![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При психологическом обследовании⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40
(для детей от 6 до 15 лет) (Черный В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. — Братислава, 1988. - Т. 2. - С. 215-216) При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблюдения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычного психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным проявлениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога — отметить характерные для ребенка особенности. Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей: 1)прямое наблюдение; 2)производные характеристики; 3)темы для беседы.
Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие характеристики ребенка: 1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда. 2. Характеристики речи — голос, темп, разговорчивость, произношение, словарь, вербальные реакции. 3. Общая подвижность — быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности. 4. Социальное поведение — установление контакта, изменения поведения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации). 5. Настроение — эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, 6. Поведение в ситуации решения задач (теста) — отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность. 7. Признаки невротической напряженности — движения рук, гримасы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.
Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личностные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная обстановка. В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, родители, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учителя, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опасения, страх, ситуации нагрузки.
Курс «Методика психологического исследования»
|