Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет установившихся режимов работы электрической сети.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Содержание. Введение. Разработка и выбор оптимального варианта схемы электрической сети района нагрузок. Анализ расположения источников питания и нагрузок на плане местности. Определение приближенного баланса активных и реактивных мощностей района нагрузок. 1.2 Разработка вариантов схемы электрической сети. 1.3 Определение ориентировочно оптимального номинального напряжения ВЛ по эмпирической формуле. 1.4 Выбор типа, числа и номинальной мощности трансформаторов понижающих ПС. Расчет установившихся режимов работы, сравниваемых вариантов электрических сетей. Выбор сечений и марок проводов. 1.6 Технико-экономическое сравнение вариантов выбранных схем методом приведенных затрат. 2. Расчет установившихся режимов работы сети. 3. Механический расчет проводов воздушной линии электропередачи. Выбор опоры и проверка ее габаритов.
4. Определение технико – экономических показателей электрической сети
4.1 Расчет капиталовложений на сооружение ЛЭП. 4.2 Расчет капиталовложений на сооружение подстанций. 4.3 Расчет издержек на возмещение потерь активной энергии, на амортизацию и текущий ремонт и обслуживание.
Заключение. Список литературы. Основная задача проектирования электрической системы состоит в выборе оптимального варианта ее развития. Проектом должно предусматриваться сооружение линий электропередачи и подстанций, при которых можно будет достичь наиболее экономичных показателей создаваемой электрической сети. В данном курсовом проекте будет приведён расчёт и обоснован выбор оптимального варианта развития электрической сети района нагрузок. Для построения рациональной конфигурации сети применяют следующий способ: по существующему расположению потребителей намечают несколько вариантов и на основе технико-экономического сравнения выбирают лучший. Современные электрические системы характеризуются большим числом трансформаторов и значительной длиной линий различных напряжений. При такой структуре системы возникает задача выбора элементов и расчёта основных параметров сети исходя из условия минимума издержек на создание и эксплуатацию и максимума надёжности. Проектируемая районная сеть с номинальным напряжением 10÷ 220 кВ предназначается для электроснабжения нескольких заданных нагрузок. Взаимное расположение источника питания (электрическая станция или крупная подстанция энергосистемы) и пунктов потребления электроэнергии определяется по плану района (см. задание). В задании на проектирование указаны номинальное напряжение установок потребителя (10, 110 кВ), значения наибольших (Pмакс) и наименьших (Pмин) нагрузок в пунктах потребления и соответствующие им значения tgφ. Приведены данные о составе нагрузки по категориям надежности электроснабжения, сведения о климатических условиях в работе сооружения электрической сети, данные о продолжительности использования максимальной активной мощности, напряжениях на шинах источника питания в различных режимах. Необходимым условием, которое нужно принимать во внимание во время проектирования, являются выполнение правил и требований, предъявляемых ГОСТом и ПУЭ к созданию и эксплуатации сети и к качеству электроэнергии.
Разработка и выбор оптимального варианта схемы электрической сети района нагрузок. Анализ расположения источников питания и нагрузок на плане местности. Определение приближенного баланса активных и реактивных мощностей района нагрузок. Здесь мы не учитываем потери ∆ Р и ∆ Q в элементах схемы и не учитываем ∆ Qc в ЛЭП.
Все проектируемые нагрузки имеют в своем составе потребителей I категории, поэтому на подстанции необходимо выбирать по два трансформатора, а питание подстанций – по двум цепям ВЛ. В качестве узловой выбирается подстанция 1, т.к. она географически является наиболее удобной для дальнейшего распределения электроэнергии. Наметим два варианта конфигурации сети и проведем предварительный анализ. А) Радиальная
Б) Кольцевая
1.3 Определение ориентировочно оптимального номинального напряжения ВЛ по эмпирической формуле:
а) Для радиальной схемы ВЛ4: Þ Принимаем 110 (кВ), ВЛ3: Þ Принимаем 110 (кВ), ВЛ2: Þ Принимаем 110 (кВ), ВЛ1: Þ Принимаем 220 (кВ).
