![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основатель американского балета Г.М. Баланчивадзе
Георгий Металитонович Баланчивадзе (Джордж Баланчин) (1904-1983) – крупнейший балетмейстер XX века, модернизатор классического танца, автор множества хореографических шедевров, создатель новой школы и основатель американского балета. Родился в Петербурге, в семье жившего здесь грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе. В Петербурге учился в балетной школе у П.А. Гердта, Л.С. Леонтьева. Затем поступил в консерваторию на фортепианное отделение, где проучился полтора года. Георгий Баланчивадзе окончил школу в 1921 г. и в статусе кордебалетного танцовщика, которому иногда доверяли отдельные гротесково-характерные соло, был принят в Петроградский театр. В 1923 г. Баланчин стал одним из исполнителей танцсимфонии «Величие мироздания» Ф.В. Лопухова, где была предпринята попытка сделать танец точным аналогом музыки Бетховена. Лопуховская «инсценировка» симфонии еще слишком прямолинейна, сама же идея найдет органичное воплощение позднее – именно в творчестве Баланчина. Пока же первые петроградские постановки молодого Баланчивадзе не свободны от влияния новаторского стиля московского балетмейстера Касьяна Голейзовского. В 1924 г. Баланчивадзе с тремя своими товарищами отправился на гастроли в Европу и почти сразу был приглашен в труппу С.П. Дягилева. Там он и получил свое новое звучное имя. Баланчину суждено было стать последним открытием Дягилева и последним его балетмейстером: вскоре после премьеры балета Баланчина «Блудный сын» Дягилев умер. У Дягилева Баланчин поставил первый из своих великих балетов – «Аполлон Мусагет». В «Аполлоне» многое впервые: впервые встречаются балетмейстер и композитор, чей дружеский и творческий союз продлится всю жизнь, впервые балетмейстер уподобляет хореографические движения музыкальным тональностям, впервые классический танец, преображенный неожиданными ракурсами и ритмами, ошеломляет своим модернистическим «звучанием». Балет этот, посвященный рождению Аполлона и его встрече с музами, оказался символическим: в нем родился сам Баланчин. После смерти Дягилева – другая знаменитая труппа: Ballets Russes de Monte Carlo, затем – собственная: Ballet-1933.И, наконец, в 1934 г. Баланчин получает приглашение американского мецената Линкольна Керстайна, предложившего ему организовать в США национальную балетную труппу и школу при ней. С Америкой, с этой школой и труппой (впоследствии – всемирно известная New York City Ballet) связана его дальнейшая судьба. Здесь сложился его стиль, выработался художественный метод, отшлифовывалась балетмейстерская техника. Здесь работали его ученики и его любимые балерины. Первый его нью-йоркский опус – «Серенада» – ознаменовал начало новой эпохи в мировом балете. Большинство балетов Баланчина не имеют фабулы: танец в них трактует музыку, а не сюжет, из самого танца рождаются и драматизм, и поэзия. Баланчин и не нуждается ни в чем, кроме танца: со временем он все чаще устраняет декорации, оригинальные костюмы заменяет нейтральной униформой. Остается лишь хореография как таковая: музыка и движение, пространство и танцовщики. Стиль, созданный им, получил название неоклассического. Баланчин работает с классическим танцем так, как композиторы XX века работают с классическими музыкальными системами. По сути, он и был композитором танца. И музыкой он владел профессионально (образование – Петроградская консерватория по классу теории, композиции и фортепиано). Иначе он просто не смог бы работать, так как по своему художническому типу Баланчин – прежде всего профессионал, виртуоз, мастер, черпающий вдохновение в высоком ремесле, доведенном до совершенства. Баланчин бывает разным: ему доступна и утонченная лирика, и высокий трагизм, и веселый юмор, и игра с формой. Не случайно его привлекают тайны хореографической гармонии и не случайно законы балета становятся не только инструментом, но и постоянной темой его творчества («Серенада» и Ballet Imperialна музыку П.И. Чайковского, «Концертная симфония» В.А. Моцарта, «Симфония до мажор» Ж. Бизе и другие). Не выходя за пределы классического танца, хотя и свободно его модернизируя, балетмейстер создает хореографическую параллель исканиям великих композиторов XX века. Новые тенденции можно заметить уже в балете 1946 г. «Четыре темперамента», в полной мере обладающем еще классической ясностью. Манифестом же стал в 1956 г. «Агон» на музыку И.Ф. Стравинского. В произведениях этого типа танец становится все более изобретательным и все более абстрактным. Традиционные соотношения разрушаются, структура становится прерывистой, подвижной, динамичной, разрушается и большая форма – ее сменяет дробное эпизодное строение. Один из балетов так и назывался – «Эпизоды» на музыку Веберна в 1959 г. Он примечателен тем, что поставлен совместно с крупнейшим хореографом танца модерн Мартой Грэхем. Этот балет тоже символичен: в нем представлены два полюса и два стержня хореографии XX века – танец-модерн и Баланчин. Замечателен еще один шедевр Баланчина – «Ballet Imperial». Он начинается в торжественном, помпезном, слегка беспокойном духе, с групп кордебалета и солистов, затем следует сцена романтической феерии с более легкими танцами; потом третья часть – даже более головокружительная и великолепная, чем первая, все блистают: индивидуально, группами, мужчины, женщины, и все в унисон. Музыкальность хореографии так же удивительна, как и ее необычайная легкость. Влияние Баланчина на искусство хореографии огромно. Самые разные художники восприняли его метод, и не только школа, но целая художественная культура выросла из открытий этого мастера. Его художественная система универсальна: в творчестве Баланчина органично соединены музыка – с движением, старая школа классического танца – с ультрасовременным.
Краткие выводы по теме: 1. Творчество К.Я. Голейзовского было наполнено новаторскими исканиями, поиском себя в балете. Он раскрывал неисчерпаемые горизонты, в его опытах возрождалась античность, и расцветал импрессионизм. Балетмейстер осуществил фактически реформу танцевальной выразительности, пойдя дальше М.М. Фокина: он по-новому использовал сценическое пространство, костюм и декорации. 2. Постановочная деятельность Ф.В. Лопухова не была легкой, его балеты имели неоспоримый успех, но и испытали немало падений. Он руководил балетом Кировского театра, был организатором балетного образования на высшем уровне: открыл балетмейстерские курсы при ЛХУ, преобразовав их в 1962 г. в кафедру хореографии при Ленинградской консерватории. Не малый вклад в развитие хореографического искусства внесли его теоретические труды: «Шестьдесят лет в балете» и «Хореографические откровенности». 3. Г.М. Баланчивадзе – модернизатор классического танца, основатель американского балета. Большинство балетов Баланчина не имеют фабулы: танец в них трактует музыку, а не сюжет, из самого танца рождаются и драматизм, и поэзия. Его влияние на искусство хореографии огромно, его творчество дало толчок многим балетмейстерам в осуществлении своих постановок. Список литературы: · Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – 297 с. · Васильева, В.П. Касьян Голейзовский: жизнь и творчество [Текст] / В.П. Васильева, Н.Ю. Чернова. – М.: Всероссийское театральное общество, 1984 г. – 575 с. · Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности / Ф.В. Лопухов. – М.: Искусство, 1982. – 215 с. · Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с. · Суриц, Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов [Текст] / Е.Я. Суриц. – М.: Искусство, 1989. – 360 с. · Тейдер, В.А. Касьян Голейзовский. «Иосиф Прекрасный» [Текст] / В.А. Тейдер. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 232 с.
Тема 3. Основоположник советской балетной педагогики Агриппина Яковлевна Ваганова
Цель: познакомить студентов с педагогической системой А.Я. Вагановой, по которой весь мир изучает классический танец. Задачи: · описать педагогический метод А.Я. Вагановой как средство овладения искусством классического танца в его академизме и выразительности; · показать неоценимый вклад, который внес в балетную педагогику первый системный учебник «Основы классического танца». Имя профессора Агриппины Яковлевны Вагановой (1879-1951гг.) известно во всем мире. Ее воспитанницы прославили советский балет на всех континентах, ее методику воспитания балетного артиста взяли на вооружение педагоги всей планеты, ее труд «Основы классического танца», многократно переизданный на различных языках, стал настольной книгой мастеров современной хореографии. Агриппина Яковлевна составляет гордость нашего искусства. Но слава Вагановой не простая, она – многоликая. Ее талант существует не сам по себе – он как бы растворился, перелился в десятки других талантов – талантов разных, не похожих друг на друга, но в чем-то неуловимо общих и родственных. Учитель – это понятие огромно. Далеко не всякий человек может быть педагогом. Ваганова в своих заметках писала: «Педагог должен хотя бы приблизительно показать движение и нужные позы, чтобы в глазах ученика задание балетмейстера стало реально осуществимым. Вот почему надо серьезно позаботиться о кадрах педагогов»[10]. А.Я. Ваганова окончила Петербургское театральное училище, где ее педагогами были А.А. Облаков, Л.И. Иванов, X.П. Иогансон, П.А. Гердт, О.И. Преображенская, и была принята в труппу Мариинского театра. Это было время, когда на сцене прославленного театра танцевали такие великолепные артисты, как А.П. Павлова, М.Ф. Кшесинская, Т.П. Карсавина, М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский, Н.Г. Легат, еще творили М. Петипа и Л. Иванов, вел свои занятия Э. Чекетти. Видя работу блестящих мастеров классического балета, Ваганова и сама становится танцовщицей строгой академической школы. Она обладала сильным и высоким прыжком, великолепным апломбом, прекрасно ощущала скульптурность поз и движений. В характере ее танца доминировало волевое начало, чеканная точность детальной разработки и отсутствие подчеркивания трудностей. Именно эти качества Агриппина Яковлевна воспитывала позже у своих учениц. За годы своей исполнительской деятельности она выступала сначала солисткой, а затем танцевала главные партии в таких балетах классического репертуара, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Конек-Горбунок», «Дон Кихот» и др. В 1916 г. Ваганова оставила сцену и занялась педагогической работой. Сопоставляя, критически отбирая все наиболее близкое себе из того, что довелось ей узнать за годы своей учебы и работы в Мариинском театре, Ваганова постепенно сформировала свои художественные и педагогические принципы, которые легли в основу ее педагогической системы, ее, «вагановского», педагогического метода. Основу его составляет осмысленность хореографических приемов, техники, а не формальное изучение отдельных движений. Урок для Вагановой – это постижение, утверждение найденного, выработка мастерства, артистичности, выносливости. Все танцевальные элементы Агриппина Яковлевна тщательно прорабатывала и строила свои занятия на основе рациональной нагрузки мускулатуры. Работая в классе, она приучала к аналитическому мышлению, но не раскрывала до конца своих принципов. В чем же заключается педагогический «вагановский» метод? Ответ прост: Ваганова стремилась объяснить каждое движение не только в ракурсе физиологическом, но и смысловом. Она требовала выразительности, а не формального, пусть даже правильного исполнения. «Танцевание всем телом (не только ногами) – обязательный постулат метода Вагановой: корпус, голова, шея, лицо, глаза, направление и выражение взгляда и особенно руки…Вагановская постановка рук стала знаменитой принадлежностью танца ее учениц»[11]. Индивидуальный подход к каждой будущей балерине отличал «ваганоский» метод. Она искала и находила в каждой что-то яркое, присущее только ей и стремилась выявить, подчеркнуть самобытность дарований. Академичность исполнительского стиля – главная цель школы Вагановой. Сначала А.Я. Ваганова преподавала в Школе русского балета А.Л. Волынского, а с 1921 г. – в Ленинградском хореографическом училище, с которым была связана до последних дней своей жизни. В 1946 г. Вагановой было присвоено звание профессора хореографии. Среди ее учениц блестящие балерины: М.Т. Семенова, О.Г. Иордан, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, А.Я. Шелест, И.А. Колпакова и другие. Все они, владея богатством танцевальной техники, открывали новые глубины поэтического воспроизведения классических образов и ролей современного героического и комедийного, лирического и драматического репертуара, развивая дальше традиции русского балетного театра. При Ленинградском хореографическом училище было создано педагогическое отделение, возглавляемое Вагановой, откуда вышли замечательные педагоги: В.С. Костровицкая, В.П. Мей, Н.П. Базарова, В.М. Красовская. Ваганова предугадывала стиль и тенденции развития советского исполнительского искусства, ее педагогический метод оказал влияние и на мужское исполнительство. Не случайно была так схожа между собой манера исполнения у танцовщиков и танцовщиц того времени. В 1934 г. А.Я. Ваганова выпустила книгу «Основы классического танца», которая выдержала 4 издания и переведена на многие языки. В ней она систематизировала весь педагогический опыт своих предшественников и свой, раскрыла творческие принципы и методы, достижения всего русского классического балета. Кроме того, она проанализировала приемы и формы классического танца, разобрала отдельные танцевальные па, позы, термины. В 1931 по 1937 гг. А.Я. Ваганова – художественный руководитель балетной труппы Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. К этому времени относятся ее постановки «Лебединого озера» и «Эсмеральды» в новой редакции. Творческая деятельность Вагановой – и педагогическая, и балетмейстерская – оказала большое влияние на развитие советского хореографического искусства. Метод Вагановой – это верное средство овладения искусством классического танца в его академизме и выразительности. Школа Вагановой получила признание и широкое распространение в практической деятельности ее учениц, многие из которых стали учителями классического танца.
Краткие выводы по теме: 1. «Вагановский» метод уникален и гениален. Она требовала выразительности, а не формального, пусть даже правильного исполнения. Индивидуальный подход к каждой будущей балерине и академичность исполнительского стиля – главная цель школы Вагановой. Единство формы и содержания – в этом заключен главный постулат успеха. 2. А.Я. Ваганова – первый профессор хореографии в нашей стране. В 1934 г. она создала первый системный учебник классического танца - «Основы классического танца», который выдержал рекордное количество изданий в СССР и за рубежом. По учебнику Вагановой изучают классический танец во всем мире – от США до Китая. Список литературы: · Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – 297 с. · Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с. · Русский балет: энциклопедия [Текст] / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997. – 632 с.
Тема 4. Советские балеты и их роль в развитии хореографического искусства Цель: раскрыть основные направления балетной музыки советской эпохи в произведениях композиторов Р.М. Глиэра, Д.Д. Шостаковича, Б.В. Асафьева, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.П. Соловьева-Седого, Р.К. Щедрина, А.Я. Эшпая. Задачи: · сформировать знания о выдающихся композиторах и балетмейстерах советской эпохи; · показать актуальность обращения советских композиторов к современной теме, где на первый план выдвигаются проблемы и вопросы современной действительности; · обозначить специфические для балета формы музыкально-хореографической драматургии. План: 1. Отражение патриотической темы в балетахР.М. Глиэра. 2. Значимость балетов Д.Д. Шостаковича в освоении современной тематики. 3. Преемственность традиций в балетной музыкеБ.В. Асафьева. 4. Новаторские тенденции в балетном творчествеС.С. Прокофьева. 5. Балетное творчество А.И. Хачатуряна как классический образец современной музыки. 6. Проявление традиций песенного творчества В.П. Соловьва-Седого в хореографическом искусстве. 7.Произведения русской классической литературы – основа балетного творчества Р.К. Щедрина. 8. Крупнейший композитор-симфонист советской эпохи А.Я. Эшпай и его вклад в развитие советских балетов.
Балетный театр на протяжении нескольких веков своего развития почти не знал непосредственного воплощения современной темы. Положение коренным образом изменилось после Октябрьской революции 1917 г. В процессе поисков по созданию новых балетов важную роль оказали попытки воплощения революционной действительности, новаторские для балета. Раньше всего эти попытки были сделаны в области хореографической миниатюры, затем привели к возникновению балетных спектаклей на революционную тему. Первые из них: «Красный вихрь» на музыку В.М. Дешевова (балетмейстер Ф.В. Лопухов) и «Смерч» на музыку Б. Бера (балетмейстер К.Я. Голейзовский). Историк и балетный критик В.В. Ванслов говорит о том, что «при всем различии творчества композиторов, музыка этих спектаклей не отличалась яркой образностью, а выражала некоторые отвлеченные представления о современности. Оба балета пытались противопоставить два мира: советский и буржуазный, но это противопоставление имело самый общий характер. Спектакли были восприняты как неудача. Опыт показал, что отвлеченная символика, не опирающаяся на художественные достижения прошлого, – упрощенное решение проблемы современности, которое не может дать полноценных результатов».[12] Первый успех пришел тогда, когда воплощение современности в балете хореографы попытались соединить не с отрицанием, а с развитием традиций. Это произошло в этапном для советского балетного театра спектакле «Красный мак» на музыку Р.М. Глиэра, в постановке Л.А. Лащилина и В.Д. Тихомирова. Успех «Красного мака» вдохновил деятелей музыкального театра, и первая половина 30-х годов была ознаменована целой группой балетов о современности. В 1930 г. в Большом театре был поставлен балет «Футболист» на музыку В.А. Оранского, в постановке Л.А. Лащина и И.А. Моисеева. Балет предстал как спектакль-обозрение, состоявший из ряда сюжетных, слабо связанных сцен, в которых показывалась советская молодежь и разоблачались нэпманы. Вслед за этим балетом появились два аналогичных – «Золотой век» и «Болт». Во всех трех спектаклях на современную тему, поставленных в начале 30-х годов, еще очень сильны отзвуки постановок 20-х годов с их плакатно-схематическим противопоставлением двух миров и господством общего над индивидуальным. При неудаче этих балетов в целом в них все-таки были отдельные живые элементы и балетмейстерские находки. Одним из таких экспериментальных спектаклей на путях поисков современных решений стал балет «Светлый ручей». Здесь впервые основа драматургии ищется не в противопоставлении «мы» и «они», а в самой советской действительности. Опыт балетов о современности, поставленных в первой половине 30-х годов, показал, что не может быть удачи без полноценной драматургии и психологического развития образов. Также невозможно обойтись и без классического танца, при этом добавив немного свободной пластики, физкультурно-спортивных движений, эстрадного танца. «Недостатки балетов о современности первой половины 30-х годов состояли также в игнорировании плодотворных находок «Красного мака» и тех значительных успехов по сближению балета с большими идеями, которые были достигнуты в советском балетном театре не с современной, а исторической или заимствованной из классической литературы тематикой».[13] Попытка использовать эти достижения была сделана в балете «Партизанские дни» на музыку Б.В. Асафьева, хореография В.И. Вайнонена. «Партизанские дни» были шагом вперед на пути воплощения современной темы. Следующий балет – «Гаянэ» на музыку А.И. Хачатуряна, который впервые появился во время Великой Отечественной войны и прозвучал как выражение советского патриотизма. На сцене воссоздавалась картина радостной и счастливой жизни, за которую боролся советский народ с фашистами. В последующие годы события Великой Отечественной войны нашли в хореографическом искусстве прямой отклик. Вскоре после окончания войны появились два балета В.П. Бурмейстера: «Татьяна» на музыку А.А. Крейна и «Берег счастья» на музыку А.Э. Спадавеккиа. Перелом в советском балете наступил в конце 50-х годов. Появление балетов на современную тему увеличилось в несколько раз, и не только в Москве и Ленинграде, а и во многих театрах РСФСР. Этому способствовал ряд причин. Во-первых, современность во второй половине 50-х годов становится главной темой нашего искусства в целом, театрального в особенности, что не могло не оказать влияния и на балет. Во-вторых, в это время происходит заметный рост периферийных и республиканских театров, каждый из которых вполне закономерно стремился иметь «свой» спектакль на современную тему. Например, некоторые из них: «Гюльшен» (композитор С.А. Гаджибеков, балетмейстер Г.Г. Алмасзаде, Баку, 1950), «За мир» (композитор Д.А. Торадзе, балетмейстер В.М. Чабукиани, Тбилиси, 1953), «Севан» (композитор Г.И. Егиазарян, балетмейстер И.И. Арбатов, Ереван, 1956), «Утес» (композитор Э.Л. Лазарев, балетмейстер Н.В. Данилова, Куйбышев, 1959) и другие. Эти балеты имели положительное значение в пределах своего театра, привлекая внимание труппы к современной теме, стимулируя творческие поиски, знаменуя первое обращение к современности в балетном театре разных национальных культур. Этапное значение приобрел «Берег надежды» на музыку А.П. Петрова, в постановке И.Д. Бельского. До этого, в 1957 году, появился «Каменный цветок» на музыку С.С. Прокофьева в постановке Ю.Н. Григоровича, ознаменовавший начало нового периода в развитии советского балета, восстановивший в правах специфику балетной драматургии, возродивший танцевальную образность и сложные формы полифонического танца. Во второй половине 50-х годов лидером советского балета стал Ю.Н. Григорович. Именно его спектакли расширили круг художественного наследия, на которое опирался весь балет, возродили развернутые формы симфонического танца, обогатили хореографическую лексику, выработали специфические для балета формы музыкально-хореографической драматургии. Его первым спектаклем на современную тему стал балет «Ангара». Он принес значительные балетмейстерские достижения, вошедшие в фонд художественной культуры. Советские балеты оказали существенное влияние и на развитие исполнительского искусства. Участие в современных спектаклях неотделимо от творческого роста таких артистов, как А.И. Грибов, A.В. Гридин, Ю.В. Соловьев, А.А. Макаров, И.А. Колпакова, Г.Т. Комлева, А.И. Сизова – в Ленинграде и В.В. Васильев, М.Л. Лавровский, Ю.К. Владимиров, Б.Б. Акимов, Н.В. Тимофеева, Е.С. Максимова, Н.И. Бессмертнова – в Москве. Таким образом, обращаясь к современной теме, советский балет стремился идти в ногу с жизнью народа, выдвигая на первый план актуальные вопросы и проблемы действительности. В связи с этим воплощение современности заставляло находить музыкальные и танцевально-пластические приемы для ее характеристики, обуславливало связь искусства с музыкой и танцами, стимулировало проявление народного творчества в балете.
|