Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы чтения Корана
Некоторые люди путают способы чтения Корана (кираат) с семью чтениями (харф), что противоречит единому мнению мусульманских богословов. Макки б. Абу Талиб сказал: «Способы чтения, которые используются сегодня и которые дошли до нас в достоверных преданиях от выдающихся богословов, относятся к одному из семи чтений, на которых был ниспослан Коран… А кто считает, что способы чтения Нафиа, Асима и др. являются семью чтениями Корана, упомянутыми в хадисе, тот допускает грубую ошибку».[542] Существует несколько достоверных способов чтения Корана. Различия между ними незначительны, и все они опираются на текст писания, который был переписан и размножен во времена правления Усмана б. Аффана. Абу Убейда упоминал о пятнадцати известных богословах, которые обучали чтению Корана на раннем этапе. Ат-Табари назвал имена двадцати двух выдающихся чтецов. Абу Хатим также упомянул имена более двадцати чтецов Корана. Однако самыми распространенными являются семь способов, дошедших до нас от семи выдающих чтецов: 1. Ибн Амир Абу Имран Абдуллах аль-Йасриби (умер в 118 г.х.). Обучал Корану в Шаме. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Хишама и Ибн Заквана. 2. Абдуллах б. Касир аль-Макки (умер в 120 г.х.). Обучал Корану в Мекке. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии аль-Баззи и Кунбуля. 3. Абу Бакр Асим б. Абу ан-Наджуд аль-Куфи (умер в 127 г.х.). Обучал Корану в Куфе. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Абу Бакра и Хафса. 4. Нафи б. Абд ар-Рахман б. Абу Нуейм аль-Лейси (умер в 169 г.х.). Обучал Корану в Медине. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Калуна и Варша. 5. Абу Амр б. аль-Ала аль-Мазини аль-Басри (умер в 154 г.х.). Обучал Корану в Басре. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии ад-Дури и ас-Суси. 6. Хамза б. Хабиб Ибн Аммара аль-Куфи (умер в 156 г.х.). Обучал Корану в Куфе. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Халафа и Халлада. 7. Аль-Кисаи Абу аль-Хасан Али б. Хамза б. Абдуллах аль-Куфи (умер в 189 г.х.). Обучал Корану в Куфе. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии аль-Лейса и ад-Дури. Аль-Макки сообщил, что в начале II века по мусульманскому летоисчислению в Басре были распространены способы Абу Амра и Йакуба, в Куфе – способы Хамзы и Асима, в Шаме – способ Ибн Амира, в Мекке – способ Ибн Касира, в Медине – способ Нафиа. По свидетельству Ибн Муджахида, в начале III века способ Йакуба уже не был столь популярным, зато получил распространение способ аль-Кисаи.[543] Впоследствии эти способы были развиты их учениками, и поэтому Ибн аль-Джазири прибавил к этому списку еще трех богословов: 1. Абу Джафар Йазид б. аль-Каака аль-Махзуми аль-Мадани (умер в 130 г.х.). Обучал Корану в Медине. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Ибн Вардана и Ибн Джаммаза. 2. Абу Мухаммад Йакуб б. Исхак аль-Хадрами аль-Басри (умер в 205 г.х.). Обучал Корану в Басре. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Рувейса и Руха. 3. Абу Мухаммад Халаф б. Хишам аль-Баззаз аль-Багдади (умер в 229 г.х.). Обучал Корану в Багдаде. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии аль-Марвази и Идриса. Упомянутые выше знатоки Корана не были самыми лучшими и самыми выдающимися из тех, кто обучал писанию Аллаха. В первые века распространения Ислама было много богословов, которые не уступали им в своих познаниях и своей набожности. Почему же именно их способы чтения получили наибольшее распространение? Дело в том, что версий чтения Корана было очень много. Когда же культурные и научные связи между отдельными областями халифата стали крепнуть, богословы справедливо решили объединить существующие версии, сверив их с кораническими записями, для того, чтобы Коран было легче изучать и заучивать наизусть. Для этого из каждой области отобрали по одному знатоку Корана, который заслуживал доверия, был известен своей богобоязненностью и дольше других преподавал писание Аллаха в своем краю. Безусловно, поступив таким образом, знатоки богословия не предали забвению способы чтения других учителей, каждый из которых подробно описан в теологической литературе и не забыт по сей день. Как же объяснить появление нескольких способов чтения Корана даже после того, как халиф Усман призвал мусульман пользоваться только одним из семи чтений? Ибн Абу Хишам сказал: «Различия между семью и даже большим числом версий чтения Корана связаны с тем, что в странах, в которые были отправлены свитки Корана[544], были сподвижники, у которых обучались жители этих стран. В этих свитках не было ни точек, ни огласовок. Жители этих стран читали эти свитки в соответствии с тем, что они слышали от сподвижников, при условии, что услышанное ими соответствовало тому, что было записано. Все, что не соответствовало этим записям, они отбрасывали, повинуясь приказу Усмана, с которым согласились сподвижники, поскольку они считали это бережливым отношением к Корану. Вот почему между знатоками Корана из различных областей были разногласия, хотя все они опирались на одно и то же чтение из семи ниспосланных».[545] В настоящее время наибольшее распространение получил способ Асима в версии Хафса, на основании которого печатается большинство экземпляров Корана. В странах Северной Африки, за исключением Египта, популярен способ Нафиа в версии Варша. Несколько менее распространен способ Абу Амра, которым пользуются в некоторых областях Судана. Следует знать, что некоторые способы чтения Корана не имеют достоверной цепочки рассказчиков, восходящей к пророку Мухаммаду, , и поэтому они полностью отвергаются. Но есть и такие способы, которые дошли до нас через одного заслуживающего доверия рассказчика и не подтверждаются другими источниками. Эти способы чтения называются аномальными (шазз). Их запрещается использовать при чтении Корана в намазе и в другое время, однако некоторые из них принимаются в качестве довода при обсуждении вопросов правового характера. К ним относятся, например, способы чтения, которые опираются на свитки Ибн Масуда и Убеййа б. Кааба. Эта тема широко освещалась в мусульманской теологической литературе в разные века. Среди наиболее известных трудов, посвященных этой теме, можно назвать следующие: 1. «ас-Саба фи аль-Кираат», Ахмад б. Муса Ибн Муджахид (умер в 324 г.х.). 2. «ат-Табсыра фима фихи аль-Курра ас-Сабаа аль-Машхурин», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.). 3. «аль-Ибана ан Маани аль-Кираат», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.). 4. «ат-Тайсир фи аль-Кираат ас-Саб», Абу Амр Усман б. Саид (умер в 444 г.х.). 5. «аль-Кафи фи аль-Кираат ас-Саб», Ахмад б. Шурейх ар-Раини (умер в 476 г.х.). 6. «Хараз аль-Амани ва ваджхуху ат-Тихани», аль-Касим б. Фира аш-Шатыби (умер в 596 г.х.). 7. «Маарифат аль-Курра аль-Кибар аля ат-Табакат аль-Аасар», Шамс ад-Дин Мухаммад б. Ахмад аз-Захаби (умер в 673 г.х.). 8. «ад-Дурра аль-Мудыа фи аль-Кираат аль-Аимма ас-Саласа аль-Мардыйа», Шамс ад-Дин Мухаммад б. Мухаммад Ибн аль-Джазари (умер в 833 г.х.). 9. «Такриб ан-Нашр фи аль-Кираат аль-Ашр», Шамс ад-Дин Мухаммад б. Мухаммад Ибн аль-Джазари (умер в 833 г.х.). 10. «Аль-Будур аз-Захира фи аль-Кираат аль-Ашара аль-Мутаватира», Сираджуддин Умар б. Касим ан-Нашшар (умер в 900 г.х.). 11. «Итхаф Фудала аль-Башар би аль-Кираат аль-Арбаата Ашар», Ахмад б. Мухаммад аль-Банна Шихаб ад-Дин (умер в 1117 г.х.). 12. «аль-Кираат аль-Куранийа», Абд аль-Хади аль-Фадали.
|