б) Для кольцевой схемы
ВЛ5: Þ Принимаем 110 (кВ),
ВЛ4: Þ Принимаем 110 (кВ),
ВЛ3: Þ Принимаем 110 (кВ), ВЛ2: Þ Принимаем 110 (кВ), ВЛ1: Þ Принимаем 220 (кВ). 1.4 Выбор типа, числа и номинальной мощности трансформаторов понижающих ПС: На подстанции 1 с высшим напряжением 220 кВ устанавливается 2 автотрансформатора, обладающие рядом преимуществ по сравнению с трёхобмоточными трансформаторами (меньше масса, стоимость и потери энергии по сравнению с трансформаторами той же мощности). На подстанциях 2, 3, 4 с высшим напряжением 110 кВ устанавливаются по 2 двухобмоточных трансформатора. Определим мощности потребителей
Из формулы выбираем трансформаторы, исходя из условия Коэффициенты загрузки трансформаторов при данных условиях будут равны:
Типы и номинальные мощности трансформаторов выбираются по шкале стандартных номинальных мощностей силовых трансформаторов, соответствующей ГОСТ 9680–77 и приведенной в [2].Технические данные трансформаторов приведены там же [2, табл. 5.13, 5.18]. ПС1: ÷ ÷ (МВА) Выбираем автотрансформаторы типа АТДЦТН-200000/220/110/10 В режиме максимальных нагрузок имеем: В послеаварийном режиме: Данные трансформаторы подходят по условиям перегрузок ПС2: ÷ ÷ (МВА) Выбираем трансформаторы типа ТРДН-25000/110 В режиме максимальных нагрузок имеем:
В послеаварийном режиме: Данные трансформаторы подходят по условиям перегрузок ПС3: ÷ ÷ (МВА) Выбираем трансформаторы типа ТРДН-25000/110 В режиме максимальных нагрузок имеем:
В послеаварийном режиме: Данные трансформаторы подходят по условиям перегрузок ПС4: ÷ ÷ (МВА) Выбираем трансформаторы типа ТРДН-16000/110 В режиме максимальных нагрузок имеем:
В послеаварийном режиме: Данные трансформаторы подходят по условиям перегрузок
Параметры трансформаторов. Таблица 1.1
Исходные схемы сети: а) Радиальная
б) Кольцевая
Схема замещения радиально-магистральной сети:
Схема замещения кольцевой сети:
Расчет установившихся режимов работы, сравниваемых вариантов электрических сетей. Выбор сечений и марок проводов. v Вариант “а”. S”i – мощность в конце i–го элемента, S’i – мощность в начале i–го элемента, ∆ Pi, ∆ Qi – потери активной и реактивной мощности на i–м элементе, Ri, Xi –активное и реактивное сопротивление i–го элемента, UНОМ – номинальное напряжение сети, nТ i – число трансформаторов на i–ой подстанции ∆ Pхх, ∆ Qхх – активные и реактивные потери холостого хода в трансформаторе. ПС4: SН4 =SТ4=18+j9 (МВА), RТ=4, 38 (Ом), XТ=86, 7 (Ом), ∆ Qx=112 (квар), ∆ Px=19 (кВт), Потери в трансформаторах: S’Т4= S”Т4+∆ PТ4+j∆ QТ4+2∆ Px +2∆ Qx, Выбираем сечение ВЛ4 по методу ”экономической плотности тока”: , . где IРЛ4 – расчетный ток, протекающий по проводу, FЭ – экономическое сечение провода, jЭ – экономическая плотность тока, определяемая по [2, табл. 1.3.36.], nЛ – число параллельных линий. Выбираем провод АС 70/11 по [2, табл. 1.3.29.]. Делаем проверку провода: минимальное сечение провода UНОМ=110 кВ по условиям короны 70/11 (мм2) , [1, табл. 4.10]. Проверка по короне выполняется. Проверяем провод по нагреву: I’ДОП> IРЛ4, 265> 61, 104´ 2 (А), где I’ДОП – максимальный допустимый ток в проводе, по [2, табл. 1.3.29.]. Проверка по нагреву выполнена. Расчетные данные провода, по [1, табл. 7.5.]:
r0=0, 422 (Ом/км), x0=0, 444 (Ом/км), b0=2, 547·10-6 (См/км), Rл4=r0·ℓ =0, 422·21=8, 862 (Ом), Xл4=x0·ℓ =0, 444·21=9, 324 (Ом), ∆ QС4=U2·b0·ℓ =1102·2, 547·10-6·21=0, 647 Мвар.
Потери в линии 4: S’Л4=S”Л4+∆ PЛ4+j∆ QЛ4- j ∆ QС4 , , , S’Л4 =(18, 105+0, 156)+j(9, 905+0, 164-0, 647)=18, 251+j9, 422(МВА).
ПС3: SН3 =SТ3=35+j15, 75 (МВА),
RТ=2, 54 (Ом), XТ=55, 9 (Ом), ∆ Qx=175 (квар), ∆ Px=27 (кВт), Потери в трансформаторах: S’Т3= S”Т3+∆ PТ3+j∆ QТ3+2∆ Px +2∆ Qx, , Выбираем сечение ВЛ3 по методу ”экономической плотности тока”: , . Выбираем провод АС 120/19 по [2, табл. 1.3.29.].
Делаем проверку провода: минимальное сечение провода UНОМ=110 кВ по условиям короны 70/11 (мм2) , [1, табл. 4.10].
Проверка по короне выполняется.
Проверяем провод по нагреву: I’ДОП> IРЛ2, 390> 105, 231´ 2 (А), Проверка по нагреву выполнена.
Расчетные данные провода, по [1, табл. 7.5.]: r0=0, 244 (Ом/км), x0=0, 427 (Ом/км), b0=2, 658·10-6 (См/км), Rл3=r0·ℓ =0.244·25, 5=6, 222 (Ом), Xл3=x0·ℓ =0.427·25, 5=10, 889(Ом), ∆ QС3=U2·b0·ℓ =1102·2, 658·10-6·25, 5=0, 82 (Мвар). Потери в линии 2: S’Л3=S”Л3+∆ PЛ3+j∆ QЛ3-∆ QС3 , , , S’Л2=(35, 195+0, 405)+j(18, 393+0, 71-0, 82)=35, 6+j18, 282(МВА).
ПС2:
SТ2=28+j14 (МВА), RТ=2, 54 (Ом), XТ=55, 9 (Ом), ∆ Qx=175 (квар), ∆ Px=27 (кВт), Потери в трансформаторах: S’Т2= S”Т2+∆ PТ2+j∆ QТ2+2∆ Px +2∆ Qx, , .
Выбираем сечение ВЛ2 по методу ”экономической плотности тока”: , , Выбираем провод АС 185/29 по [2, табл. 1.3.29.]. Делаем проверку провода: минимальное сечение провода UНОМ=110 кВ по условиям короны 70/11 (мм2) , [1, табл. 4.10]. Проверка по короне выполняется.
Проверяем провод по нагреву: I’ДОП> IРЛ4, 510> 139, 402´ 2 (А), Проверка по нагреву выполнена.
Расчетные данные провода, по [1, табл. 7.5.]: r0=0, 159 (Ом/км), x0=0, 413 (Ом/км), b0=2, 747·10-6 (См/км), Rл2=r0·ℓ =0, 159 ·36=5, 724 (Ом), Xл2=x0·ℓ =0, 413·36=14, 868 Ом, ∆ QС2=U2·b02·ℓ =1102·2, 747·10-6·36=1, 197 Мвар. Потери в линии 2:
S’Л2=S”Л2+∆ PЛ2+j∆ QЛ2-∆ QС2 , , , S’Л2=(46, 409+0, 657)+j(24, 995+1, 707-0, 1, 197)=47, 062+j25, 146=53, 359(МВА).
ПС1: S”ТН= SН1(10)_=53+j23, 85 (МВА), Δ Pхх=145 (кВт), Δ Qхх=1250 (квар), RТ(ВН) =0, 2 (Ом), RТ(СН) =0, 2 (Ом), RТ(НН) =0, 4 (Ом), ХТ(ВН) =25, 5 (Ом), ХТ(СН) =0 (Ом), ХТ(НН) =45, 1 (Ом)
Потери в автотрансформаторе: S’ТН=S”ТН+∆ PНН+j·∆ QНН, , , S’ТН=(53+0, 013)+j(23, 85+1, 44)=53, 013+j25, 29 (МВA),
S”ТС=SН1(110)+S’Л2+S’Л3=(68+47, 062+35, 6)+j(34+25, 146+18, 282)=150, 663+j77, 428=169, 394(МВА), S’ТС=S”ТС+∆ PСН+j·∆ QСН, , , S’ТС=(150, 717+0, 054)+j77, 428=150, 717+j77, 428 (МВА),
S”ТВ = S’ТН+ S’ТC = (53.013+150, 717)+j(25, 29 + 77, 428) = 203, 73 + j102, 718
=228, 16 (МВА),
S’ТВ= S”ТВ+∆ PВН+j∆ QВН+2∆ Px +2∆ Qx,
, ,
, Выбираем сечение ВЛ1 по методу ”экономической плотности тока”: , ,
Выбираем провод АС 400/51 по [2, табл. 1.3.29.]. Делаем проверку провода: минимальное сечение провода UНОМ=220 кВ по условиям короны 240/32 (мм2) , [1, табл. 4.10]. Проверка по короне выполняется. Проверяем провод по нагреву: I’ДОП> IРЛ1, 825> 309, 216´ 2 (А), Проверка по нагреву выполнена.
Расчетные данные провода, по [1, табл. 7.5.]: r0=0, 0730 (Ом/км), x0=0, 42 (Ом/км), b0=2, 701·10-6 (См/км), Rл1=r0·ℓ =0, 073 · 65=4, 745 (Ом), Xл1=x0·ℓ =0.42 · 65=27, 3 Ом, ∆ QС1=U2·b0·ℓ =2202·2, 701·10-6·65=8, 497 (Мвар). Потери в линии 1:
S’Л1=S”Л1+∆ PЛ1+j∆ QЛ1, , , S’Л1=(204, 118+2, 628)+j(109, 268+15, 118)=206, 746+j124, 385 (МВА),
SA= S’Л1 -∆ QС1,
SA=206, 746+j(124, 385-8, 497)=206, 746+j115.888(МВА).
v Вариант “б”.
Расчет кольца: Определим потокораспределения в ветвях схемы “по длинам”, при этом предполагаем, что все участки сети имеют одинаковые сечения (FЛ2=FЛ3=FЛ4) схему расположения проводов на опорах, а напряжения UА’=UА”. Схема участка сети для определения потокораспределения “по длинам линий” Проверка: Проверка выполнена. Выбираем сечение ВЛ5 по методу ”экономической плотности тока”: , . Выбираем провод АС 150/24 по [2, табл. 1.3.29.]. Делаем проверку провода: минимальное сечение провода UНОМ=110 кВ по условиям короны 70/11 (мм2) , [1, табл. 4.10]. Проверка по короне выполняется. Расчетные данные провода, по [1, табл. 7.5.]: r0=0, 204 (Ом/км), x0=0, 42 (Ом/км), b0=2, 707·10-6 (См/км), Rл5=r0·ℓ =0.204·47=9, 588 (Ом), Xл5=x0·ℓ =0, 42·47=19, 74 (Ом), ∆ QС5=U2·b0·ℓ =1102·2, 707·10-6·47=1, 272 (Мвар).
Выбираем сечение ВЛ4 по методу ”экономической плотности тока”: , . Выбираем провод АС 70/11 по [2, табл. 1.3.29.]. Делаем проверку провода: минимальное сечение провода UНОМ=110 кВ по условиям короны 70/11 (мм2) , [1, табл. 4.10]. Проверка по короне выполняется. Расчетные данные провода, по [1, табл. 7.5.]: r0=0, 422 (Ом/км), x0=0, 444 (Ом/км), b0=2, 547·10-6 (См/км), Rл4=r0·ℓ =0.422·21=8, 862 (Ом), Xл4=x0·ℓ =0.444·21=9, 324 (Ом), ∆ QС4=U2·b0·ℓ =1102·2.547·10-6·21=0, 647 (Мвар). Выбираем сечение ВЛ2 по методу ”экономической плотности тока”: , . Выбираем провод АС 240/32 по [2, табл. 1.3.29.]. Делаем проверку провода: минимальное сечение провода UНОМ=110 кВ по условиям короны 70/11 (мм2) , [1, табл. 4.10]. Проверка по короне выполняется. Проверка по нагреву выполнена. Расчетные данные провода, по [1, табл. 7.5.]: r0=0, 118 (Ом/км), x0=0, 405 (Ом/км), b0=2, 808·10-6 (См/км), Rл2=r0·ℓ =0, 118·36=4, 248 (Ом), Xл2=x0·ℓ =0, 405·36=14, 58 (Ом), ∆ QС2=U2·b0·ℓ =1102·2, 808·10-6·36=1, 223 (Мвар).
Проверка линий в послеаварийных режимах: Отключение ВЛ2:
Отключение ВЛ5:
Отключение ВЛ4:
Уточненный расчет потокораспределения:
Проверка: Расчет потерь мощности (из уточненного расчета):
S’42=SЛ4+∆ PЛ4+j∆ QЛ4, =1, 263-j1, 06+0, 002+j0, 0021=1, 265-j1, 058(МВА)
S”14=S’42+SP2=(1, 265+18, 105)+j(-1, 058+9, 592)=19, 37+j8, 834=21, 167(МВА),
S’14=S”14+∆ PЛ5+j∆ QЛ5, S’41=(19, 37+0, 355)+j(8, 543+0, 731)=19, 725+j9, 265 (МВА), , .
Технико-экономическое сравнение вариантов выбранных схем методом приведенных затрат.
Рассматриваем только отличающиеся варианты выбранных схем. Капиталовложения в линии: 1). Радиальная схема: Для ВЛ3, ВЛ4 выбираем опоры – железобетонные двухцепные. Выбираем затраты на сооружение 1 км данной линии(из справочника): для марки АС 70/11 К01=57 (тыс. руб./км.) для марки АС 185/29 К02=66 (тыс. руб./км.) коэффициент дефляции Кдеф=40 Суммарные капиталовложения на сооружение линий схемы:
2). Кольцевая схема: Для ВЛ5, ВЛ2, ВЛ4 выбираем опоры – железобетонные одноцепные; Выбираем затраты на сооружение 1 км данной линии(из справочника): для марки АС 150/24 К01=34 (тыс. руб./км.) для марки АС 240/39 К02=38 (тыс. руб./км.) для марки АС 70/11 К03=34 (тыс. руб./км.) Суммарные капиталовложения на сооружение линий схемы: Капиталовложения в подстанции: Электрические схемы подстанций
Т.к. в 1 варианте на ПС3 и во 2 варианте на ПС3 выбраны одинаковые ОРУ, то в сравнительном расчете учитываем только ПС2, ПС4 –в радиальной схеме и ПС2, ПС4 –в кольцевой. 1). Радиальная схема:
2). Кольцевая схема:
Суммарные издержки: где Иа- издержки на амортизацию, Иобсл. – издержки на обслуживание, a- ежегодные издержки на амортизацию и обслуживание элементов Электрической системы. Принимаем: aобслЛЭП=0, 8%, aобслПС=5, 9%, aаЛЭП=6, 7%, aаПС=6, 7%.
1). Радиальная схема:
2). Кольцевая схема:
Вариант с радиальной схемой является более рациональным с экономической точки зрения.
Расчет установившихся режимов работы электрической сети. 2.1. Выбор и обоснование расчётных режимов сети. Расчеты режимов электрических сетей выполняются для определения: загрузки элементов сети, соответствия пропускной способности сети ожидаемым потокам мощности; сечений проводов и кабелей и мощностей трансформаторов и автотрансформаторов; уровня напряжений в узлах и элементах сети и мероприятий, обеспечивающих поддержание напряжения в допустимых пределах; потерь мощности и электроэнергии для оценки экономичности работы сети и эффективности способов снижения потерь; уровня токов КЗ, соответствия существующей или намечаемой к установке аппаратуры ожидаемым токам КЗ, мероприятий по ограничению токов КЗ; пропускной способности сети по условиям устойчивости; интегральных показателей условий работы сети в целом за длительный период - передаваемой энергии, средних значений отдельных параметров режима (напряжения в узлах, нагрузки трансформаторов, плотности тока в линиях электропередач и т.п.) или диапазона изменения значения какого-либо параметра для расчетных элементов сети и др. Будут рассмотрены следующие режимы: Режим максимальных нагрузок; Режим минимальных нагрузок; Послеаварийный режим при отключении одной из линий от ПС А до ПС 1; Послеаварийный режим при отключении одного из автотрансформаторов на ПС 1; Послеаварийный режим при отключении одной из линий от ПС 1 до ПС 2; Послеаварийный режим при отключении одного из трансформаторов на ПС 3.
2.2. Расчёт режимов на ПЭВМ
Расчеты установившегося режима работы сети на ПК выполняются при следующих условиях: активные и реактивные нагрузки представляются постоянными мощностями (Р = пост, Q = пост.); линии электропередачи представляются активными и реактивными сопротивлениями R и X и поперечной емкостной проводимостью В; трансформаторы - активными и реактивными сопротивлениями обмоток и коэффициентами трансформации (номинальными или фактическими их величинами).
3. Механический расчёт проводов и тросов воздушной линии электропередачи 3.1 Определение расчётных климатических условий Механический расчёт проводов ВЛ проводится с целью обеспечения в них нормативных запасов прочности и определения величин стрел провеса при работе в различных климатических условиях. Расчёт выполняется по методу допускаемых напряжений, величины которых определяются по выражениям , , , где , , – допускаемые механические напряжения в материале провода в режимах низшей и среднегодовой температур и наибольшей механической нагрузки соответственно; %, %, % – рекомендуемые по [2] значения допускаемых напряжений в процентах от предела прочности при растяжении металла провода . В ходе проектирования выполняется механический расчёт провода ВЛ на участке 1 – 4. Расчётные климатические условия для местности по ветру (скоростному напору) и гололёду определяются по данным, приведённым в задании: Воздушная ЛЭП напряжением 110 кВ на промежуточных опорах типа ПБ-110-15 (двухцепные) Район по гололеду – III. Район по скоростному напору ветра – VI. Длина пролета – 175 м [табл. П. 2.17]. Провод марки АС – 120/19. Тип местности – А. Расчетные климатические условия: Нормативное ветровое давление определяется по [2, табл. 2.5.1]. W= 1250 Па Расчетная толщина стенки гололеда определяется по [2, табл. 2.5.3]. – наибольшая температура воздуха. – среднегодовая (эксплуатационная) температура воздуха. Значения допустимых напряжений в материале комбинированного провода по [2, табл. 2.5.7]: , ; . Модуль упругости по [2, табл. 2.5.8], а также ; . Технические характеристики провода АС – 120/19 ; ; . Масса провода , диаметр провода .
|