Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Талант Е.В. Гельцер
Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962) – народная артистка РСФСР, родилась в семье талантливого танцовщика и артиста пантомимы Василия Федоровича Гельцера. Она посвятила свою долгую и прекрасную жизнь русскому балету. Ее вдохновенное искусство вызывало восхищение современников, о нем с гордостью и уважением вспоминают последующие поколения. Гельцер много гастролировала, но где бы ни выступала Екатерина Васильевна – в отдаленных уголках нашей страны или за рубежом – она достойно представляла русское, а впоследствии советское балетное искусство. Училась в Московском хореографическом училище в классе у И.А. Никитина и Х. Мендеса. После его окончания Гельцер была зачислена в труппу Большого театра. В ее репертуаре тех лет были такие роли, как Повелительница жучков в «Хрустальном башмачке», вторые партии в балетах «Конек-Горбунок», «Кипрская статуя», «Катарина, дочь разбойников». Осенью 1896 г. Гельцер была командирована в Петербург для совершенствования своего мастерства. Здесь она занималась в классе Х. Йогансана, танцевала в балетах М. Петипа, многому научилась она, наблюдая за работой крупнейших балерин того времени. В Мариинском театре танцевала в балете А.К. Глазунова «Раймонда». Закончив стажировку, Гельцер в 1898 г. возвратилась в Москву. В Большой театр она приехала уже солисткой первого разряда и через два месяца после возвращения выступила в главной партии в балете Петипа «Привал кавалерии». Этот дебют показал блестящие результаты пребывания молодой танцовщицы в Петербурге и ее серьезных занятий. Начав творческую деятельность задолго до революции, Гельцер вместе с лучшими представителями интеллигенции с радостью приняла победу Октября и отдала все силы служению советскому народу. Ее не испугали трудности первых послереволюционных лет, скудные пайки, холодные театральные помещения. Этапной для балерины стала партия Авроры в балете «Спящая красавица». Помощником и партнером ее был В.Д. Тихомиров. Он сыграл большую роль в становлении молодой артистки московского балета. С ним она танцевала ведущие партии почти во всех балетах А.А. Горского. Ее танец был виртуозным, стремительным и в то же время отличался легкостью, мягкостью движений. Лучшими партиями балерины стали: Саламбо, Эсмеральда, Китри в балете «Дон Кихот», Медора в «Корсаре», Тао Хоа в балете «Красный мак». Екатерина Васильевна всегда проявляла интерес к общественной жизни. Так, в 20-е гг. она танцевала в концертах номер, который назывался «Снятие паранджи». Актриса хотела создать гимн мужеству женщины, нарушившей законы шариата. С этим номером балерина ездила в Среднюю Азию, где в те времена еще сохранялись старые обычаи. Гельцер называли трагической актрисой. Ее Эсмеральда, шедшая на эшафот, появлялась с распущенными волосами, в длинной белой рубашке, подвязанной веревкой. Она медленно двигалась к месту казни. Ее спина, опущенные бессильно руки, вся фигура выражали трагическую безысходность. Историк балета Г.В. Беляева-Челобитько отмечает, что не менее сильное впечатление оставляет роль китайской танцовщицы Тао Хоа в балете «Красный мак», когда «героиня преподносит советскому Капитану чашу с отравленным напитком. Тао Хоа знает, что он привез голодающим китайцам хлеб из Советской России, она не хочет смерти гостя, но хозяин заставляет. В сузившихся глазах, в застывшем как маска лице, в скупых жестах, трудно, против воли двигающихся ногах была такая напряженность, что мороз пробегает по коже. Наконец чаша вручена, Тао Хоа медленно отходит, умоляюще сложив руки, как бы предупреждая об опасности. Вот руки ее, протянутые к Капитану, задрожали. Тао Хоа стремительно выбивает из его ладоней чашу. Выстрел. Смертельно раненая Тао Хоа падает, и зритель видит, как светлеет лицо героини, вспыхивают радостью глаза. Она спасла Капитана ценой своей жизни».[4] В 1935 г. Гельцер покинула сцену Большого театра. Екатерина Васильевна была великой актрисой и настоящим патриотом. Нельзя не вспомнить о том, что в суровые годы Великой Отечественной войны, будучи далеко не молодой, она принимала участие во многих концертах, часто выступала для воинов Красной Армии, вместе со всеми переносила лишения, тревоги и всегда верила в нашу победу над фашизмом. В последние годы жизни Гельцер не покидала свою квартиру. В 50-х гг. ее привозили в театр, и она смотрела некоторые спектакли. А в день празднования 175-летия Большого театра в 1951 г. Гельцер была почетной представительницей славной когорты старых мастеров, сидевших в президиуме торжественного собрания. Народная артистка до конца своих дней пользовалась большим признанием и уважением. Е.В. Гельцер умерла в 1962 г. в возрасте 86-ти лет. Вдохновенный труд, стремление к новым творческим победам, преданное служение искусству завещала Гельцер молодому поколению советского балета.
Краткие выводы по теме: 1. Вклад В.Д. Тихомирова в развитие балетной педагогики огромен. Его педагогический метод базировался, прежде всего, на индивидуальном подходе к ученикам, он присматривался к каждому из них, тщательно изучал особенности фигуры, данных, характера, в связи с этим приступал к исправлению недостатков и развитию достоинств. Первым уделил особое внимание анатомии и физиологии человека. Он не только изучал все двигательные мышцы, но и знал, как следует их развивать и укрепить. 2. Постановка балета «Красный мак» В.Д. Тихомировым и Л.А. Лащилиным ознаменовала перелом в истории советского балета. С «Красным маком» родилась и утвердилась героическая тема в советской хореографии, на основе классического танца создавались многогранные образы, раскрывались глубокие мысли и чувства. 3. Безграничный талант Е.В. Гельцер заключается в том, что она всецело посвятила себя балету, ее не испугали трудности первых послереволюционных лет, скудные пайки, холодные театральные помещения. Все главные партии балерины были наполнены трагизмом, переживаниями за судьбу своих героинь. Ее вдохновенное искусство вызывало восхищение современников, о нем с гордостью и уважением вспоминают последующие поколения.
Список литературы: · Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензия. Воспоминания [Текст] / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1984. – 296 с. · Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – 153 с. · Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности / Ф.В. Лопухов. – М.: Искусство, 1982. – 215 с. · Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с. · Русский балет: энциклопедия [Текст] / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997. – 632 с. · Тихомиров, В.Д. Артист, балетмейстер, педагог [Текст] / В.Д. Тихомиров. – М.: Искусство, 1981. – 390 с.
Тема 2. Советское балетное искусство 20-х гг. XX века Цель: раскрыть поиски и находки в хореографическом искусстве балетмейстеров 20-х гг. XX века. Задачи: · охарактеризовать творческую деятельность ведущих балетмейстеров начала XX века: К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, Г.М. Баланчивадзе; · систематизировать информацию о педагогической деятельности Ф.В. Лопухова в Ленинграде; · отметить вклад Г.М. Баланчивадзе и его труппы New York City Ballet в развитие американского балета. План:
|