Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотив и мотивация






Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в совре­менной психологии в двояком смысле: как обозначающее сис­тему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который сти­мулирует и поддерживает поведенческую активность на опре­деленном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случа­ях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно оп­ределить как совокупность причин психологического характе­ра, объясняющих поведение человека, его начало, направлен­ность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчи­вость, направленность и прекращение после достижения постав­ленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познава­тельных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяс­нения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на воп­росы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего…?», «какой смысл...?».

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются не­зависимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определен­ных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к измене­нию ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект пред­взято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуаль­ных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинако­выми, представляется довольно разнообразным, и это разнооб­разие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Уста­новлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти воп­росы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуа­цию не физически, а психологически, так, как она представля­ется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог К.Левин показал, что каж­дый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуа­цию может воспринимать по-разному. Это особенно характер­но для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жиз­ненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рас­сматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодейст­вия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного вза­имного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результате является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направ­ленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личност­ным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недоста­ет для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требу­ется (отсюда название «потребность») организму (личности). Потребности есть у всех живых существ, и этим живая при­рода отличается от неживой. Другим ее отличием, также свя­занным с потребностями, является избирательность реагирова­ния живого именно на то, что составляет предмет потребно­стей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышен­ной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Основные характеристики человеческих потребностей – периодичность возникновения и способ удовлетворения, дополнительной, но весьма существенной характеристике! особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная по­требность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному зна­чению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направ­лено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемо­го человеком в сложной мотивационной динамике его поведе­ния представить в виде своеобразной арены, на которой разво­рачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освеще­но то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Пси­хологически цель есть то мотивационно-побудительное содер­жание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его дея­тельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разво­рачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть эмоциональных всевозможных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиция (мотивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности, соответствующие частным целям.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развития можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека раз­нообразных мотивов, потребностей и целей, тем более разви­той является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребно сти, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятою в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни дис­позиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе частоте актуализации мотивационных образований определение одного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудите­лей человеческого поведения рассматриваются также интере­сы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, акту­альной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в после зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая – называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше к эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времен; занимает у него данный вид деятельности и тем совершение; ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, – это научные и художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъекты, ее состояния, отвечающие изменяющимся условиям выпол­нения действия. Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации пове­дения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди, всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно та­ковы, какими они кажутся.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал