Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новаторские тенденции в балетном творчестве С.С. Прокофьева






Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) называют классиком XX века. Он – смелый композитор-новатор, открывавший новые средства музыкальной выразительности в области мелодики, ритма, гармонии, инструментовки. Одно из центральных мест в наследии Прокофьева принадлежит балетному творчеству. Балеты, написанные им в разные годы, представляют собой вехи, во многом позволяющие проследить художественную эволюцию композитора, становление и расцвет его таланта. Балетное творчество Прокофьева можно разделить на два периода:

1. 1914-1932 гг. отмечены созданием одноактных балетов, в которых отразились искания композитора в области формы и стиля. Это «Ала и Лоллий», «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» или просто Шут», поставленного дягилевской труппой в Париже. «Русский материал сочинялся с большой легкостью, – вспоминал композитор. – Точно я коснулся непочатого края или посеял на целине, и новая земля принесла неожиданный урожай».[31]

Далее появился небольшой балет «Трапеция» на сюжет из жизни артистов цирка, заказанный и поставленный гастрольной труппой русского хореографа Б.Г. Романова, «Стальной скок», так же поставленный дягилевской труппой, «Блудный сын», поставленный Дж. Баланчиным и имевший заслуженный успех на премьере в Париже 21 мая 1929 г., «На Днепре», написанный по заказу парижского театра «Гранд-Опера» в 1930 г.

2. Годы после возвращения композитора на родину. Они ознаменованы созданием трех больших балетов, принадлежавших к числу высших художественных достижений зрелого мастера. Среди них знаменитый «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Соавторами композитора в создании либретто стали С.Э. Радлов и А.И. Пиотров­ский. Рождение шекспировской трагедии на советской балетной сцене «стало историческим событием, прежде всего потому, что, сохраняя высокие этические идеи Шекспира, не упрощая образы, Прокофьев воплотил их в музыке, наделенной яркими чертами присущего ему стиля. Впервые в истории балета музыка достигла уровня трагедий Шекспира». [32]

Работа над балетом продвигалась быстро, и к концу лета клавир был завершен. Автор показал его в Большом театре, который предполагал пер­вым поставить произведение. Музыка сразу же получила высокую оценку, но отдельные места либретто вызвали возражения, принятые автором. Композитор внес необходимые изменения. Однако начало работы над спектаклем откладывалось по различным обстоятельствам. Между тем к новому балету Прокофьева проявляли пристальный ин­терес другие коллективы. И получилось так, что до Большого театра балет «Ромео и Джульетта» был поставлен сначала хореографом И. Псотой в чехословацком городе Брно 30 декабря 1938 г., а затем Л.М. Лавровским в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Ки­рова 11 января 1940 г. Последняя постановка, в которой главные партии блистательно исполняли Г.С. Уланова (Джульетта) и К.М. Сергеев (Ромео), вызвала восторженную реакцию критики и зрителей. Всем стало ясно, что появилось произведение, имеющее огромную художественную цен­ность, в котором музыкально-хореографическое искусство впервые поднялось до высот шекспировской трагедии. Строй­ность драматургической концепции, значительность замысла и убеди­тельность его воплощения, образная рельефность музыкальных характеристик, напоминающая портреты мастеров эпохи Возрождения, прине­сли балету всеобщее признание.

Новая хореографическая версия принадлежит балетмейстеру Ю.Н. Григоровичу, премьера которой состоялась 26 июня 1979 года. В этой редакции балет идет и сейчас на сцене Большого театра. Балет «Ромео и Джульетта» не­однократно ставился в театрах СССР, стал неотъемлемой частью репертуара танцевальных трупп всего мира, получил десятки различ­ных хореографических редакций. Музыка балета постоянно звучит также в концертах в виде оркестровых сюит и фортепианных тран­скрипций. Далеко не каждый балетмейстер-постановщик решился бы взяться за эту партитуру и стать на один уровень с композитором.

 

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях, пятнадцати картинах с прологом и эпилогом.

В Вероне живут две семьи – Монтекки и Капулетти. Они издавна враждуют между собой. На балу во дворце Капулетти Ромео встречает Джульетту и узнает, что Джульетта – дочь его заклятого врага. Но лю­бовь оказывается сильнее давней вражды. Ночью Ромео пробрался в сад Капулетти и объяснился с Джульеттой. На утро влюбленных тайно обвенчал патер Лоренцо.

От руки Тибальдо – кузена Джульетты – гибнет друг Ромео Мерку­цио. В поединке Ромео убивает Тибальда, отомстив за смерть Мерку­цио. Теперь он должен навсегда покинуть Верону и жить в изгнании.

Отец, не зная о тайном браке Ромео и Джульетты, принуждает дочь выйти замуж за графа Париса. В отчаянии Джульетта обращается к патеру Лоренцо. Он дает Джульетте напиток, который заставит ее за­быться глубоким сном. Родственники решат, что она умерла, и отнесут ее в фамильный склеп. Священник освободит Джульетту и отведет ее к Ромео.

Ромео, услышав о смерти Джульетты, возвращается в Верону. Он приходит в склеп и выпивает яд, чтобы умереть рядом с любимой. Про­снувшись, Джульетта видит мертвого Ромео. В отчаянии Джульетта убивает себя. Над телами молодых супругов происходит примирение. [33]

 

Окрыленный успехом «Ромео и Джульетты», композитор в том же 1940 г. приступил к сочинению новой балетной партитуры по заказу Ленинградского театра им. С.М. Кирова. Сценарий будущего балета писал театровед и литератор Н.Д. Волков по мотивам популярной сказки Ш. Перро «Золушка». «Музыка балета насыщена оригинальными находками в сфере музыкальной образности, драматургии, интонационного, ладогармонического стиля».[34]

Предполагалось, что ставить балет будет В.М. Чабукиани, а в главной роли выступит Г.С. Уланова. Компози­тор уже успел зафиксировать в нотах значительную часть музыки, но дальнейшее осуществление этого проекта надолго отодвинула война. И лишь спустя некоторое время он вернулся к «Золушке», завершив ее к 1944 г. Сценическая судьба балета с самого начала складывалась на редкость счастливо: он был одобрен после первого же прослушивания, и 21 ноября 1945 г. увидел свет рампы в Большом театре в постановке Р.В. Захарова; в главной партии поочередно выступали Г.С. Уланова и О.Б. Лепешинская. Вновь, как и после премьеры «Ромео и Джульетты», и специалисты, и зрители расценили спектакль как выдающееся достижение. Спустя несколько месяцев, состоялась и ленинградская премьера: поставил балет К.М. Сергеев, а исполнительни­цей главной партии была Н.М. Дудинская. В 1946 г. С.С. Прокофьев был удостоен за балет «Золушка» Государственной премии СССР. После Москвы и Ленинграда «Золушка» была поставлена в десятках театров СССР и многих стран и в настоящее время занимает одно из ведущих мест в сов­ременном балетном репертуаре.

 

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях.

Богато убранная комната в доме отца Золушки. Мачеха и две ее дочери заняты приготовлениями к предстоящему балу – они вышивают нарядные шали. Золушка, в стареньком платьи­це, трудится возле камина, выполняя в доме самую грязную работу.

Мачеха, сестры и отец уезжают во дворец. Золушка мечтательно вальсирует, пытаясь повторить движения только что увиденных танцев. Появляется старушка-нищенка, которая оказалась феей. Она при­шла наградить Золушку за ее доброту. Фея протягивает девушке хру­стальные башмачки. По ее знаку появляются феи времен года. Они одаряют Золушку нарядами, драгоценностями, цветами.

Все готово к отъезду на бал. Но фея предупреждает Золушку, что волшебные чары будут действовать только до полуночи. Если Зо­лушка не покинет дворец вовремя, она тотчас превратится снова в за­марашку.

Бал. Появляется незнакомка в окружениимногочис­ленной свиты. Мачеха и сестры неузнают Золушку. Принц восхищен девушкой, он не отходит от нее ни на шаг. Он при­знается девушке в любви. Золушка, тоже увлеченная юношей, забывает о времени. Часы начинают бить полночь. В ужасе Золушка броса­ется прочь из дворца и второпях теряет башмачок. Принц поднимает крошечный башмачок – он поможет ему найти таинственную красавицу. Принц отправляется искать по белу свету пленившую его незнакомку.

Дом Золушки. Вбегают мачеха и соседки: по городу ходит принц, разыскивая де­вушку, потерявшую на балу башмачок. Появляется принц и предлагает сестрам примерить туфельку. Но напрасно они пытаются втиснуть свои ноги в крошечный башмачок. Тогда и мачеха решает примерить его. Золушка, стоя на коленях, помо­гает ей и нечаянно роняет второй башмачок. Пораженный принц пристально вглядывается в девушку и узнает в ней ту, которую так упорно искал. Появившаяся фея-нищенка соеди­няет влюбленных. [35]

 

В последнее десятилетие жизни С.С. Прокофьев мечтал о создании «настоящей русской сказки» в балете. Композитор долго искал подхо­дящую сюжетную основу, одно время думал остановиться на «Снегу­рочке» А.Н. Островского, но, познакомившись с книгой П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», окончательно сделал свой выбор. В основу либретто будущего балета были положены две сказки сборника – «Горный мастер» и «Каменный цветок», а также некоторые мотивы из двух других – «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка». Сценарий балета при непосредственном участии композитора написали М.А. Мендельсон-Прокофьев и Л.М. Лавровский.

Прокофьев, не­смотря на болезнь, с увлечением погрузился в работу и написал весь балет за полгода – с 18 сентября 1948 по 24 марта 1949 г. Композитор изучал уральский народный фольклор, претворяя в музыке балета интонации народных песен. В июне 1949 г. состоялось прослу­шивание «Сказа о каменном цветке» в Большом театре. Автор ждал начала совместной работы с труппой над постановкой, продолжая «шлифовать» и редактировать отдельные фрагменты произведения. 5 марта 1953 г. композитор завершил переработку 9-й картины. В тот же день Прокофьева не стало. Через год после его смерти – 12 февраля 1954 г. – состоялась премьера балета «Сказ о каменном цветке» в Боль­шом театре. Спектакль был поставлен Л.М. Лавровским, в главных ро­лях выступили Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая, В.С. Преображенский, А.Н. Ер­молаев. Следует отметить, что первая постановка оказалась не вполне удачной: в ней недоставало стилистической цельности, элементы классической хорео­графии и народного танца не всегда соединялись в необходимой гар­монии. Неоспоримый успех пришел к балету после показа в Ленинградском театре им. С.М. Кирова трехактной версии в постановке Ю.Н. Григоровича. После этого балет, за которым закрепилось название «Каменный цве­ток», вошел в репертуар десятков театральных коллективов.

 

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях.

Данила мечтает создать чудесную малахитовую вазу, подобную живому цветку. Даже на помолвке с любимой им Ка­териной его не оставляют мысли о тайне, скрытой в природе, о своем идеале прекрасного, как сама жизнь, творчества. Его мысли обращены к Хозяйке Медной горы – Волшебной хранитель­нице подземных сокровищ. У нее должен узнать Данила секрет кам­ня.

Оказавшись в царстве Хозяйки, Данила встречает ее – неуловимую и таинственную повелительницу, предстающую перед ним то в образе ящерки, то в образе человеческом. Хозяйка манит мастера за собой, в мир красоты, и Данила бесстрашно идет за ней. По знаку Хозяйки камни оживают перед Данилой. Сверкая ост­рыми гранями, переливаясь красками, они являют мастеру заветный каменный цветок.

Катерина тоскует по исчезнувшему Даниле. Де­вушка отправляется на поиски своего избранника. Внезапно появляется задорная Огневушка – добрый дух огонька, а значит – надежды. Она ведет Катерину в царство Хозяйки, к Даниле.

Во владениях Хозяйки Медной горы мастер познает секрет истин­ного творчества. Камень покорился ему. Хозяйка полюбила Данилу и не хочет расставаться с ним, пони­мая, что теперь, воплотив свою мечту, он уйдет из ее царства. Она открывает ему свои чувства, обещает все богатства земли. Но мастер не может жить без людей. Он должен передать им тайну познанной красоты. Тогда Хозяйка, чтобы удержать Данилу, заколдовывает его.

Катерина попадает во владения Хозяйки. Она молит ее вернуть Данилу. Сомнения терзают Хозяйку, но чистая и смелая любовь девуш­ки трогает ее, и она оживляет мастера. Повелительница подземных сокровищ понимает, что счастье Данилы на земле, и отпускает его с Катериной.

Друзья радостно встречают Катерину и Данилу. Мастер исполнил свой долг: открыл тайну красоты, принес ее людям, и обрел свое счастье – в верной Катерине. [36]

 

На основе музыки Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» композитор М.И. Чулаки написал одноименный балет, поставленный Ю. Н. Григоровичем на сцене Большого театра в 1975 г. и в 1976 г. – на сцене Парижской оперы. Образная рельефность и пластическая выразительность, контрастность и разнообразие настроений, заключенных в прокофьевской музыке, становились основой для интересных художественных решений.

Воздействие Прокофьева на развитие хореографического искусства XX века исключительно велико, его произведения не только вошли в репертуар, но и во многом определили направление художественных исканий и достижений лучших хореографов СССР и других стран, способствовали расцвету таланта нескольких поколений артистов балета.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал