Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические принципы работы артиста балета и балетмейстера В.Д. Тихомирова






Василий Дмитриевич Тихомиров (1876-1956) – известный московский артист и преподаватель хореографии, солист балета Большого театра. Он пришел в Большой театр в последние годы XIX века и вскоре занял положение ведущего танцовщика, стремящегося к возрождению лучших национальных традиций русского искусства.

Василий Дмитриевич родился в Москве. В Московское театральное училище попал благодаря рекомендации семьи Светинских – служащих Большого театра. В 1891 г. за отличные успехи был переведен на два года в Петербургское театральное училище, которое окончил в 1893 г. Здесь его учителем стал П.А. Гердт – выдающийся педагог русской школы. В классе у Гердта молодой танцовщик постиг тайны той особенной пластики мужского танца, которую он сам впоследствии довел до совершенства, придав ей больше мужественности, героичности. Также учился и у других педагогов: Х. Йогансона и Э. Чекетти. Но особенно отмечал Тихомиров деятельность Мариуса Петипа, у которого участвовал не только в балетах, но и внимательно изучал и постигал совершенство хореографических композиций.

В 1896 г. началась педагогическая деятельность Тихомирова. Василию Дмитриевичу было всего 20 лет. Его появление в школе ознаменовалось большими переменами. Он ввел совершенно новый метод преподавания классического танца, целью которого было воспитание танцевальности и артистизма. Впервые на уроках было введено музыкальное сопровождение – в класс пришел пианист, вместо многолетней игры на скрипке. Молодой педагог обзаводится анатомическими атласами и учебниками. Внимательно изучая анатомию и физиологию человека, Тихомиров особенно интересовался работой мышц. Он не только изучил все двигательные мышцы, но и знал, как следует их развивать и укреплять. Педагогический метод Тихомирова базировался, прежде всего, на индивидуальном подходе к ученикам: «сначала он присматривался к каждому из них, тщательно изучал особенности фигуры, данных, характера, далее приступал к исправлению недостатков и развитию достоинств»[1].

В эти годы он сближается с В.Ф. Гельцером, назначенным режиссером балетной труппы через год после приезда Тихомирова из Петербурга. Гельцер обратился к нему с просьбой позаниматься с его дочерью, только что окончившей Московское училище. Тихомиров охотно согласился. Так и на все время артистической деятельности он стал педагогом, а вскоре и партнером будущей великой балерины русского балета Екатерины Васильевны Гельцер.

Перенос в Москву балетов М. Петипа способствовал расширению творческих возможностей В.Д. Тихомирова как танцовщика и балетмейстера. Это принц Дезире в «Спящей красавице», никто как Тихомиров не мог передать элегантность, благородство и академизм, без которых эта партия не мыслится, и Е.В. Гельцер в день тридцатилетнего юбилея Тихомирова назовет принца Дезире одной из четырех лучших в большом списке его ролей. В балете «Раймонда» партия жениха Раймонды Жана Де Бриена, которая вошла в список его лучших ролей. Тихомиров пластически вылепил партию де Бриена, казалось, небогатую хореографически. Он создал целый и возвышенный образ рыцаря, придав ему героический характер. Роль Базиля в балете А.А. Горского «Дон Кихот»: его Базиль был настоящим испанцем, сильным и элегантным. Тихомиров с легкостью исполнял тридцать два пируета, не сходя с одной точки. В балете «Корсар» образ Конрада был поистине героическим. Зрители верили, что его Конрад победит, когда Тихомиров один противостоял целой толпе взбунтовавшихся пиратов, властно приказывая им отойти. Этот образ остался лучшим в галерее образов, созданных Тихомировым, а дуэт пятой картины третьего акта стал вершиной совместного творчества Гельцер и Тихомирова. Роль Петрония из балета «Евника и Петроний» Е.В. Гельцер назвала одной из лучших ролей Тихомирова. Он был не первым исполнителем роли Петрония, но когда Тихомиров появился в этой роли, ему поднесли от публики венок, на ленте которого была надпись: «Долгожданному Петронию». Роль была, собственно, мимической, но и здесь Тихомиров не имел себе равных. Его движения, его походка всегда были певучи, выразительны и красивы, как и его танец. В этом спектакле балетмейстер ярко проявил свои знания античного искусства.

В 1909 г. Василий Дмитриевич был назначен режиссером балетной труппы, то есть стал ее организатором и педагогом. А в 1913 – стал вторым балетмейстером – и это, безусловно, было признанием его роли в сохранении классического наследия, – он не мог еще отдать все силы постановочной работе. Его талант находился в полном расцвете, хотя прослужил в Большом театре уже ровно двадцать лет. Он все также блистал в исполнении вариаций, утверждая героическую пластику мужского танца.

В.Д. Тихомиров прославил своим талантом русский балет не только на родине, но и далеко за ее пределами. Слава русского балета распространилась к 10-м годам XX столетия по всей Европе, достигла берегов Америки. В 1911 г. популярный в Лондоне мюзик-холл «Альгамбра» предложил А. Горскому поставить в Лондоне балет и руководить спектаклем, а в качестве артистов пригласил Гельцер и Тихомирова, а также ряд солистов. Балет назывался «Сновидение в танцах». По сообщению прессы тех дней, Гельцер и Тихомиров покорили даже хладнокровных англичан. Самые крупные лондонские газеты – «Таймс», «Дэйли мэйл» – превозносили русских артистов. Через два года Тихомиров принимает предложение великой русской балерины Анны Павловой быть ее партнером во время очередных заграничных гастролей, которые проходили в Германии.

