Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие конфликта
Термин “социология конфликта” впервые ввел немецкий философ и социолог Г.Зиммель (1858-1918), именно так назвавший одну из своих работ, изданную в начале ХХ столетия. В современной социальной психологии и социологии понятие “конфликтология” собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований. С середины 20-х годов XX столетия интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но с начала 40-х годов снова возрос. Попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса. За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма, когнитивизма, математического моделирования и др. О широте исследования этой проблемы в западных странах говорят следующие обстоятельства. В США имеются специальные научные учреждения, которые занимаются изучением только проблемы конфликтов. Кроме того, при Мичиганском университете функционирует центр по исследованию конфликтов. В Англии создан Лондонский институт по изучению международных конфликтов. Однако теория конфликта в США, европейских странах не представляет какой-либо единой концепции, а выступает в виде разрозненных взглядов. Конфликт - многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление, представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном - внутриличностный (столкновение тенденций, сторон личности). Единого определения социального конфликта не существует. Однако, можно выделить основные присущие ему свойства: - наличие противоречий, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; - противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать “Я”; - негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия. По мнению американского социолога Л. Козера конфликт как явление, отражает устремления и чувства социальных групп и индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п. К онфликт (от лат. — столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия. Различают следующие виды конфликтов: - Внутриличностный — столкновение примерно равных, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека. - Межличностный — ситуация во взаимодействии людей, при которой они: а) преследуют несовместимые цели; б) придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом; в) одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конкурирующих сторон. - Межгрупповой — в нем в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу в достижении ее. Классификация конфликтов в зависимости от сфер их возникновения и проявления выглядит следующим образом: - социально-политические, в том числе этнополитические конфликты; - межэтнические конфликты; - конфликты в сфере управления (организационно-управленческие); - семейные и супружеские конфликты; - конфликты в сфере производства, услуг и торговли; - конфликты в научных, воинских подразделениях; - конфликты в условиях изоляции (среди экипажей космических комплексов, кораблей длительного плавания; членов антарктических станций (полярников) и в среде осужденных). Конфликты возникают не в силу действия объективных обстоятельств, а в зависимости от образа их восприятия, осознания, оценки, отношения к ним. Большую роль при этом играют рефлексия, когнитивные процессы. Люди пытаются анализировать создавшуюся ситуацию, но довольно часто ошибочно объясняют причины конфликтов. Это явление получило название каузальной атрибуции. Люди исходят из личного опыта, приписывают собственные недостатки другим, проецируют свои психологические состояния на других, стереотипно, шаблонно судят. Одновременно с этим включаются защитные механизмы, направленные на выход из фрустрации: агрессия, обесценивание (рационализация), замещение, вымещение и пр. Наложение этих процессов превращает конфликтное поведение в эмоционально и интеллектуально насыщенное.
|