их союзниками по НАТО в военной области. На вторую половину XX в. приходятся расцвет, кризис и крах системы государственно-партийного социализма в СССР. Характерной чертой государственной системы СССР, созданной Сталиным, являлась ее персонификация, воплощавшаяся в культе личности. Приход к власти того или иного партийного лидера сопровождался, как правило, сменой курса внутренней политики, изменениями в самой политической системе. Поэтому основные этапы в развитии советской государственности совпадали с нахождением на вершине власти очередного руководителя партии и государства: Сталина, Хрущева, Брежнева. Первые послевоенные годы — это апогей сталинизма. После непродолжительного периода колебаний (1945— 1947) между двумя возможными направлениями политического развития — частичной либерализацией режима и сохранением в неприкосновенности тоталитарного строя — был выбран второй путь. Во внутренней политике это означало приверженность к привычным административно-командным методам управления, начало нового витка политических репрессий (кампания против космополитов, «ленинградское дело», «дело врачей» и др.), во внешней политике — «советизацию» восточноевропейских стран и усиление конфронтации с Западом. После смерти Сталина (1953) начался этап либерализации внутренней и внешней политики СССР, получивший название десталинизации, или хрущевской оттепели. Были осуществлены меры по демократизации общественно-политической жизни страны, создано коллективное руководство партией и государством, прекращены репрессии и начата реабилитация их жертв, расширены права союзных республик, предприняты шаги по нормализации отношений с капиталистическими странами. Однако десталинизация проводилась непоследовательно и оказалась заложницей борьбы за власть внутри коллективного руководства. Во второй половине 1950-х гг. Н.С.Хрущев добился политического лидерства в стране, соединив в своих руках посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Принятая по его инициативе программа «развернутого коммунистического строительства», предусматривавшая выход СССР на наивысшие в мире экономические и социальные показатели, не соответствовала возможностям страны. Склонность Н. С. Хрущева к непродуманным экономическим и политическим экспериментам, разрыв между словами и делами привели к ухудшению экономического положения в стране, нарастанию недовольства его политикой и в «верхах», и в «низах» общества, к дестабилизации системы управления. В октябре 1964 г. Н. С.Хрущева вынудили уйти в отставку, во главе обновленного руководства страной встали Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин. Годы пребывания Л. И. Брежнева на вершине власти (1964—1982) стали временем безраздельного господства партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры, окончательно консолидировавшейся в правящий класс советского общества. К началу 1970-х гг. государственно-партийный социализм достиг высшего пика своего развития. Вместе с тем на этом этапе в полной мере проявились присущие ему кризисные явления в экономике и социальной сфере. Все попытки модернизировать административно-командную систему оканчивались неудачей. Последние годы брежневского руководства страной были названы «эпохой застоя». КПСС в политической системе советского общества. Коммунистическая партия занимала ведущее положение в советском обществе. До 1952 г. она называлась Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), с 1952 г. — Коммунистической партией Советского Союза. В 1930-х гг. Сталин овладев партийным аппаратом, фактически встал над партией; превратив ее в послушное орудие своей политики. Съезд партии, являвшийся согласно Уставу высшим партийным органом, не собирался с марта 1939 г. по октябрь 1952 г. Крайне нерегулярно созывались пленумы ЦК. Были случаи, когда члены Политбюро ЦК и Секретариата ЦК назначались и смещались со своих постов без формального согласия Пленума ЦК. Практически не проводились и заседания Политбюро ЦК. От его имени действовала узкая, произвольно подобранная Сталиным группа из 6—7 человек (в составе Политбюро в 1946—1952 гг. было 11 —13 членов). В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд КПСС. Он внес поправки в Устав партии, изменившие структуру ее руководящих органов. Высшим партийным органом остался съезд, на котором избирали новый состав Центрального комитета. Предусматривался регулярный созыв пленумов ЦК. Вместо Политбюро для руководства деятельностью ЦК между пленумами создавался Президиум ЦК. По сравнению с Политбюро его состав увеличивался почти вдвое. На октябрьском (1952) Пленуме ЦК были избраны 25 членов и 11 кандидатов в члены Президиума ЦК. Функции проверки исполнения решений партии и подбора кадров возлагались на Секретариат ЦК, состав которого также расширялся. Существовавшее с января 1919 г. Оргбюро ЦК упразднялось. Цель этой реорганизации, проведенной по инициативе стареющего Сталина, заключалась в ослаблении влияния так называемой старой гвардии — В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, А. И. Микояна. В пользу этой версии говорит то, что их не включили в состав созданного вопреки Уставу КПСС Бюро Президиума ЦК. В Уставе партии ничего не говорилось о должности Генерального секретаря ЦК. С апреля 1922 г. им являлся Сталин. Однако, начиная с 1934 г., в информационных сообщениях о пленумах ЦК, формировавших исполнительные органы партии, имя Сталина всегда упоминалось перед другими членами Секретариата ЦК, но без указания должности — Генеральный секретарь. И лишь в Обращении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Верховного Совета СССР в связи с кончиной Сталина (март 1953 г.) последний был назван Генеральным секретарем ЦК КПСС. Сразу же после смерти Сталина количественный состав Президиума ЦК был сокращен до обычных 10 человек, а не предусмотренное Уставом Бюро Президиума — ликвидировано. В сентябре 1953 г. Пленум ЦК учредил пост Первого секретаря ЦК, на который был избран Н.С.Хрущев. В 1950— 1960-х гг. происходило укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. В октябре 1964 г. члены Президиума ЦК, недовольные политикой Н.С.Хрущева, сумели через Пленум ЦК провести решение об освобождении его с постов Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Новым Первым секретарем был избран Л. И. Брежнев. На XXIII съезде партии (март — апрель 1966 г.) Президиум ЦК переименовывается в Политбюро ЦК, а должность Первого секретаря — в Генерального секретаря. Эти перемены не сопровождались изменением содержания деятельности данных органов. В 1960 — 1970-х гг. окончательно складываются организационные основы КПСС и организационный механизм партийного руководства советским обществом. Верховный орган партии — съезд КПСС, созывавшийся в соответствии с Уставом не реже одного раза в пять лет, — заслушивал отчеты ЦК, обсуждал очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики и основные направления экономического и социального развития СССР на предстоявшую пятилетку, избирал ЦК партии, решал другие вопросы партийной и государственной жизни. Пленум ЦК выбирал Генерального секретаря, формировал постоянно действующие руководящие органы партии — Политбюро, Секретариат, Комитет партийного контроля. Политбюро являлось коллективным руководящим органом, а секретари ЦК отвечали за конкретный участок работы — идеологию, международные вопросы, сельское хозяйство, промышленность и т. д. Разветвленная сеть партийных организаций строилась по территориально-производственному признаку. В каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе, районе действовала своя территориальная партийная организация. Ее высшим руководящим органом являлась конференция (в союзной республике — съезд), исполнительным органом — комитет (центральный — в союзной республике, краевой — в крае, областной — в автономной республике и области, городской — в городе, районный — в районе), а руководителем — соответствующий первый секретарь (ЦК союзной республики, крайкома, обкома, горкома, райкома). На предприятиях, в учреждениях и организациях создавались так называемые первички — партийные организации, построенные по производственному принципу. Организационное строение и деятельность КПСС основывались на принципах «демократического централизма», предусматривавшего руководство всеми партийными организациями из одного центра, подчинение меньшинства большинству, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Конституция СССР 1977 г. Разработка новой Конституции СССР началась сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Однако подготовленный в 1946 г. конституционный проект по неизвестным причинам не был обнародован. Вторично к разработке Конституции приступили в 1962 г. Созданную тогда Конституционную комиссию возглавлял Н. С. Хрущев, а после его отставки — Л. И. Брежнев. Работа над Конституцией затянулась на пятнадцать лет. 7 октября 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета-СССР приняла третью Конституцию СССР. Конституция СССР 1977 г. включала в себя 9 разделов и 174 статьи. По сравнению с предшествующими конституциями в ней появились новые главы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата и т.д. Впервые были закреплены право на охрану здоровья, права на жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. Конституция значительно расширила политические права: появились новые формы «непосредственной демократии» — всенародное обсуждение и референдум; новые права — на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций. Новым являлось также конституционное оформление особой роли КПСС в Советском государстве. Шестая статья Конституции провозглашала КПСС руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, вменяла ей в обязанность определение генеральной перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР. Фактически Конституция закрепляла сложившееся положение вещей, так как на протяжении многих десятилетий коммунистическая партия подменяла собой высшие государственные органы страны. Вместе с тем Конституция СССР 1977 г. не внесла принципиальных изменений в государственную и общественную систему Советского Союза. По-видимому, сами инициаторы-разработчики Конституции рассматривали ее прежде всего как важнейший идеологический и политический документ эпохи, призванный всесторонне раскрыть главное достижение марксистско-ленинской теоретической мысли — понятие «развитое социалистическое общество». Этому целиком была посвящена преамбула Конституции. Принятие новой союзной Конституции потребовало приведения в соответствие с ней республиканских конституций, которые были разработаны и утверждены высшими органами власти всех пятнадцати республик в 1978 г. Четвертая Конституция РСФСР была принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г.
|