Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие отечественной психологии
Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений – философско-религиозного и естественно-научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления – Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И.Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О. Лосский (1870-1965) и др. – считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию. Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители – выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии – научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались теории физиологии высшей нервной деятельности. Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911 г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (см. тему «Методы психологии»). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892— 1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей. Большой урон психологическая наука понесла в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объединенной научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, провозглашавшими учение И.П. Павлова единственно верным и возможным, в том числе и для развития психологии (1950). Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату. Она, как уже было сказано, основывалась на единой методологической базе – марксистско-ленинском учении об общественно-исторической и социальной сущности человека и деятельности как основы его существования. Но на этой общей основе развивались различные школы и направления, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию. Отцом русской психологии и физиологии по праву считают И.М.Сеченова (1829-1905). И.М.Сеченов распространил принцип рефлексов на деятельность головного мозга. Тем самым психическое рассматривалось как явление, детерминированное внешними условиями. В работе " Рефлексы головного мозга" И.М.Сеченов писал, что психическая деятельность – рефлекторная. Рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено-это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено, – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.). Третье, конечное, звено-внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Психика – центральное звено рефлекса. Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории дано в трудах И.П.Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности. С.Л.Рубинштейн внес существенный вклад в развитие психологической науки (теория взаимосвязи деятельности и психики). Большой практический и теоретический вклад внесен психологами в период Великой Отечественной войны. Это прежде всего совместная с медиками работа по восстановлению психического здоровья раненых (Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия, Д.Н.Узнадзе, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б.Г.Ананьев), обучения летному делу (К.К.Платонов, Л.М.Шварц). Большое теоретическое значение имела работа Б.М.Теплова " К вопросу о практическом мышлении", в которой был дан анализ ума полководцев, показано единство теоретического и практического интеллекта человека. Особенностью развития психологии в последние десятилетия является ее превращение в многоотраслевую науку. Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С.Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), более сложных способов человеческой деятельности до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики – опосредствованные формы. Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А.Н.Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н.Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности. А.Н.Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников является игра, а для младших школьников – учение.
|