Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение толпы






В политологии, а особенно в политической психологии, особый интерес проявляется к стихийным, неорганизованным формам политического поведения, т.е. незапланированным и нерегулярным действиям. Это связано с тем, что подобные действия влекут за собой значимые, подчас трагические, последствия. Сопровождаясь всплеском эмоций, паникой, они могут привести и очень часто приводят к человеческим жертвам.

Причины и поводы стихийных форм политического поведения могут быть чрезвычайно разнообразны: от тревожных слухов о повышении цен до резкого падения курса валют, от природных бедствий до шокирующих поступков со стороны элиты. К этому может добавиться и целый ряд провоцирующих моментов – массовая усталость, алкогольное опьянение, состояние голода и даже повышенная активность солнца. Все это вместе взятое и приводит к появлению «толпы».

Для сотрудников органов внутренних дел чрезвычайно важно знать и понимать механизм возникновения и особенности поведения толпы. Одним из первых к их изучению обратился французский социолог и психолог Гюстав Лебон (1841–1931). Он заметил, что в результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации жизнь людей все более напоминает толпу. Толпа – это слепая, разрушительная, нетерпимая и всемогущая сила. Столь же резко отрицательные суждения о толпе высказывались и другими исследователями. Так, немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) не уставал повторять, что толпа – это «сволочь и каналья», а английский социолог Джон Стюарт Милль (1806–1873) называл ее «сплоченной посредственностью».

Изучением сознания и поведения толпы занимался и австрийский психоаналитик З. Фрейд. Исходной точкой его рассуждений стало положение о том, что толпа – это не механическая сумма входящих в нее людей, а единое гигантское существо. Это как бы новый большой человек со множеством рук и ног, но с единой «коллективной душой». Именно эта коллективная душа заставляет людей, входящих в толпу, думать и действовать иначе, чем они думали бы и действовали каждый в отдельности. Почему так происходит? Почему добропорядочные и законопослушные отцы семейств, образуя толпу, вдруг начинают бить стекла, грабить магазины и даже убивать людей? По мнению З. Фрейда, это объясняется тем, что человек в толпе анонимен. Его никто не знает, и он как бы лишается своего имени. Численность толпы дает ему ощущение непреодолимой силы. Именно поэтому он и поддается таким инстинктам, которым он никогда не дал бы волю в обычных ситуациях. Важно и то, считает З. Фрейд, что люди по своей природе восприимчивы к внушению. Они действуют в толпе как бы под гипнозом: сознательное начало подавляется и человек направляется чужой волей. Таким образом, обычный человек становится в толпе варваром, отпуская на волю свой инстинкт.

Поведение толпы характеризуется целым рядом особенностей. Так, толпа импульсивна, изменчива, раздражительна. Вместе с тем она легковерна. Для нее не существует невероятного. Она может верить в любые фантастические слухи. При этом доводы разума на нее не действуют. Заметим и то, что толпа решительна в своих действиях. Не зная сомнений и колебаний, она легко переходит к крайним состояниям. Например, подозрение быстро превращается в неопровержимую истину, раздражение – в агрессивность. Толпа непримирима к одним авторитетам и абсолютно доверчива к другим. «Свой» лидер представляется ей воплощением добра, точно так же, как «чужой» – абсолютным злом. Наконец, толпа нетерпелива. Она не выносит отсрочки исполнения своих желаний. «Сейчас или никогда!» – эти слова вполне могли бы стать лозунгом толпы.

Такое описание убеждает нас в том, что человек в толпе – это не бунтарь, сбросивший все оковы. Это скорее человек, предпочитающий думать и действовать как все. Он как бы испытывает действие наркотика, составленного из анонимности, безответственности и ощущения силы.

Существуют ли абсолютно надежные средства от возникновения толпы? Видимо, нет. Конечно, разочарование и усталость, раздражение и озлобленность, страх и голод в большей мере способствуют ее появлению. Но беснующиеся толпы болельщиков в Англии, толпы расистски настроенной молодежи в Германии являют примеры того, что и благополучные страны не застрахованы от подобных явлений. Единственно возможное в данном случае противоядие состоит в личном отказе каждого гражданина от участия в толпе, противостояния ее гипнозу и отвратительной привлекательности.

В современных условиях законы поведения людей в толпе являются теми же, что и сотни лет назад, хотя состав участников толпы, ее лозунги, взаимоотношения с лидерами изменились весьма существенно. Политизированная толпа непременно заполняет возникающий институциональный вакуум при переходе от одной политической системы к другой. В такие периоды может возникать угроза поглощения толпой форм осознанного политического действия. Однако господство толпы, охлократия (от греч. ochlos – толпа, kratos – власть) – это не есть воля народа, не есть демократия. Подлинно демократический политический процесс развивается преимущественно в институциональных формах политического действия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал