Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Радуга любви
Любовь к человеку, ко всему сущему, любовь в самом широком смысле этого слова как небесный свод, который «поддерживает» семицветная радуга, стоит на семи сваях: интересе, заботе, ответственности, уважении, знании, доверии, трансцендентном стремлении. Пять первых позиций названы американским психологом Э. Фроммом в его работе «О любви». Мы позволили себе добавить еще две ступеньки к этой лестнице любви. Все они дают, как нам кажется, исчерпывающее ментальное представление о таком многогранном явлении, каким является любовь. Интерес — начало любого сближения в нашем мире. Эта первая свая олицетворяет закон подготовки контакта с желаемым объектом. Если женщина твердит, что любит мужчину, и при этом не интересуется, где он работает, чем увлекается, что его тревожит и волнует, какая болезнь его беспокоит, — вряд ли она его любит. Если мать утверждает, что любит своего ребенка, но на дух не переносит его друзей или ничего о них не знает, вряд ли она его любит. Если кто-то с пеной у рта отстаивает «наше православие», а сам бегает к экстрасенсам, чуть бок заколет, вряд ли этот человек любит Бога. Это очень точный признак любви — интерес. Поэтому я с полной уверенностью могу сказать: где нет интереса, там нет любви! Забота — вторая ступень любви, олицетворяющая закон первого шага в любых отношениях. Забота подразумевается глубинная, искренняя, а не показная, поверхностная. Если жена заботится только о чистых рубашках мужа, но совершенно не озабочена созданием у него хорошего настроения, устраивает ему выволочки по каждому пустяку, сомнительно, что она его любит. Если мать говорит, что любит ребенка, а тот ходит заброшенный и неприкаянный, но в модных джинсах, вряд ли ее чувство можно назвать любовью. Особенно это касается родителей с достатком или так называемых «новых русских». Они дают ребенку много материальных благ: магнитофоны, компьютеры, дорогие модные вещи, экзотические яства, но не проявляют настоящей заботы и теплоты — некогда! И их дети часто (если не чаще!) страдают теми же нравственными болезнями, что и дети бедняков. Если Вы говорите, что любите цветы, но забываете поливать их, Вы не любите цветов. Если я уверен, что люблю себя, но по утрам не делаю зарядку, т. е. не забочусь о своем физическом теле, значит, я не люблю себя. Если некто убеждает всех вокруг, что он православный человек, а по утрам не молится и пяти минут, он не заботится о своей душе, т. е. не любит Бога, Забота — признак любви, отсутствие которого не скрыть. Поэтому я с полным основанием могу сказать: где нет заботы, там нет любви! Ответственность. Следующий шаг в любви, пик ее достижения, когда человек может и должен отвечать за любимого перед людьми и перед Богом. Здесь есть две опасности: подчинить себя любимому человеку и подчинить себе любимого человека. Чтобы этого не произошло, верным спутником любви должно быть уважение к близкому человеку. Уважение — самая привлекательная ступень любви, когда осознается уникальность любимого и отклоняется собственная попытка навязать ему свой способ жизни. Любящие люди ничего друг другу не навязывают, а принимают и уважают вкусы и интересы любимого. Нормально, а сегодня, увы, редкость, когда к любимому человеку относятся уважительно и бережно, к нему, а не к дорогому привезенному «оттуда» видеомагнитофону. Поэтому я вновь буду прав, утверждая: где нет уважения, там нет любви! Знание. Следующая ступень любви, когда кривая на графике — синусоида, описывающая любые отношения, уже на излете. Все предыдущие ступени были бы неэффективны, если бы их не поддерживало знание. Есть много видов знаний о человеке, но знание любви имеет одну особенность: оно интуитивно и касается сути вещей. Святые говорили о таком знании — любознание. Такое знание возможно, если я преступаю пределы собственного интереса и пытаюсь узнать о человеке то, что нужно только для него самого. Так, я смотрю на рассерженного любимого и знаю, что в нем есть какое-то страдание, и я даже знаю какое. И вот я со своим знанием пытаюсь помочь ему — аккуратно, неназойливо, и нежно — любозная! Человек — это тайна, а проникновение в тайну не всегда оправдано. Но знанию чужды тайны, как же быть? Здесь нужно быть очень-очень осторожным. Л. Н. Толстой говорил по этому поводу: «Лучше знать меньше, чем можно, чем знать больше, чем нужно». Как же узнать, сколько нужно? Есть два пути проникновения в любую тайну: путь анализа и путь синтеза. Путь анализа заключается во внимательном наблюдении за любимым человеком, изучении его привычек, стремлений, его жизненных приоритетов и ценностей. Изучив любимого, человек пытается подражать ему, как бы входя в резонанс с его стремлениями. Так можно очень близко подойти к истинной любви, но если не будет прорыва, или взрыва, или вспышки, которая идет не из мозга, а из сердца, от интуиции, то можно так и остаться лишь на подступах к любви. Часто попытка анализа проявляется в жестокости. Например, муж терроризирует жену. Это совсем не должно означать, что он ее бьет, скорее, ворчит, язвит, вечно недоволен — это, кстати, страшнее. В этом заключается его эгоистический способ узнать ее тайну. Для чего? Для того, чтобы через нее узнать свою. Себя-то не хочется мучить, легче мучить другого. Ребенок может разломать любимую игрушку, чтобы узнать тайну ее устройства, или с этой же целью оборвать крылья красивой бабочке. В этом и заключается путь анализа, путь рассудочного ума, часто разрушительный vi злой, допустимый лишь в очень малой мере. Путь синтеза — это путь интуиции, сложный и трудновыполнимый. Часто он совершается через прозрение. В любви, в любой любви — эротической ли, братской ли — происходит соединение двух миров и рождение третьего, общего мира. Человек уже не чувствует себя одиноким и отделенным хотя бы от другого. Представьте, а если любить братской любовью всех на свете? Тогда бы ни о каком отделении или одиночестве не могло быть и речи! Доверие. Любовь без доверия немыслима. Если любишь, доверяй во всем любимому, несмотря на то, что любовь в определенной степени всегда риск. Доверие предполагает безусловную уверенность в искренности любимого и ответную искренность самого человека, который любит. То есть доверие должно быть взаимным. А довериться, открыть свою душу, свои сокровенные мысли и желания можно только по-настоящему любимому человеку. Без этой важной ступени отношений не может существовать истинная любовь. Трансцендентное стремление — этим сложным, на первый взгляд, научным термином обозначим высшую ступень любви. Когда человек любит другого, он как бы выходит за пределы себя, обретая еще один мир, еще один человеческий космос. Возможности его даже не удваиваются, а, может быть, удесятеряются. Энергетику сексуального единения использует тантра для выхода в иные слои сознания и в параллельные миры, концентрируясь на этой энергетике. Православие использует стремление к любви для обретения энергии духовности. Кроме обычных молитвенных практик, строго под контролем учителя-священника и с его благословения производится длительная концентрация на сердечном центре. Когда человек любит весь мир, он становится в нем настоящим хозяином, именно он, а не цари и падишахи. Испытывающему радость от любви помогает Небо, испытывающему радость от власти и денег — ад.
|