![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социометрические критерии
Выбор социометрических критериев - основной этап разработки программы социометрических измерений. Различают несколько типов социометрических критериев. Коммуникативные критерии (социометрический тест) Правильно сформулированный коммуникативный критерий должен давать испытуемому представление о том, кого и зачем выбирать для совместной деятельности. Чтобы у испытуемых не возникло непонимания или догадок о каком-то подвохе в вопросе, коммуникативный критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (анкетный опрос, интервью, социометрия и др.). Эти общие требования можно сформулировать следующим образом: 1) вопрос должен быть конкретным, недлинным, понятным; 2) вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе; 3) вопрос не должен иметь слов с двойным значением; 4) вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы (пожительные, отрицательные выборы); В отличие от вопросов для анкетного метода или интервью в формулировке социометрических критериев нужно руководствоваться следующими особыми правилами: 1) социометрический критерий должен требовать от субъекта выбора (либо отвержения) другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности; 2) критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в пределах группы, но субъект должен ясно понимать природу и границы этой группы; 3) используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов групп, они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы; 4) критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов, для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуациях деятельности - это достигается усилением критерия; 5) предложение к выбору или отвержению членов группы нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных отношений: “Кого вы хотели бы выбрать? ”, “Кого желаете (желали бы) выбрать? ”, “Кто вам больше (меньше) нравится? ” и т.д. Все варианты таких терминов должны умещаться в континууме эмоционально-психологических отношений, моральное содержание которых - выражать любовь или ненависть; 6) критерий должен давать понять, что при желании отвечающих группа может быть реорганизована в соответствии с характером даваемых ими ответов; 7) критерий не должен ограничивать субъекта в числе и свободе выборов из (N - 1) возможностей. Если необходимо ввести ограничение выборов или порядок в предпочтительности совершаемых выборов, то указания на это должны формулироваться особо (в вопросе либо в инструкции к анкете). В зависимости от того, какую структуру межличностных отношений необходимо “сфотографировать”, коммуникативные критерии подразделяются на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) и т. д. Официальные критерии - индикаторы межличностных отношений на уровне рабоче-функциональной (формальной) структуры группы и всех производных отношений, связанных с деловыми, официальными контактами при решении официальных групповых или служебных задач. Неофициальные критерии - индикаторы межличностных отношений на уровне социально-психологических (неформальных) структур воздействия в группе. Они “фотографируют” взаимоотношения по половому, возрастному, национальному, личностному, психологическому принципу. На выбор здесь влияет целая совокупность моральных и психологических установок личности, проявляющихся на фоне потребностей, привычек, характера, темперамента и т. д. Социометрические факты становятся более содержательными, если к положительной формулировке критерия добавлен вариант, позволяющий не только выбрать, но и отвергнуть. Такая форма возможных ответов на социометрические вопросы позволяет более точно определить особенности структурной организации взаимоотношений. Критерий, формулируемый для выбора-отвержения, называется дихотомическим. Дихотомические (альтернативные) критерии - индикаторы положительных и отрицательных, напряженных, взаимоотношений в группе. Они всегда состоят из двух вопросов: один требует положительного выбора - положительный критерий, другой требует отрицательного выбора - отрицательный критерий. Пример дихотомического неофициального критерия: “Если бы вы решили отпраздновать свой день рождения в кругу товарищей по работе, то кого в этот день вы хотели бы пригласить? ”, “Кого бы вы не хотели приглашать на свой день рождения? ” При организации групп в педагогических целях весьма часто применяются так называемые ролевые критерии выбора, ставящие испытуемых в условия прожективной ситуации. Ролевые критерии позволяют выявить особенности взаимоотношений в группе на основе указанного ролевого поведения. Например: “Кого бы вы хотели выбрать своим ближайшим помощником, если бы были бригадиром? ”, “Если бы тренер команды поставил вас центральным нападающим, то кого вы хотели бы выбрать своим правым и левым партнером? ” Гностические критерии предназначены для “фотографирования” перцептивных отношений членов группы в тех же ситуациях, в которых действуют и коммуникативные критерии. Субъекта просят указать, кто, по его мнению, выберет или отвергнет его персону по тому или иному поводу. Это индикаторы не реальных, а воображаемых отношений. Формулируются по общим правилам с гностическими. На основе выбранных критериев составляется социомерический тест. Внешний вид и качество оформления теста – важные факторы, которые влияют на отношение испытуемых к опросу. Это доказано экспериментом. Небрежно оформленные тесты — без инструкции, требующие обязательного указания имени и фамилии заполняющего, без гарантий на сохранение тайны ответов- угнетающе действуют на опрашиваемых.
|