![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел первый. Введение в психологию.Стр 1 из 42Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ.. 1 Раздел первый. Введение в психологию. 2 1. Зарождение психологии, основные этапы развития. 2 2. Предмет психологии. 10 3. Методы исследования, применяемые в психологии. 14 4. Отрасли психологии, их взаимосвязь. 19 5. Основные задачи и трудности изучения психологии. 21 Раздел второй. Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. 23 1. Ощущение. 23 2. Память. 30 3. Мышление. 35 4. Речь и язык. 37 5. Интеллект. 40 6. Восприятие. 41 Раздел третий. Эмоционально-волевая характеристика личности.. 50 1. Эмоции. 50 2. Воля. 56 Раздел четвёртый. Личность. 59 1. Личность. 59 Раздел пятый. Психологические особенности личности.. 72 1. Темперамент. 72 2. Характер. 81 Раздел шестой. Мотивация. 92
Раздел первый. Введение в психологию. 1. Зарождение психологии, основные этапы развития. Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» – душа и «logos» – слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле'мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных, особенно наших домашних кошек и собак. Такое понимание легло в основу житейской, «бытовой» психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений людей, наш собственный жизненный опыт. Она лежит в основе нашего представления об окружающих нас людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах. Всякий человек, даже никогда специально не изучавший психологию, постоянно объясняет свои собственные поступки, слова и поведение других людей. И эти объяснения основываются на его представлениях о мотивах поведения, мыслях, чувствах, ощущениях, эмоциях. Без этого нормальная жизнь людей невозможна. Житейские представления о психологии находят свое выражение и в житейской мудрости, и в привычных устойчивых взглядах, убеждениях. Они отражены во многих народных пословицах, поговорках: «В тихом омуте черти водятся», «Доброе слово и кошке приятно», «Скупой платит дважды», «На сердитых воду возят», «Нравом хорош, да норовом негож». Очевидно, что эти пословицы отражают серьезное знание человеческой психологии. Настоящими знатоками психологии являются, конечно, писатели, поэты, художники, актеры – люди искусства, открывающие в своих произведениях невероятные глубины человеческой души. И житейская психология, и произведения искусства во многом опережают, во многом помогают, но в чем-то и отстают от психологии как науки. Предмет любой науки составляют те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру, человеку. Научная психология схожа с житейской психологией, но есть между ними и существенные различия. Они сходны в том, что ставят перед собой одни и те же вопросы: чем определяется тот или иной поступок человека? Как мы мыслим? Почему иногда, рассматривая что-то, мы не видим главного? Почему один школьник лучше решает задачи, а другой -лучше рисует? Почему у кого-то много друзей, а у кого-то, кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем нет? Но отвечают на эти вопросы житейская и научная психология иногда одинаково, а иногда по-разному. Например, на вопрос, почему один ученик лучше решает задачи, а другой – лучше рисует, и научная, и житейская психология дают один ответ: у этих детей разные способности. Но при этом житейская психология основывается на том, что человек рождается с теми или иными способностями, все зависит от «природы»: «Уж таким уродился». Научная психология, говоря о различиях в способностях людей, не отрицает роли природных, врожденных задатков. Отличие научной психологии от житейской психологии – в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. В житейской психологии они строятся на наблюдениях, стереотипных (шаблонных, трафаретных), взглядах, убеждениях. Из-за этого они часто отрывочны, случайны, достаточно косны, нередко противоречат друг другу. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях. Демокрит считал, что человек создан из различного сорта атомов. Самые подвижные из них – атомы огня, которые образуют душу. Единым для души и космоса он признал закон, согласно которому нет бессмертных явлений, но все они – результат столкновения непрерывно движущихся атомов. Демокрит дружил со знаменитым медиком Гиппократом, для которого было важно знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Такой причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные “соки” – кровь, слизь, желчь. Пропорция в смеси была названа темпераментом. По Гиппократу, названия 4-х темпераментов таковы: Сангвинический............................. (преобладает кровь); Холерический................................. (желтая желчь); Меланхолический.......................... (черная желчь); Флегматический............................ (слизь). По данной типологии возникли учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали. Поэтому типологию назвали гуморальной (от латинского – жидкость). В современных теориях поведения человека указывается на связь между нервными процессами и жидкими средами организма – гормонами (греческое слово, означает то, что возбуждает) нейрогуморальной регуляции поведения. Аристотель (384-322 гг. до н. э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями, поступками. Впоследствии понятие " душа" все более сужалось до отражения преимущественно идеальных проблем человека. Основы такого понимания души были заложены в Древней Индии. Так, в текстах Вед (II тыс. до н. э.) обсуждалась проблема души прежде всего как этическая. Утверждалось, что для достижения блаженства необходимо совершенствования путем правильного поведения. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в земных вещах. Аристотель создал свою школу на окраине Афин, назвал её Ликеем (по этому названию в дальнейшем словом “лицей” стали называть привилегированные учебные заведения). Это была крытая галерея, где Аристотель вел занятия, гулял, говорил своим ученикам, что душа не может существовать без тела и является телом. Аристотель был философом и исследователем природы. Он обучал наукам Александра Македонского, который впоследствии отправлял своему учителю образцы растений и животных из завоеванных стран. Накапливалось огромное количество фактов – сравнительно анатомических, эмбриологических, зоологических и других, которые стали основой наблюдений и анализа поведения живых существ. Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических фактов, которое привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии. В организации (системности) развития, причинности Аристотель представил новую картину устройства, функции и развития души как формы тела. Этические аспекты души впервые наиболее ярко были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) – Платоном (427-347 гг. до н. э.). По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. В отличие от Сократа Платон по-новому оценил процесс мышления и считал, что процесс мышления сменяет внутренний диалог. Платона считали родоначальником философии идеализма, так как он утверждал принцип первичности общих идей по отношению ко всему происходящему в телесном мире. Феномен, описанный Платоном, известен в современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи (социальной) получил название “интеркоризации” (от латинского слова – внутренний). Французский философ Рене Декарт (1596-1650) увлекался математикой. Он считал, что математический способ мышления должен быть основой любой науки. Декарт сделал выдающийся вклад в математику. Он ввел алгебраические образования, отрицательные числа, изобрел аналитическую геометрию. Декарт считался родоначальником рационалистической философии. Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных; сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту " Мыслю – значит, существую". Причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он утверждает, что существуют две независимые друг от друга категории – материя и дух. Идеологом метода интроспекций был философ Дж.Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Параллельно с учением Дж.Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение – ассоциативное направление (Д.Юм и Д.Гартли). Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. И именно в рамках данного направления и конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. В.Вундт так описал свойства сознания: 1. “Поле сознания” – в нем выделяется центральная область – “поле внимания”, или “фокус сознания”; за пределами её находится область, содержание которой неотчетливо, это – “периферия сознания”. 2. “Поток сознания” – движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. 3. Процессы сознания делятся на два класса: а) непроизвольные – происходят сами собой, б) произвольные – организуются и направляются субъектом. 4. Элементы сознания: отдельные впечатления или ощущения. Каждое ощущение обладает рядом свойств (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными), интенсивностью, протяженностью (длительностью), пространственной протяженностью (есть у зрительных ощущений, нет у слуховых). Ощущения с описанными их свойствами являются объективными элементами сознания. Субъективные элементы сознания, или чувства. В.Вундт предложил три пары субъективных элементов – удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Эти пары – независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.
|