В начале 1917 г. Тихомиров был назначен руководителем отделения Московского театрального училища. К его многочисленным обязанностям в театре прибавилась и прямая ответственность за состояние школы, ответственность, к которой он отнесся в высшей степени серьезно, так как школа давно была его любимым детищем.

Октябрьская революция застала В.Д. Тихомирова в Большом театре. Частые выступления в нетопленных помещениях привели к серьезному профессиональному заболеванию – воспалению суставов. И когда в 1939 г. В.Д. Тихомиров заболел тяжелой формой полиартрита, что явилось следствием выступлений в годы гражданской войны в невероятно трудных условиях. Жизнь школы тоже продолжалась благодаря упорству и трудолюбию Тихомирова. Важным было составление первой (после разработанной Степановым в 1895 г.) методической программы обучения классическому танцу в 1923 г. Заслуги Тихомирова были высоко оценены: в 1924 г. ему было присвоено звание Героя труда.

В 1924 г. после смерти А.А. Горского Тихомиров становится художественным руководителем московского балета и главным балетмейстером Большого театра. Начало работы в новом качестве было связано с сохранением классического наследия в советском балете. Возобновляется балет «Баядерка», в котором Тихомирову принадлежало авторство четвертого акта – картины «Теней», «Спящая красавица» в постановке М. Петипа. К столетнему юбилею Большого театра возобновляет «Сильфиду».

Тихомиров считал, что перед тем как браться за современную тему, он должен проверить свои силы на новом прочтении балетной классики. И ставит новую редакцию балета «Эсмеральда», которому дал подзаголовок «Дочь народа». Либретто было написано Тихомировым заново. Композитор Р.М. Глиэр инструментовал балет заново и дописал ряд номеров. Глиэр сумел поднять музыку Пети до силы драматического образа, задуманного Тихомировым и воплощенного Гельцер в главной роли.

Крупнейшим событием в жизни и деятельности Тихомирова стала постановка совместно с Л.А. Лащилиным балета Р.М. Глиэра «Красный мак». Глиэр написал подлинно симфоническое произведение. Две темы Тао Хоа обрисовали обе грани образа, показывая его в развитии от рабыни до героини, связавшей свою судьбу с народом. Но важнее были «две мощные народные темы – гневная тема подневольного труда, достигавшая кульминационного развития в сцене восстания, и звучавшая в увертюре как тема советского народа, как олицетворение высокой идеи интернационализма мелодия «Интернационала», симфонически обработанная и превращенная в основной мотив партитуры балета».[2] Премьера «Красного мака», состоявшаяся 14 июня 1927 г., была оценена как перелом в истории советского балета. С «Красным маком» родилась и утвердилась героическая тема в советской хореографии. Эта постановка разбила противоположные течения в балете, так как они оказались несостоятельными рядом со спектаклем, в котором на основе классического танца создавались многогранные образы, раскрывались глубокие мысли и чувства.

«Красный мак» за первое десятилетие своего существования прошел в Москве триста пятнадцать раз. А «Яблочко», поставленное Л.А. Лащилиным, дало толчок к бесчисленному количеству подражаний на эстраде и в самодеятельных коллективах. То органическое слияние музыки с действием, каким отличалась первая постановка «Красного мака», всецело зависело от развернутого плана композиции, составленного для Глиэра Тихомировым, и его стремления к утверждению жизненной правды в любом спектакле. Л.А. Лащилин в балете создал танец, «захватывающий по экспрессии и истинному темпераменту, выразивший широту души и силу русского человека. Используя разнообразные восьмерки, хлопушки, веревочки, голубцы, дробушки и присядки, он преломил их сквозь призму техники классического танца»[3].

Успех спектакля положил конец разговорам о том, что классический балет не нужен. Он разбил неверие, что современную тему нельзя ставить средствами классики. Тихомиров любил «Красный мак», он участвовал в балете и как артист, исполняющий роль советского капитана. Ему удалось создать эту партию и за рубежом в 1933 г., когда Латвийская Национальная опера пригласила Тихомирова для постановки спектакля. Премьера балета в Риге имела большой успех.

Вскоре по возвращении из Риги, 1 января 1934 г., в ознаменование многолетней плодотворной деятельности В.Д. Тихомирову было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. А позже Василий Дмитриевич получил звание народного артиста республики – тогда это было самое высокое почетное звание.

Серьезная болезнь все чаще лишала Тихомирова возможности продолжать любимое дело. Но он все еще долго боролся с ней и, уже не имея сил танцевать, продолжал ставить номера. Однако необходимость серьезно лечиться заставила Тихомирова покинуть театр. С 1 октября 1935 г. он был переведен на персональную пенсию, но оставлен почетным членом коллектива Большого театра и членом его художественного совета.

Василий Дмитриевич ушел из жизни 20 июня 1956 г. За свою активную сценическую деятельность Тихомиров исполнил в Большом театре около 50-ти ролей и танцев в балетных спектаклях и 17 танцев в операх. В области хореографии он фактически являлся в то время крупнейшим ученым, своего рода профессором классического танца. Его необъятные познания в этой области искусства могли бы составить ценнейшие учебные пособия для подготовки будущих поколений артистов балета. Тихомиров воспитал целую плеяду танцовщиков и танцовщиц, балетмейстеров и репетиторов. Его педагогические принципы легли в основу современной хореографической педагогики, а мастерство помогло сформироваться нескольким поколениям современного мужского исполнительства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал