Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) Чувства и расположения — из созерцания Бога Совершителя всяческих






Бог есть Всемогущий, Благий и Праведный Совершитель всяческих, чего ради чаем воскре­сения мертвых и жизни будущего века. Изме­нится лицо неба и земли, и приимут суд все живущие по неложному обетованию Господа. Тогда начнется жизнь в истинном ее виде — вечная и неизменная. Нынешнее же бытие мира и тварей есть только начальное, пригото­вительное. Господь, все устрояющий, все ведет к предназначенному концу. Когда же все испол­нится, тогда Он произведет самым делом то, к чему все ведет: откроет славное Свое вечное Царство. Когда сие будет, не знаем; но знаем несомненно, что будет кончина мира, страшный суд, блаженство одним и мука другим. Итак...

аа) Ожидай второго пришествия Господня, то есть не только верь, что оно будет, но и будь готов встретить его на всякий день и час. Будь, по слову Господа, подобен рабам, ждущим Господа, но не знающим, когда придет Он. А потому и приготовляй всё, что считается не­обходимым к сретению Его, подобно мудрым девам, чтобы после не жалеть о неосмотри­тельности, и, желая того, молись: да приидет Царствие Твое!

бб) Не знаем, придет ли Господь в пределах нашей жизни, от сего часа до смерти, или, может быть, смерть наша упредит Его прише­ствие. Потому, не смея отстранять или отда­лять явления Господня далее настоящей ми­нуты, в которую думаем о сем, должны одина­ково иметь в виду и смерть, быть к ней гото­выми и приготовляться к тому событию, ког­да не Господь к нам придет, а мы будем позва­ны пред Него воздать все по достоянию. Ожи­дание сие, впрочем, не противно ожиданию Господа, а в существе своем одно и то же, или есть как бы некоторый вид его. И оно должно быть так же непрестанно, так же несомненно, так же бодренно. Сию или следующую мину­ту придет смерть и покончит все наше.

вв) Безвестен час, но не безызвестно, что будет. Помни же то, что будет, непрестанно: смерть, суд, рай, ад. Ибо случись только одна смерть, за нею тотчас последует и все осталь­ное и притом с такою резкою решительностью, что уже и на всю вечность будет так, как бу­дет положено тут. Может быть, все сие будет сейчас, в мгновение ока. Напиши же в мысли твоей сие и созерцай каждое мгновение, ибо созерцаешь или не созерцаешь, оно уже будет так.

гг) Если так нечаянно все может изменить­ся, и может настать такой вид бытия, в коем ничто из предлежащего не получит участка; если там истина нашей жизни, а здесь только начало, приготовление, то не запасайся мно­гим: будь как странник... Это обязывает жить на земле как на чужой стороне. Не то сие зна­чит, чтобы ничего не иметь, ничего не приоб­ретать, а то, чтобы сколько бы чего ни приоб­рел, сколько бы чего ни пришло: чести, славы, богатства — не прилагать к тому сердца, а дер­жать его в будущем своем отечестве... Все здеш­нее пусть будет как чужое, как не родное. Не отвергай того, не презирай, но и принимай как чужое, как тяготу некоторую, боля сердцем, что живешь не на своей родине, и искренно желая и молясь скорее прейти в свое вечное жилище. Так, обращаясь к последнему концу всего, благочестивый христианин ждет Господа, го­товится к смерти, помнит последнее и живет на земле как странник.

Вот весь порядок благочестивого настрое­ния духа в христианстве:

Христианин восходит к Богу:

Познанием своего окаянства и познанием Гос­пода приходя к вере в Него, из сей веры при­емлет упование спасения и дает самоотвержение, приемлет мир с Богом и дает покаяние, приемлет чувство отчей любви и дает рев­ность действовать по воле Его, во славу Его.

Живет в Боге:

Восшедши таким образом к Богу и утвердив­шись в общении с Ним, ходит пред лицом Его в богоугождении и горении духа, хвалебно радуется о Нем, Боге Всесовершеннейшем, благоговейно падает пред Его беспредельным величеством и в изумлении погружается в Его непостижимой беспредельности.

И пребывает в Божественном порядке:

Пребывая же таким образом в Боге, благого­вейно чтит и Божественный порядок бытия и жизни. Чувствуя, что он весь есть Божий, по­корствует Богу в сознании полной зависимо­сти от Него; сознавая, что все его есть Божие, он благодарит за то, благодушествует, тер­пит, довольствуется; веруя, что все будущее от Бога же, он предается Богу, успокояется в Нем и, надеясь, молится; уверенный, что бу­дет конец всему, он ожидает его, готовится к смерти, помнит последнее и содержит себя странником на земле.

Так резко обозначаются три отдела чувств и расположений, выражающих благочестивое настроение духа и составляющих христианс­кие обязанности к Богу. Очевидно, что цель всего — жизнь в Боге, восхождение же к Богу и пребывание в порядке Его суть средства, как бы два столпа, на коих утверждается та жизнь. Не так, однако ж, должно понимать сие соот­ношение, будто здесь есть иное нужное, а иное ненужное. Нет, тут все существенно необходи­мо в целом устройстве, и отъятие чего-нибудь есть ущерб для целого. Здесь так все связано, что малое расстройство расстроивает все. Как наше тело, отними у него соки, умрет и, отни­ми нервы, тоже умрет, так и здесь все нужно. Ничего потому не пренебрегая, молиться дол­жно усердно: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей\


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал