Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно ли всех научить всему?






За что боролись…

В последнее десятилетие российское школьное образование удивило мир новыми именами талантливых школьников, способных издавать собственный интеллектуальный продукт в виде научного исследования. Среди них - немало юных петрозаводчан, блеснувших победами на российском и международном уровнях в рамках программы " Шаг в будущее". Но, с другой стороны, количество неуспевающих детей остается печально стабильным, а количество детей, нуждающихся в специальном коррекционном образовании, возрастает с каждым годом. И это проблема не только г. Петрозаводска. Как констатирует И.Подласый в своей книге " Продуктивная педагогика", в 2002 г. 20% призывников российской армии (а это 18-летние ребята!) не умели ни читать, ни писать, из чего он делает неутешительное заключение, что " непрочность базовых знаний - бич современной школьной подготовки". Кроме того, по данным О.Е.Лебедева, 33% десятиклассников не справляются с заданиями базового уровня по русскому языку, а 40% - с базовым уровнем по алгебре. Действительно, мы, модернизируя традиционную систему образования, отчаянно критиковали ее как исключительно " знаниевую" и призывали перейти к деятельностному подходу в обучении. Во многих авторитетных источниках совершенно справедливо утверждается, что главная задача учителя - научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях.

В педагогике стали стремительно набирать силу " деятельностные" образовательные технологии, в том числе и отвергнутый в России в 30-е годы " Метод проектов", вернувшийся к нам в виде американских и датских моделей обучения, определяющий роль учителя как наставника и консультанта для своих подопечных в их самостоятельном поиске. А учитель, пустивший своих учеников " в свободное плавание", оказался, в сою очередь, не совсем подготовленным к отслеживанию результативности такого обучения. К счастью, система образования Петрозаводска, пробуя свои силы в инновационном русле, в силу здоровой консервативности, оказалась довольно устойчивой. Данный оптимистичный вывод подтверждают как аналитическая информация Центра развития образования города, составленная на основе диагностических городских контрольных работ с 1996 по 2004 год, так и результаты ЕГЭ.

Однако наблюдается опасная тенденция забвения знаний, умений и навыков как устаревшего атрибута советской школы. Между тем, как справедливо заметил П.Блонский, " пустая голова не рассуждает", то есть знания являются одним из главных факторов развития личности.
И сегодня, как никогда, необходимо осознать, что, во-первых, не все дети способны учиться исключительно самостоятельно; во-вторых, не все дети могут учиться на высоком уровне теоретического обобщения, и, в-третьих, нужно не разрушать классно-урочную систему (т.к. ничего лучше пока не придумано), а постараться найти пути повышения эффективности школьного урока. " Всех научить всему, - такую задачу, как известно, ставил перед школой еще Я.А.Коменский.

А мы пойдем своим путем…

Но спустя триста лет мы призадумались: можно ли научить каждого ученика всему, что открыло, узнало человечество? Человек как биологический вид мало изменился: его мозг имеет ограниченные возможности для хранения информации. И в условиях все увеличивающегося (что естественно!) информационного потока экстенсивный путь накопления знаний является абсолютно бесперспективным. И в определении содержания образования мы должны задаваться вопросом: зачем нужны те или иные знания? где и когда их может применить ученик? т.е., критикуя " знаниевое" образование, мы должны критиковать не сами знания, а их оторванность от практики.

Учить нужно всех! Вопрос в том, кого - чему. И уровень знаний, достаточный для одного, может быть недостаточным для другого. Поэтому сегодня необходимо внедрять разноуровневое обучение, обусловленное разными образовательными целями разных учеников в зависимости от их учебных возможностей. Необходимо проектировать образовательные технологии, позволяющие адаптировать содержание учебного материала и темп его освоения к личностным особенностям детей. Неуспевающих не должно быть! Почему один ученик должен непременно бежать на одной скорости с другим? А если нет - он уже отстающий! Давайте позволим им добежать до финиша в разное время. Давайте учтем, что ученики приходят даже к одному результату разными путями и за разное время. Более того, для разных учеников мы можем запланировать разные результаты и сравнивать достижения учеников не относительно друг друга (при таком подходе всегда будут отстающие и неуспевающие), а достижения конкретного ученика вчерашние и сегодняшние. И если есть прогресс - значит, он молодец!

А сегодняшняя педагогическая наука располагает достаточными методическими ресурсами для проектирования такого образовательного процесса.
Когда на семинаре для завучей школ города в Центре развития образования я пыталась объяснить приведенные выше подходы в обучении, поначалу разгорелась дискуссия: а разве это возможно в обычном классе в 30 человек при классно-урочной системе обучения? Но, выслушивая, вникая, тщательно записывая и анализируя, аудитория задумчиво притихла. Затем кто-то вздохнул: " Но ведь этому же нужно учиться! ". Нужно. И, смею уверить, можно. Тем более что опыт по разноуровневому обучению в городе накоплен немалый (в частности, в гимназии № 30).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал