Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крещение Духом






О крещении Духом в Новом Завете упоминается всего лишь шесть раз, и во всех этих случаях кроме последнего речь идёт о словах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе, которые в самой короткой форме приведены в Евангелии от Марка: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мар.1: 8). Дважды эта фраза цитируется в параллельных отрывках из других Евангелий (Матф.3: 11, Лук.3: 16) и ещё дважды – в позднейших воспоминаниях об этой проповеди (Деян.1: 5; 11: 16). Поэтому учение о крещении Духом должно прежде всего основываться на данном высказывании и уж конечно не должно противоречить тому, что Иоанн имел в виду.

А чтобы лучше понять смысл проповеди Иоанна, нужно рассмотреть её более обширный пересказ Матфеем: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Матф.3: 11-12). Мы уже касались этого текста в предыдущей главе о «крещении огнём» и отметили, что Иоанн уподобил крещение Духом очищению пшеницы от мякины, то есть его результатом является освобождение верующих от греха. А так как мы уже знаем, что в обычной ситуации люди получают прощение грехов в результате водного крещения, то очевиден вывод: крещение Духом происходит во время христианского крещения, то есть является его невидимой стороной. И кстати, как раз об этом мы уже говорили в главе о крещении в Моисея.

Некоторым христианам кажется неправильным такое толкование слов Иоанна Крестителя, поскольку он противопоставляет духовное крещение водному, что как будто говорит об их несовместимости. Однако на самом деле он просто подчёркивает разницу между своим служением и служением Иисуса Христа, между крещением покаяния и христианским крещением. В Иоанновом крещении на человека воздействует только вода, которая может омыть лишь его тело, но не влияет на его душу. Зато в крещении, которое Иисус заповедал совершать Своим ученикам, Бог воздействует Своей силой на душу человека и поселяется в ней Святым Духом, результатом чего является освобождение человека от власти греха и получение им новой духовной природы, то есть рождение свыше.

Таким образом, крещение Духом равнозначно возрождению и заключается в принятии Святого Духа для постоянного пребывания в человеке. Именно таких взглядов придерживается большинство протестантских деноминаций. Однако значительная часть христиан (пятидесятнических и харизматических церквей) понимает под «крещением Духом» нечто совсем иное. По их учению, крещение Духом представляет собой событие, отличное от принятия Духа, и заключается оно в некоем специфическом сошествии Святого Духа на человека, в результате которого он получает особую духовную силу для свидетельства о Христе и способность говорить на иных языках (которых сам он не знает).

Для обоснования данного учения его сторонники ссылаются на события, произошедшие в деньПятидесятницы. Незадолго до этого Иисус предсказывал апостолам: «ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян.1: 5), «но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1: 8). О том, каким образом исполнились эти предсказания, написано следующее:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян.2: 1-4).

Вот такие явления сопровождали событие, которое Иисус назвал «крещением Духом Святым». И пятидесятники утверждают, что всякий раз, когда человек получает крещение Духом, это должно подтверждаться знамением говорения на иных языках. Хотя по той же логике следовало бы заявить, что при крещении Духом должны быть также шум с неба и огненные языки. Но такого больше никогда не было, поэтому толкователи объясняют, что случай с апостолами был исключительным, а в остальных ситуациях достаточно лишь иных языков, – и ссылаются на два других случая, в которых имело место говорение на языках: в доме Корнилия (Деян.10: 44-46) и в Ефесе (Деян.19: 6), а зачастую присоединяют сюда же события в Самарии, где иные языки не упоминаются прямо, но вполне могли присутствовать в качестве свидетельства, которое увидел Симон-волхв (Деян.8: 18). Однако им почему-то не приходит в голову, что эти ситуации тоже были исключительными и требовали чудесного Божьего вмешательства в виде подтверждающего знамения. Как мы уже ранее говорили, в случае с Корнилием Богу нужно было преодолеть нежелание иудеев крестить язычников. В Самарии же и Ефесе иные языки могли понадобиться для подтверждения апостольства Петра и Павла и предотвращения раскола между различными христианскими церквами. Во всех же остальных случаях обращения в веру ни о каких чудесных знамениях не написано, что было бы весьма странным, особенно в эпизоде с Савлом – будущим апостолом Павлом. Ведь, как отмечают все толкователи, Лука в книге Деяний Апостолов явно сопоставляет служения апостолов Петра и Павла, показывая их полное сходство и равенство. Почему же тогда он не описал тот момент, когда Павел, подобно Петру, получил крещение Святым Духом и дар говорения на иных языках? Такое умолчание весьма сильно принизило бы авторитет Павла по сравнению с Петром, если бы взгляды первых христиан на крещение Духом соответствовали пятидесятническому учению. Однако Лука не сказал ни слова о крещении Павла Духом, зато дважды упоминает его водное крещение, связывая это событие с принятием Святого Духа и очищением грехов (Деян.9: 17-18; 22: 13-16). Поэтому мы можем с полной уверенностью утверждать, что именно при своём крещении Павел получил от Бога всё то, что ему было необходимо для совершения апостольского служения: силу, помазание и т.д., – в общем, то самое крещение Духом.

Стоит указать ещё на один серьёзнейший изъян в учении пятидесятников о крещении Духом. Давайте попробуем использовать их собственный метод, пускай даже признанный нами неправильным, то есть будем основываться на трёх случаях упоминания в Деяниях иных языков. Посмотрим, соответствуют ли описанные там знамения тому, что происходит в современных церквах. Вот что конкретно написано о каждом из этих случаев:

«слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2: 11);

«ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян.10: 46);

«и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян.19: 6).

Совершенно отчётливо видно, что во всех этих ситуациях люди говорили на реальных земных языках, понятных слушателям. Ведь если бы они говорили на никому не знакомых языках, то никто не мог бы понять, что именно они делают: величают Бога, пророчествуют, свидетельствуют, благодарят или просят. Но в современных церквах люди, которые якобы получают крещение Духом, почти в 100% случаев начинают произносить слова, которых не понимает никто из присутствующих, да и из всех остальных людей тоже. Разве это соответствует практике апостолов? Разве это является настоящим даром иных языков, которые «суть знамение для неверующих» (1Кор.14: 22)? Если бы первые христиане получали такое «знамение», то что подумали бы о них окружающие? А вот что: «Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1Кор.14: 23). Иудеи приняли бы родственников Корнилия за бесноватых и не подпустили бы их к Церкви на пушечный выстрел (правда, пушек тогда ещё не было, но общая мысль понятна). Та же самая участь ожидала бы и самарян, с которыми иудеи и без того находились в состоянии стойкой многовековой взаимной неприязни. Разрушить эти межнациональные стены могло только явное чудо Божьей благодати, каковым и явился дар говорения на понятных слушателям языках, которых сами говорящие не могли знать. Поэтому истинным даром иных языков, могущим служить знамением крещения Духом, является не бессмысленная тарабарщина и не отрывочные иностранные слова, а связная речь на языке, понятном кому-либо из окружающих. Но такие случаи в настоящее время наблюдаются чрезвычайно редко, и то обязательное знамение, о котором говорят и которое практикуют пятидесятники, является как правило всего лишь обольщением – либо бесовским, либо человеческим. Как показывает христианская практика, от первого верующих можно освободить, а от второго они сами в силах отказаться.

Но главная суть не в иных языках и не в знамениях, а в том, тождественно ли крещение Духом принятию Святого Духа или нет. И если хорошенько вникнуть в учение пятидесятников, то можно увидеть, что вся их теория о крещении Духом, все их книги и проповеди на эту тему основаны на одном-единственном зыбком предположении о том, что апостолы приняли Святого Духа ещё до дня Пятидесятницы. А это предположение в свою очередь основано на одном-единственном отрывке Писания, где приведены слова воскресшего Иисуса к апостолам: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Иоан.20: 22). Вот на этой коротенькой фразе держится здание многомиллионной организованной массы христиан, многие из которых даже не подозревают, что у них есть всего лишь одна эта опора, и если она разрушится, то от их строения не останется камня на камне. Ну что ж, давайте испытаем её на прочность, чтобы потом не оказаться вдруг на груде развалин и не лишиться Божьей награды за земное служение.

