![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сферы применения прикладной социальной психологии⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Рассмотрим применение прикладной социальной психологии в различных сферах Прикладная социальная психология и политика Политическая психология оформилась в самостоятельную теоретико-эмпирическую дисциплину в середине XX в., на стыке таких наук, как психология и политология. Однако основы этой дисциплины закладывались с начала века. Одним из основателей ее является Г. Уоллес, опубликовавший в 1908 г. работу “Человеческая природа в политике”, а также его ученик Г. Лассуэл, опубликовавший в 1930 г. известную работу “Психопатология и политика”. Основы политической психологии как теоретико-эмпирической науки заложили такие известные психологи, как В. Вунд, 3. Фрейд, Мак-Дугалл, Д. Уотсон, Б. Скиннер. В политической психологии нашли применение также труды К. Левина, А. Маслоу, Г. Айзенка, Э. Эриксона и др. Причем многие из них прямо занимались психологическим анализом политической жизни, а их концепции разрабатывались на политическом материале. Развитие прикладного аспекта политической психологии обусловливалось возрастанием роли человеческого фактора, общественного мнения в политических, государственных процессах, потребностью принятия эффективных политических решений в условиях политической конкуренции и т.д. Окончательное оформление политической психологии в самостоятельное научное направление произошло в 1978 году, когда было образовано Международное общество политической психологии. Практически с момента его основания выходит в свет ежеквартальный журнал общества “Политическая психология”. К психологическим трудам в области политической психологии можно отнести работы А.И. Юрьева, Е Б. Шестопал, В.В. Крамника, Л.Я. Гозмана и др. Бурное развитие политической психологии в 80-90-е годы в нашей стране обусловлено процессами демократизации общества, обострением политической борьбы, ростом социальной напряженности, потребностями одних политических сил удержать власть, а других - прийти к власти, опираясь в том числе и на социально-психологические закономерности в области политической борьбы и жизни. Предмет политической психологии - поиск социально-психологических закономерностей в политической сфере общества. Исходя из этого, к основным направлениям развития теории этой отрасли относят: психологию власти, включая мотивы и ресурсы власти, психологию политического лидерства; практику принятия политических решений; политическую социализацию; политическую культуру; социально-психологические аспекты политических изменений и т.д. Наибольшее число исследований в области прикладной политической психологии в настоящее время проводятся по таким направлениям, как психология политического лидерства (психологическое портретирование, разработка имиджа политических деятелей, кандидатов на политический “Олимп”); изучение общественного мнения по политическим вопросам с целью определения рейтинга политических партий, лидеров; социально-психологическое консультирование в области принятия политических решений, экспертизы принятых или принимаемых решений; проведения пропагандистских предвыборных кампаний. Политическая реклама Вместе с политикой возникла и политическая реклама. Она представляет собой коммуникацию с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Виды политической рекламы: 1) устная; 2) радиореклама; 3) художественный портрет и скульптура; 4) политическая карикатура; 5) фотография; 6) политический плакат; 7) листовки; 8) кинореклама; 9) телевизионная реклама; 10) мультфильмы; 11) сувенирная продукция как политическая реклама. Кроме того, политическая реклама классифицируется: а) по каналу восприятия ее адресатом (визуальная, аудиальная, аудиовизуальная); б) по силе воздействия на аудиторию (жесткая, мягкая); в) по функциям (информативная, увещевательная, сравнительная, напоминающая, подкрепляющая); г) по эффективности (примитивная реклама, “говорящая голова”, негативная реклама, концептуальная реклама, “правдивое кино”, “личные свидетельства”, “нейтральный репортер”, “кандидат в действии”); д) тематическая классификация рекламных роликов (ролики с платформой кандидата, ролики со слоганом кандидата); е) по типу риторики (прославление кандидата, атака на оппонента, ответ на атаку). Прикладная социальная психология в сфере экономики Прикладная социальная психология взаимодействует с экономикой на трех уровнях: - макроэкономическом (сопровождение нововведений в экономической системе, изучение и формирование общественного мнения); среднем (развитие организаций, маркетинговая деятельность); личностном (консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров и руководителей). Макроэкономика и прикладная социальная психология особенно эффективно взаимодействуют в условиях глобальных перемен в общественной жизни, в условиях так называемого переходного периода. Любые мероприятия на социальном уровне наиболее успешно и быстро осуществляются только в том случае, когда характер этих мероприятий соответствует системе национальных норм и ценностей, социальных стереотипов и мифов. Изучение специфических особенностей восприятия обществом экономических внедрений, построение социальных прогнозов, проведение социально-психологических экспертиз и выдача рекомендаций властным структурам позволяют быстро провести изменения. Сегодня в нашей стране основной проблемой является отсутствие широких достоверных национальных исследований в области экономической психологии. Для прикладной социальной психологии представляет интерес такая проблема макроэкономики, как построение гармоничной системы экономических отношений в виде рынка определенного типа. Условно можно выделить два базисных типа общественно-экономических отношений: “восточный” и “западный”. Для такого разделения подходит критерий выраженности в обществе идеала коллективности-индивидуальности. И если коллективность в любых делах желательна в “восточном” обществе, то в “западном” - идеалом служит образ сильного и успешного индивидуалиста. “Восточная”, в частности японская, экономика в большой степени ориентирована на общественное, групповое сознание, на достижение совместного благополучия. Работник японской фирмы склонен настолько тесно отождествлять себя с предприятием, что на вопрос о занятии (профессии, должности) называет фирму, в которой он работает. “Западная” экономическая система работает в соответствии с идеалом индивидуального продвижения и успеха в жизни. Эти два противоположных типа экономической системы образуют континуум, в поле которого располагаются (условно) рыночные системы различных стран. Одной из задач экономической психологии является формирование управленческой компетентности руководителей организации, в частности умений по разрешению социальных конфликтов, профилактике и предотвращению забастовок, принятию решений в условиях рынка, планированию стратегического развития организации и маркетинга, управлению корпорациями, предприятиями и персоналом. Важная сфера взаимодействия прикладной социальной психологии и экономики - маркетинг. На рынке развивается конкуренция между импортными и отечественными товарами, между качественными и очень качественными продуктами, между разнообразными изделиями и услугами разных предприятий. Сегодня нужно заботиться не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении хотя бы некоторых свойств продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого и нужен маркетинг. Прикладная социальная психология в образовании Знания механизмов взаимодействия человека с обществом, закономерностей формирования его в различных группах являются средством психолого-педагогического воздействия на ребенка, родителя, микро- и макроколлективы. Сегодня среди важнейших проблем нашего общества - социальная обездоленность детей, подростков и старшеклассников (в том числе учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ) - является наиболее трагичной по своим последствиям. Известно, что состояние физического и психического здоровья подростков и старшеклассников ухудшается чуть ли не ежегодно, а среди подростков, совершивших насильственные преступления, 50-60% имеют выраженные психические отклонения. Особую проблему представляет трудоустройство подростков, обучающихся во вспомогательных школах-интернатах. Масштаб и глубина кризисных явлений среди молодежи таковы, что общество может не получить полноценной смены поколений. Поэтому усилия психологов и родителей должны быть направлены, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей всех возрастов, с другой - на оздоровление их внутреннего мира. Это возможно, если психологи, учителя, родители и все причастные к обучению и воспитанию будут придерживаться следующих основных положений: 1) гуманизация отношений взрослых (психолога, учителя и родителей в первую очередь) и детей, что предполагает: - безоценочное позитивное принятие другого человека; - активное эмпатическое слушание; - конгруэнтное (т.е. адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение в общении; 2) признание воспитания подрастающего поколения в качестве особой, можно сказать, привилегированной сферы деятельности общества. 3) психологи, учителя, родители в своих взаимоотношениях с дошкольником, младшим школьником, подростком и старшеклассником должны помнить, что перед ними и рядом с ними Человек, имеющий свой собственный мир, свое “Я”, свое отношение к миру, к себе. Только при таком подходе взрослые (психолог, учитель, родители) могут создать ребенку условия для развития его внутреннего “Я”, “самости” или сущности; 4) различные формы обучения (начиная от традиционных и кончая новыми) могут способствовать развитию ребенка только в том случае, если взрослые (психолог, учитель, родители) осознают, что учебная деятельность учащегося есть общественно значимая, общественно оцениваемая деятельность, что через эту деятельность, через новую позицию школьника определяются все остальные отношения его со сверстниками и взрослыми, отношение к себе и самооценка. Особую роль в гармонизации отношений ребенка с социумом (на уровне внутрисемейных связей, взаимоотношений в коллективе сверстников, с учителями и воспитателями) призван выполнять школьный психолог. Прикладная социальная психология в здравоохранении Роль социально-психологических аспектов в работе врача осознавалась еще на заре развития медицины. Со времен расцвета персидской медицины (ХI-ХII вв. до н.э.) сохранилось описание эталонных качеств личности врача. По указаниям персов, врач должен не только глубоко изучать медицину, но и вырабатывать в себе умение “выслушивать больного спокойно, болезнь его распознавать тщательно и старательно, а лечить добросовестно. При встрече с больным врач обязан пользоваться мягкой речью, быть на протяжении всей встречи внимательным, сердечно и дружественно настроенным”. Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: исцелители святостью, исцелители законом, исцелители ножом. Наиболее высокой подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание в широком смысле слова, тонкое, мудрое, разумное использование в этом процессе высших душевных качеств врача. Реальные социально-психологические исследования медицинской практики и здравоохранения берут свое начало в трудах ученых первой половины нашего столетия. Наиболее ярко они представлены в психосоматической медицине (теория символического языка органов; теория специфического эмоционального конфликта; теория профиля личности), а также в психотерапии. В современной медицине существуют четыре модели психотерапии, обусловленные разнообразными социокультурными факторами: психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель); психотерапия как метод манипулирования, служащий целям общественного контроля (социологическая модель); психотерапия как комплекс явлений, происходящих между людьми (философская модель). В настоящее время наиболее актуальными представляются два основных направления: - социально-психологические стороны лечебного процесса; - социально-психологические стороны организации здравоохранения. Социально-психологический подход к анализу лечебного процесса включает в первую очередь изучение личности больного. Эта проблематика наиболее широко представлена в отечественной и зарубежной социально-психологической литературе (А. А. Квасенко, Ю.Г. Зубарев, В.А. Ташлыков, В.В. Николаева). Другим важным направлением социально-психологического подхода к лечебному процессу является изучение процесса взаимодействия врача и больного. Приоритет в этой области принадлежит зарубежным социальным психологам и психотерапевтам. Так, Р. Леи выдвинул на первый план информационное общение врача и больного, успешность которого зависит от правильного понимания пациентом сообщаемых ему сведений. Исследования показали, что врачу нужно избегать методов “чрезмерного выпытывания”, “допроса” больного. Настойчивость врача приводит к тактике “внушаемых ответов” пациента, при которой остаются невыясненными существенные для пациента области переживаний. Анализируя эмоциональный аспект беседы с пациентом, многие авторы указывают важность полного эмоционального принятия, “акцептации” больного. Релаксирующий стиль беседы особенно полезен для эмоционально напряженных пациентов, охваченных страхом и тревогой. Среди отечественных исследований можно отметить работы В.А. Ташлыкова, Л.П. Урванцева, Н.А. Магазаника, М.Э. Телешевской. Полученные В.А. Ташлыковым данные об особенностях восприятия в процессе лечения врачом и больным друг друга позволили выделить три основных типа эмоционально-ролевого взаимодействия: руководство, партнерство, руководство-партнерство. Каждая из форм контакта имеет свои преимущества в зависимости от лечебной мотивации и активности больного. В зависимости от степени конгруэнтности эмоционально-ролевого поведения врача и больного, а также взаимной оценки ими этого поведения были определены варианты контакта: конгруэнтный, неустойчиво конгруэнтный, неконгруэнтный. Исследования эталонов врача в представлении врачей и больных свидетельствуют о значительном расхождении эталонного образа, что, несомненно, сказывается на эффективности общения. По нашим данным (Н.В. Яковлева, Л.П. Урванцев), самыми значимыми характеристиками образа идеального врача у пациентов являются эмоционально-эмпатические; у врачей - саморегуляционные. В настоящее время опубликованы результаты ряда исследований, посвященных изучению отношения медицинского персонала к организационным нововведениям: территориальным медицинским объединениям, внедрению хозрасчетных отношении, бюджетно-страховой медицины (Р.Л. Цванг, В.З. Кучеренко, Н.В. Яковлева, О.Е. Коновалов). Анализируется социально-психологическая структура медицинского персонала по отношению к нововведениям. Описываются группы “оптимистов”, “пессимистов”, “болота”, рассматриваются социально-психологические детерминанты инертного и активного поведения членов медицинских коллективов в условиях реорганизации управленческой структуры. Довольно сложные социально-психологические проблемы возникают в связи с введением платной медицины и страхового медицинского полиса. С одной стороны, появляются привилегированные медицинские учреждения, которые могут оказать услуги на очень высоком уровне, с другой - больницы и поликлиники, которым не под силу элементарные услуги. Страховой медицинский полис не гарантирует во многих случаях получение медицинской помощи. Отсюда возникают изменения в личности пациента из числа малообеспеченных: появляются страх, неуверенность и т. п. С введением должности социального работника в системе здравоохранения возникла проблема его взаимодействия с врачом при оказании медико-социальной помощи, проведения реабилитационной работы, групповой психотерапии и т.д. Подводя итоги, можно отметить, что деятельность социальных психологов в области здравоохранения в нашей стране только начинает разворачиваться. Внедрение социальной психологии в практику здравоохранения идет по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания социально-психологических служб при областных больницах и профильных диспансерах; во-вторых, путем расширения должностных обязанностей психологов, работающих в системе здравоохранения. Психологические исследования постепенно перестают восприниматься как нечто уникальное, а психологи становятся равноправными коллегами врачей, оказывающими действенную помощь в их нелегком и благородном деле. Экстремальная прикладная социальная психология Экстремальные ситуации возникают в силу различных причин. По источнику происхождения выделяют следующие виды экстремальных ситуаций: 1) природные (лесные пожары, наводнения, землетрясения, сели, ураганы, снежные заносы, цунами, засуха, экологические бедствия); 2) техногенные (аварии, катастрофы); 3) эпидемиологические (эпидемии, вспышки инфекционных заболеваний); 4) социальные (терроризм, захват заложников, социальные конфликты (забастовки), гражданское неповиновение, гражданская война). Данные экстремальные ситуации могут накладываться друг на друга и проявляться в различных формах социальной напряженности. Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внешних опасностей и угроз иногда становятся экстремальными. Поэтому есть все основания говорить не просто о действиях практических социальных психологов в экстремальных ситуациях, а о необходимости создания экстремальной прикладной социальной психологии как самостоятельной отрасли. Экстремальные ситуации требуют спецификации социально-психологической диагностики, психотехники воздействия и проведения консультирования, т.е. всех основных направлений профессиональной деятельности практических психологов. Диагностика социально-психологических явлений в экстремальных ситуациях имеет свою специфику. В этих условиях из-за цейтнота нельзя создать программу диагностики. Действия практического психолога определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением видеосъемки, анализа социальной симптоматики, ретроспективного подхода и т. д. Иногда сами экстремальные ситуации выполняют диагностирующую роль. В этих условиях личность “обнажается”. Надо только все это зафиксировать. В экстремальных ситуациях работают не психотерапия и тренинга, а методы специальных операций контрпропагандистского характера. Именно они применяются во время боевых действий, в борьбе с преступностью. Допускается здесь и “шоковая терапия”. Большое значение в экстремальных ситуациях имеют и специальная психологическая помощь, и реабилитационная работа, и социальная помощь беженцам из “горячих точек” в целях их адаптации, участникам боевых действий, получившим тот или иной синдром, а также специальные меры по поддержанию морально-психологического духа населения и специальных подразделений в условиях боевых действий, террористических актов, а также в прифронтовой полосе. Все зависит от целей социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях. В одном случае надо поддержать человека, помочь, в другом - пресечь, например, слухи, панику; в третьем - провести переговоры; в четвертом - развенчать, шокировать противника; в пятом - оказать содействие в адаптации к новой культуре.
Список используемой литературы
2. Столяренко Л. Д. Психология делового общения Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
|