Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крещение для мёртвых






Многие христиане затрудняются истолковать высказывание апостола Павла: «Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?» (1Кор.15: 29). Это и впрямь не очень понятная фраза, могущая вызвать недоумение: означает ли это, что христианское крещение как-то связано с загробным миром и зачем-то нужно для умерших?

Но на самом деле никакой мистики в крещении нет, и Павел имел в виду нечто совсем другое. В этом своём послании он обличает многочисленные отклонения коринфских христиан от истины, и одним из таких заблуждений являлось учение некоторых из них о том, «что нет воскресения мёртвых» (1Кор.15: 12). Опровергая их, апостол в качестве одного из доводов указывает на бытующий в их церкви обычай креститься для мёртвых. Заключался он в том, что когда кто-либо из верующих по какой-то причине не успевал до своей смерти принять водное крещение, то один из его родственников или друзей совершал этот акт вместо него, как бы от его имени, чтобы умерший мог считаться крещёным. Конечно, это неправильный обычай, но здесь Павел не счёл нужным доказывать его ошибочность, так как у него была более насущная цель. Он лишь показал непоследовательность коринфян в их взглядах: ведь если умершие никогда уже не воскреснут, то нет никакого смысла принимать за них крещение, поэтому убеждения коринфских скептиков противоречат их собственным действиям.

Для нас здесь интереснее другое, а именно: при каких взглядах на значение крещения такой обычай вообще мог возникнуть? Мог ли он появиться в том случае, если бы первая Церковь придерживалась «теории завета»? Совершенно очевидно, что нет, ведь тогда он не имел бы абсолютно никакого смысла. Зачем нужно от лица мёртвого давать «обещание служить Богу доброй совестью»? Для чего умершему могло бы понадобиться «публично подтверждать его спасение» или «заключать с Богом завет» о благословениях и охране на земном пути? Как легко убедиться, всё то значение, которое отводится крещению «теорией завета», имеет отношение лишь к земной жизни верующего. Кстати, поэтому сегодня служители зачастую не считают нужным крестить умирающих людей, которым трудно совершить этот акт. Можно ли что-то говорить о крещении для мёртвых при таком беспечном и безответственном отношении к крещению живых?

Поэтому обычай креститься за мёртвых мог появиться лишь при взглядах на христианское крещение как на условие для прощения грехов, возрождения и спасения. В таком случае этот ритуал мог иметь по крайней мере одну из двух целей: либо чтобы умершему простились грехи и он вошёл в вечную жизнь, либо чтобы он стал не просто спасённым, а членом Церкви Божьей, Невесты Христа, и таким образом занял более высокое и славное место в Небесном Царстве. Так что факт существования данного обычая свидетельствует об уверенности первой Церкви в благодатном и важном для вечности значении крещения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал