Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические теории мотивации






Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения.

Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания. В этом поможет схема, предложенная известным американским спе­циалистом в области изучения мотивации д.аткинсоном.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы не­однократно менялись, но неизменно располагались между двумя Философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. " гласно рационалистической позиции, а она выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины XIX в.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII— XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на иррационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение жи­вотного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения чело­века, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животного, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития пси­хологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму.

Человеку в качестве мотивационных факторов стали припи­сывать те же органические потребности, которыми раньше на­деляли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение чело­века стали теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные в конце XIX и разработанные в начале XX в.

В более поздних работах У.Макдауголл добавил восемь инстинктов, в основном относя­щихся к органическим потребностям.

С теорией инстинктов оказалось связано множество проблем Основные из них следующие:

1. Как доказать существование у человека этих инстинктов.

2. В какой мере к ним могут быть сведены или из них выве­дены те формы поведения, которые приобретаются человек прижизненно под влиянием опыта и социальных условий.

3. Как разделить между собой собственно инстинктивное этих формах поведение и приобретаемое в результате научения при жизни?

4. Как, пользуясь только инстинктами, объяснить посту культурного, цивилизованного человека?

В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения че­ловека на биологические потребности. В этой концепции ут­верждалось, что у человека и у животных есть общие органиче­ские потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические по­требности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты яв­ляются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Исследования, начатые И.П.Павловым, были продолжены углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать НА.Бернштейна, авто­ра оригинальной теории психофизиологической регуляции дви­жений, П.К.Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняю­щую динамику поведенческого акта, и Е.Н.Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий боль­шое значение для понимания психофизиологических механиз­мов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель кон­цептуальной рефлекторной дуги.

Наконец, последней из теорий, уже существовавших в нача­ле нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас. стала теория органических потребностей животных. Она разви­валась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиоло­гически объяснить механизмы работы и функционирования био­логических потребностей.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специ­альные концепции мотивации, относимые только к человеку Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации. предложенная К.Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс и др.

В отечественной психологии после революции 1917 г. также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотива­ции человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции пси­хологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы, более или менее продуманных и доведенных до опреде­ленного уровня завершенности концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию деятельностного происхожде­ния мотивационной сферы человека, созданную А.Н.Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и последователей.

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотива­ции выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять тео­рий. Каждая из них, условно показанная на схеме стрелкой, выходящей справа вовне, имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объ­яснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области пси­хологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее пол­ную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, тер микологии и из-за недостатка твердо установленных фактов мотивации человека.

Оказалось, что в тех случаях, когда силой обстоятельств че­ловек бывает вынужден совершить действие, повлекшее за собой нежелательный результат, он стремится задним числом повы­сить ценность данного результата для того, чтобы уменьшить возникший в результате диссонанс.

Во всех описанных случаях в действие вступают психологи­ческие защитные механизмы, которые были описаны З.Фрейдом.

Замечено, что состояние когнитивного диссонанса при на­личии несогласованности в знаниях возникает не всегда, а лишь тогда, когда субъект воспринимает себя самого в качестве наи­более вероятной причины несогласованности, т.е. переживает действия, приведшие к ней, как свои собственные, за которые он несет персональную ответственность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал