Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разновидности отмены предписаний
В шариате существует четыре вида отмены религиозных предписаний: отмена одного коранического аята другим; отмена одного хадиса другим; отмена коранического аята хадисом; отмена хадиса кораническим аятом. Примером отмены одного аята другим является отмена высказывания Всевышнего «Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных». [495] Этот аят был отменен несколькими аятами из суры «ан-Ниса», в которых говорится о порядке наследования. А в достоверном хадисе, переданном Ибн Маджой со слов Анаса б. Малика, сообщается, что пророк, , сказал: «Воистину, Аллах отдал каждому то, что ему полагается, и нельзя составлять завещание в пользу наследников».[496] С отменой аята из суры «аль-Бакара» согласилось большинство мусульманских богословов, в том числе первосвященник мусульманской общины Ибн Аббас. Тем не менее, между ними были разногласия по поводу того, что именно аннулировало кораническое предписание: аяты о наследовании или хадис. Примером отмены одного хадиса другим является отмена предписания соединять пальцы рук в замок во время поясного поклона. Имам Муслим передал хадис со слов Алкамы б. Кейса и аль-Асвада б. Йазида о том, что они вошли к Абдуллаху б. Масуду. Они встали на намаз, и он встал между ними. Одного из них он поставил справа от себя, а другого – слева от себя. Когда они совершили поясной поклон и положили руки на колени, он ударил их по рукам, а затем сложил пальцы рук в замок и поместил их между бедрами. Когда же они завершили намаз, он сказал: «Так поступал посланник Аллаха, ». Аш-Шафии и целый ряд других богословов отмечали, что так намаз совершался в Мекке, а после переселения в Медину предписание соединять пальцы в замок во время поясного поклона и становится в один ряд с имамом, если молящихся – трое, было отменено. В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Мусаб б. Саад б. Абу Ваккас рассказывал, что он совершал намаз рядом с отцом и во время поясного поклона соединил пальцы рук в замок и поместил их между коленей, а тот ударил его по рукам. Когда же они завершили намаз, отец сказал ему: «Раньше мы поступали так, а затем нам было велено класть их на колени».[497] Примером отмены коранического аята хадисом является отмена 180-го аята суры «аль-Бакара» хадисом, рассказанным Анасом б. Маликом, о чем мы упомянули ранее. И хотя аш-Шафии, Ахмад и некоторые другие богословы считали этот вид отмены предписаний невозможным, многие правоведы считали его законным. Всевышний сказал: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались». [498] Следовательно, разъяснение коранических предписаний входило в обязанность пророка Мухаммада, , и является одной из задач пророческой Сунны. Более того, это разъяснение также было ниспослано Всевышним. В кораническом откровении говорится: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его». [499] А в достоверном хадисе, переданном Ахмадом и Абу Давудом со слов аль-Микдама б. Маадикариба, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Слушайте! Мне было даровано писание и столько же вместе с ним. Слушайте! Близко то время, когда сытый человек будет лежать на своем диване и говорить: «Вы должны придерживаться этого Корана. Считайте дозволенным только то, что вы находите в нем дозволенным, и считайте запрещенным только то, что вы находите в нем запрещенным. Слушайте же! Вам не дозволены ни мясо домашнего осла, ни всякий клыкастый хищник, ни то, что потерял немусульманин, заключивший с вами договор, если только хозяин потерянной вещи не нуждается в ней. А если путник остановился в гостях у людей, то они обязаны угостить его, и если они не угощают его, то он может отнять у них силой то, что соответствует его угощению».[500] Из всего сказанного следует, что Коран и Сунна являются откровениями и ниспосланы от Аллаха, и нет ничего невозможного в том, что одно откровение отменяет другое. Четвертой разновидностью отмены шариатских предписаний является отмена хадиса кораническим аятом. Примером этого является перемена киблы, которой поначалу был священный город Иерусалим. Мусульмане во время намазов обращались лицом в сторону Иерусалима как в Мекке, так и в первые месяцы после переселения в Медину, после чего это предписание было отменено, и правоверным было приказано поворачиваться лицом в сторону Заповедной мечети в Мекке. Передают, что Абдуллах б. Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, , совершая намаз в Мекке, поворачивался лицом в сторону Иерусалима так, что Кааба находилась прямо перед ним. Это продолжалось в течение шестнадцати месяцов и после переселения в Медину, а затем ему было велено повернуться лицом в сторону Каабы.[501] В другом хадисе, рассказанном аль-Барой б. Азибом, сообщается, что посланник Аллаха, , совершал намаз, поворачиваясь лицом в сторону Иерусалима, в течение шестнадцати или семнадцати месяцев, хотя он хотел обращаться лицом к Каабе. Затем Аллах ниспослал откровение «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону». [502] После этого он повернулся лицом в сторону Каабы, а неразумные иудеи стали говорить: «Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?» Скажи: «Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставаляет, кого пожелает, на прямой путь». [503] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[504] В завершение этой темы нам осталось сказать, что отмена коранических аятов происходила в трех формах. В первом случае предписание теряло силу, тогда как текст аята сохранялся в писании. Всевышний сказал: «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь». [505] Этот аят потерял свою юридическую силу и был отменен следующим высказыванием Всевышнего: «Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих». [506] Это подтверждается достоверным хадисом, рассказанным Убадой б. ас-Самитом, в котором сообщается, что пророк, , сказал: «Берите от меня! Берите от меня! Аллах уже установил для них иной путь! Если прелюбодеяние совершили те, кто еще не состоял в браке, то их следует высечь сто раз и выслать сроком на один год. Если же прелюбодеяние совершили те, кто уже вступил в брак, то их следует высечь сто раз и забросать камнями».[507] Во втором случае предписание остается в силе, а текст аята выпадает из текста Корана. В длинном хадисе, переданном имамом Маликом, сообщается, что по возвращении из паломничества в Медину Умар б. аль-Хаттаб обратился к людям с проповедью и сказал: «О люди! Для вас установлены необязательные предписания, и вам вменены в обязанность обязательные предписания. Вас оставили на ясном пути, которым вы будете следовать, если вас не введут в заблуждение люди, которые блуждают справа и слева от вас». Сказав это, он ударил одну руку об другую, а затем продолжил: «Остерегайтесь погибели, если вы откажетесь от аята о побивании камнями! Остерегайтесь говорить, что вы не находите в писании Аллаха двух мер наказания. Воистину, посланник Аллаха, , побивал камнями, и мы тоже делали это. Клянусь Тем, в Чьей длани находится моя душа! Если бы люди не стали говорить, что Умар б. аль-Хаттаб приписал аят к писанию Всевышнего Аллаха, то я записал бы в нем этот аят: «И мужчину, и женщину непременно забрасайте камнями». Поистине, мы читали его!»[508] Этот хадис подтверждается другим хадисом, переданным аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Аббаса, который мы процитировали в начале главы об отмене аятов и предписаний. В третьем случае текст аята выпадает из текста Корана, а соответствующее ему предписание аннулируется или заменяется другим. Примером этого является отмена аята о том, что молочное родство устанавливается после десяти кормлений. Имам Муслим передал хадис Аиши, в котором говорится: «В ниспосланных коранических откровениях говорилось: «Женщины становятся запретны после десяти известных кормлений». Затем эти аяты были отменены аятами о пяти кормлениях, и их продолжали читать вплоть до смерти посланника Аллаха, ».[509] Уместно добавить, что аяты о пяти кормлениях также были исключены из Корана, однако соответствующее им предписание осталось в силе. А поскольку срок между отменой этих аятов и кончиной пророка, , был очень коротким, некоторые из сподвижников узнали об этом только после того, как посланник Аллаха, , расстался с этим миром. А лучше всего об этом известно Аллаху!
|