Итак, приняли ли апостолы Святого Духа в тот описанный Иоанном момент, когда Иисус явился им после Своего воскресения и дунул на них? Против данной точки зрения можно выдвинуть множество разнообразных возражений, как умозрительных и потому не вполне убедительных, так и логических, основанных на ясных библейских текстах или на бесспорных истинах христианского учения. Рассмотрим их все по стандартному для толкователей порядку, то есть начиная с ближнего контекста и затем переходя к дальнему и общебиблейскому.

1) Сразу же после указанного события написано следующее: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус» (Иоан.20: 24). Если апостолы приняли Святого Духа в отсутствие Фомы, то когда же он сам получил Духа? Ведь Иисус не дул на него во время Своего следующего явления ученикам. Получается, Фома не такой апостол, как все остальные, а какой-то неполноценный? Он что, так и ходил неприкаянный до дня Пятидесятницы, глядя на своих радостных товарищей, исполненных Святого Духа? Такое предположение просто смехотворно, не правда ли? Нет никакого сомнения, что апостолы должны были принять Святого Духа все вместе, а значит во время первого явления им Иисуса это произойти не могло.

2) В этом же Евангелии Иоанн написал такую фразу: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Иоан.7: 39). Отсюда следует, что апостолы могли принять Святого Духа лишь после того, как Иисус был прославлен. А это произошло лишь тогда, когда Иисус «вознёсся во славе» (1Тим.3: 16) и «воссел одесную престола Божия» (Евр.12: 2). Ведь в период времени от воскресения до вознесения Иисуса ещё не исполнилась Его просьба к Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан.17: 5). Поэтому принятие Святого Духа стало возможно для учеников только после вознесения Христа на небо.

3) Об этом же свидетельствуют и другие записанные Иоанном слова Иисуса из Его беседы с апостолами перед распятием: «А теперь иду к Пославшему Меня… Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан.16: 5, 7). То есть пока Иисус не ушёл к Отцу, Святой Дух не мог прийти к ученикам. Лишь вознесшись на небеса Иисус мог послать Духа на землю, что и произошло в день Пятидесятницы. Именно так и сказал апостол Пётр в своей проповеди пришедшим на этот праздник иудеям: «Итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян.2: 33). Таким образом, находясь на земле, Иисус никак не мог послать апостолам Святого Духа от Отца.

4) Перейдём теперь к другим книгам Нового Завета и прежде всего обратим внимание на книги, написанные Лукой. Он поставил себе целью описать события из жизни Иисуса Христа «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку» (Лук.1: 3). И мы видим, что он действительно повествует о многих событиях, о которых другие евангелисты не упоминают. К числу таковых относятся рождение Иоанна Крестителя (1: 1-25, 57-80), явление ангела Марии (1: 26-38), Рождество Иисуса (2: 6-20), пророчество Симеона (2: 25-35), посещение храма отроком Иисусом (2: 41-51), поручение семидесяти ученикам (10: 1-17), исцеление десяти прокажённых (17: 12-19), обращение мытаря Закхея (19: 1-10), суд Ирода над Иисусом (23: 7-12), раскаяние разбойника (23: 39-43) и другие, а также Лука прослеживает родословие Иисуса Христа до самого Адама (3: 23-38). Но почему же тогда он не рассказал о том важнейшем для христианского учения моменте, когда апостолы приняли Святого Духа? Для такого скрупулёзного историка подобное упущение просто невозможно (кстати, Матфей и Марк тоже почему-то не написали ни слова об этом событии). Так что, по всей видимости, принятие апостолами Святого Духа произошло на празднике Пятидесятницы, который описан Лукой во всех подробностях (Деян.2: 1-41).

5) Апостол Пётр сравнивал происшествие в доме Корнилия с событиями дня Пятидесятницы: «Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян.11: 15-17). Из его слов следует, что язычники получили крещение Духом таким же самым образом, как и апостолы. Но ведь эти язычники однозначно не имели ещё в себе Святого Духа, и тем не менее Пётр впоследствии заявил, что «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими» (Деян.15: 8-9). Если бы апостолы приняли Духа ещё до дня Пятидесятницы, то это заявление было бы ложным. Поэтому слова Петра свидетельствуют о том, что Святой Дух не пребывал в апостолах до их крещения Духом.

6) Наконец, согласно евангельскому учению, в результате принятия Святого Духа апостолы получили бы возрождение, облеклись бы во Христа и стали бы чадами Божьими и членами Тела Христова, то есть Церкви. Но как они могли облечься во Христа, когда Сам Христос ещё стоял перед ними? Как они могли стать членами Тела Христова, когда Христос ещё находился на земле в видимом и осязаемом теле? О каком возрождении могла идти речь, если к ним ещё нельзя было отнести слова апостола Павла о том, что христиан Бог «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2: 6), поскольку Христос ещё не «воссел одесную престола величия на небесах» (Евр.8: 1)? Так что и с точки зрения общего библейского учения принятие апостолами Святого Духа до вознесения Иисуса на небо было невозможно. И днём рождения Церкви во всём христианстве считается именно день Пятидесятницы, а вовсе не день первого явления воскресшего Христа апостолам.

Таким образом, у нас есть более чем достаточно доказательств того, что апостолы не принимали Святого Духа до дня Пятидесятницы. Но как же тогда понимать исходный текст Иоан.20: 22? Что, Иисус пошутил или это Иоанн всё сам придумал, напутал на старости лет? Нет, вовсе не обязательно выдвигать версию авторского подлога или забывчивости. Вполне возможно, что эти слова Иисуса были всего лишь предсказанием о том, что произойдёт с апостолами в недалёком будущем. Хотя некоторые толкователи считают, что в этот момент апостолы получили не Самого Духа, а некий временный и ограниченный «дар знания, понимания и силы», но такое объяснение выглядит более сомнительным по уже упоминавшейся нами причине отсутствия апостола Фомы.

Итак, апостолы приняли Святого Духа в день Пятидесятницы, в который также исполнились слова Иисуса об их крещении Духом. Отсюда мы можем сделать вывод, что принятие Духа и крещение Духом суть одно и то же. Но нельзя ли предположить, что это всё же два разных события, только в данном случае они произошли одновременно, а вообще-то между ними может пройти сколько угодно времени? Однако в Новом Завете нет ни одного примера, когда человек получил бы крещение Духом через некоторое время после принятия Духа, поэтому нет никакого основания для разделения этих событий. И как бы ни исхитрялись премудрые толкователи, пытаясь разграничить понятия «приняли», «получили», «сошёл», «излился», «послал», «дал» и т.п., все эти формулировки относятся к одному и тому же событию – поселению Святого Духа в человеке.

Ну а теперь рассмотрим последний текст, о существовании которого мы упомянули в начале главы. Что же это за шестой отрывок о крещении Духом, не связанный с проповедью Иоанна Крестителя? Это высказывание апостола Павла на тему единства Церкви: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12: 13). Неужели пятидесятники не замечают в Новом Завете этого стиха, который ставит огромный крест на всём их учении о крещении Духом? Ведь здесь Павел прямо и однозначно говорит, что результатом крещения Духом является присоединение человека к Церкви – Телу Христа. А это значит, что при крещении Духом человек принимает Святого Духа и становится возрождённым. Церковь по определению – это совокупность всех рождённых свыше людей, в которых живёт Святой Дух. Таким образом, все возрождённые люди крещены Духом. Дорогие наши пятидесятники, поздравляем вас – оказывается, вы не одни являетесь полноценными христианами. Ваши не говорящие на иных языках братья баптисты, евангелисты и все прочие на самом деле ничем не хуже вас, у них всего лишь поменьше заблуждений. Так что, как вы говорите, – аллилуйя!

Подводя итог, перечислим ещё раз основные причины, по которым учение о крещении Духом как отличном от принятия Духа событии является ошибочным:

1) в Библии нет ни одного примера, когда крещение Духом получил человек, уже принявший ранее Святого Духа;

2) по этому учению крещение Духом не включает в себя очищение от грехов, что противоречит проповеди Иоанна Крестителя;

3) это учение отрицает связь крещения Духом с присоединением человека к Церкви и возрождением, что противоречит словам апостола Павла.

Правильные же взгляды на крещение Духом можно выразить в следующих тезисах:

– оно тождественно принятию Святого Духа и возрождению;

– в результате его человек получает очищение от грехов, то есть оправдание;

– оно является единственным способом присоединения человека к Церкви;

– в обычной ситуации оно происходит во время водного крещения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал