Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Маркетинговая концепция управления туристическими регионамиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Уважаемые, студенты! Самостоятельно изучите материал и подготовьтесь к тестированию по данным темам. ТЕМА 1. МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИМИ РЕГИОНАМИ В рамках рыночной экономики маркетинг выступает ключевой концепцией управления всеми областями и сферами жизни людей. В свою очередь, концепция маркетинга – это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия развития фирмы, территории, человека. В постиндустриальный период вырабатывается интегрированный подход к маркетингу, что подразумевает ориентированность и на продукт, и на потребителя – то есть продукт и потребитель должны «создаваться» в одно и то же время. Потребитель должен получать продукцию для удовлетворения своих нужд, которые он еще не в полной мере осознал. Индустрия гостеприимства, в силу ярко выраженного индивидуального подхода к потребителю, достаточно легкой варьируемости своего продукта, представляет собой перспективную сферу для реализации данного маркетингового подхода. Вместе с тем, на сегодняшний день в управлении и предпринимательстве используется латеральный маркетинг, подразумевающий принятие управленческих решений посредством оригинального творческого мышления, в отличие от традиционного (вертикального) маркетинга, предполагающего последовательное и логическое мышление). Латеральный маркетинг может быстро переориентироваться на другие категории товаров и услуг, стимулируя перемены, а также он не отбрасывает альтернативы, которые могут привести к новой концепции. В свою очередь, холистический маркетинг подразумевает активную командную работу. Таким образом, современный маркетинг должен быть интегрированным и главное - холистическим и латеральным, то есть он должен превратиться в философию компании. Под маркетингом туристских территорий понимается деятельность, предпринимаемая для целенаправленного формирования и продвижения имиджа туристской территории и ее территориального туристского продукта на внешние и внутренние рынки. Важны ответы на вопросы: · Каким должен быть территориальный продукт · Каким потребителям его надо предлагать · Какими методами следует продвигать территориальный продукт Территория – ограниченная часть поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и др. признаками. В свою очередь географическое положение характеризуется взаимоотношениями объекта с окружающей средой. Географическое положение рассматривается по двум направлениям: · Географическое положение как фактор развития туризма (подразумевает выявление и анализ реальных и потенциальных связей для определения их воздействия на развитие туризма, его специализацию, особенности организации и технологии) · Географическое положение как условие развития туризма (страноведение) В рамках маркетинга территорий, территория рассматривается как: · Объект продвижения · Специфический маркетинговый продукт, успешное продвижение которого позволяет достичь благосостояния его жителей и удовлетворить потребности людей иных регионов, использующих предлагаемые территорией блага (климат, ландшафт, лечебные факторы и т.п.) в целях отдыха и рекреации. Региональный маркетинг представляет собой систему мер по привлечению в регион новых субъектов хозяйственной деятельности. Сверхзадачей регионального маркетинга выступает выявление местных преимуществ региона, их усиление и создание новых для привлечения в регион субъектов хозяйственной деятельности, способных повысить благосостояние его жителей. Региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезными для потребителей. Для предпринимателей – это близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы, условия деятельности; для туристов – достопримечательности, климатические условия, возможности для отдыха; для инвесторов – обработанность процедур купли-продажи собственности и земли, доходность и безопасность вложений, возможность вывоза прибыли за границы региона и пр. Т.о. региональный маркетинг – это маркетинг, товаров, услуг, предприятий, достопримечательностей региона, направленный на их продвижение как за пределы территории, так и внутри нее. Маркетинг региона — это деятельность, осуществляемая в интересах регионального развития, в результате которой создается, поддерживается или изменяется отношение к региону со стороны целевых рынков и широких кругов потребителей. Маркетинг региона базируется на активном использовании природных, материально-технических и финансовых ресурсов региона, а также на возможностях их реализации и воспроизводства. Этапы методики проведения комплексного маркетингового исследования состояния туристского рынка в регионе: измерение величины и характеристик туристских потоков, существующих в туристском регионе 1.выделение из всего въезжающего туристского потока туристов с определенными целями и их изучение (особые потребности) 2.определение предпочтений (требований) туристов 3.исследование туристского предложения для определения сегментов в туристском регионе 4.сегментирование потребителей 5.выделение приоритетных направлений деятельности по развитию туризма на государственном и муниципальном уровне, а также в отдельно взятой организации туризма 6.трансформирование программных мероприятий по развитию туризма в регионе в комплекс методических рекомендаций по совершенствованию деятельности как всей отрасли в целом, так и отдельно взятой организации 7.оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от предложенных программных мероприятий. Основными целями маркетинга туристского региона являются: · повышение конкурентоспособности расположенных в регионе организаций индустрии туризма и организаций смежных с туризмом отраслей · усиление степени идентификации жителей со своей территорией постоянного проживания (формирование «сервисной ментальности») · ограниченное привлечение в регион новых потребителей и диверсификация производителей товаров и услуг (пропускной потенциал территории) · создание положительной репутации, высокого уровня известности на туристском рынке. Услуги региона, согласно определению Ф. Котлера, представляют собой объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений, производимые на региональном уровне. Территориальный (региональный) маркетинг — это маркетинг товаров, услуг, предприятий, достопримечательностей региона, направленный на их продвижение как за пределы территории, так и внутри ее. Маркетинг региона является важнейшей частью региональной экономической политики. Виды маркетинга территории: · маркетинг имиджа территории · маркетинг туристской инфраструктуры · маркетинг территориального туристического продукта · маркетинг достопримечательностей · маркетинг персонала В систему маркетинга туристских территорий входят: · изучение конъюнктуры туристского рынка и динамики спроса на туристские продукты и услуги региона; · прогноз динамики туристских потоков; · определение емкости регионального туристского рынка; · прогноз роста спроса на туристские продукты и прогноз потребностей покупателей; · прогноз туристских расходов; · анализ динамики цен на туристские продукты и услуги; · планирование ассортимента туристских продуктов и услуг; · формирование программ продвижения регионального туристского продукта. В свою очередь, целями маркетинга туристских территорий, влекущими внедрение комплекса мероприятий, ориентированного на создание благоприятной региональной туристской среды, выступают следующие: привлечение туристов и рост их прямых и косвенных расходов, сглаживание сезонных колебаний, расширение территориального охвата, а также стимулирование развития новых видов туризма и кризисное регулирование туристской территории. Отсюда, основными стратегическими направлениями регионального маркетинга выступают: · создание и сохранение в социально-экономическом пространстве региона объективных и субъективных условий для конкуренции; · повышение конкурентоспособности товаров, услуг и предприятий-производителей; · диверсификация существующих предприятий, ориентированных на производство товаров и услуг на основе инновационных технологий; · формирование социально-привлекательного имиджа территории · учитывание зависимости объема реализации туристских услуг от природно-климатических условий. Практический маркетинг туристских территорий нацелен на решение следующих задач: · обоснование необходимости производства продуктов и услуг путем выявления существующего или потенциального спроса; · организация научно-исследовательских разработок по формированию конкурентоспособных продуктов и услуг, отвечающих потребностям; · координация и планирование производственной, сбытовой к финансовой деятельности предприятий региона; · совершенствование методов сбыта и продвижения регионального туристского продукта; · регулирование и направление всего регионального развития для достижения максимальной удовлетворенности потребителей и повышения благосостояния жителей региона. В качестве объекта управления территориального маркетинга предполагается рассматривать территориальные хозяйственные комплексы (ТХК). Территориально-хозяйственный комплекс - это комплекс взаимодействия территориальных, социальных, природных и экономических систем. Он представляет собой совокупность социальных, экономических и экологических систем, глубоко взаимоувязанных человеческой деятельностью, направленной на воспроизводство необходимых условий жизнедеятельности при разумном использовании и сохранении окружающей среды. К территориально-хозяйственному комплексу могут быть отнесены любые территориально-административные образования, существующие по принципу местного хозяйства. Своеобразным ТХК является территориальный туристско-рекреационный комплекс (ТТРК), исходя из того, что туризм и рекреация основаны на интегрированном использовании экономического потенциала многих отраслей общественного производства, таких, как торговля, транспорт, здравоохранение, культура, образование и др. Успешное функционирование подобных комплексов зависит от формирования системы стратегического управления, которое позволит создать эффективный механизм хозяйственного управления единым ТТРК, сбалансировав деятельность всех отраслей, подчиняя их функционирование главной цели - удовлетворению туристских и рекреационных потребностей населения. Необходимость использования такой пространственно-территориальной единицы связана с обеспечением условий рационального использования социальных, экономических, природно-ресурсных и иных потенциалов. Туристско-рекреационный район (регион) - это территория, сформированная туристским и рекреационным спросом, обладающая туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры и отличающаяся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации. Категория «территориально-хозяйственный комплекс» не является принципиально новой, так как она в значительной степени связана с достаточно хорошо изученными категориями «территориально-производственный комплекс» (ТПК) и «природно-территориальный комплекс» (ПТК), а также «социальный ареал» (СА). Территориально-производственный комплекс — это группа предприятий и учреждений, выполняющих определенную народно-хозяйственную функцию и объединенных помимо производственных связей совместным использованием территорий и трудовых ресурсов, находящихся на этой территории, а также производственной инфраструктуры (сооружений, зданий, транспортных систем, прямо не относящихся к производству материальных благ, но необходимых для процесса производства). Все вместе они представляют собой часть единого народно-хозяйственного комплекса страны. При этом обычно сохраняется специализация, основанная на ведущем природном ресурсе территории. Взаимосвязанная совокупность территориально-производственных комплексов составляет региональный ТПК, который служит основой для формирования экономического района. В то же время не все регионы можно в полной мере отнести к туристским, так как туристский регион является регионом отраслевым и функциональным. Наличие условий, которые в дальнейшем могут стать туристскими ценностями и продуктами, не означает, что подобный регион может быть автоматически причислен к туристским регионам. В этом случае можно говорить о зонах потенциального развития туризма. Для того, чтобы такие зоны стали туристскими регионами, прежде всего необходимо сформировать туристское предложение и туристский спрос на основе глубокого и системного исследования рынка туристских и рекреационных услуг, что является главной целью маркетинга туристской территории. Туристский регион как отдельный сегмент пространства имеет огромное информационное и образовательное значение - в этом его главная ценность как для потребителей туристских услуг, так и для их разработчиков и производителей. Без глубокого системного подхода невозможно эффективно исследовать элементы и особенности туристского региона, сформировать концепцию и стратегию его развития, разработать имидж территории. Разработка эффективной системы стратегического управления региональными туристско-рекреационными комплексами требует глубоких знаний в области отраслевого районирования и учета специфики современной отечественной системы туристских районов, сформировавшейся на основе системы рекреационных зон. В современной науке под туристской зоной понимается территория, на которой развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности. Туристская зона – это территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, а также другие объекты и услуги; часть национальной территории, на которой имеются два или более центров по приему туристов не менее, чем на 5000 мест проживания. В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, т.е. туристское предложение, включающее такие элементы как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, фестивалей, отдых (активный и пассивный), посещение сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, а также питание, размещение, транспорт, услуги гида и пр. Прогрессивным является создание туристских продуктов, рассчитанных на разные сегменты рынка. Туристское зонирование тесно связано с социально-экономическими и экологическими факторами. Создание туристских рекреационных зон и связанных с ними полноценных туристских маршрутов, ориентированных на разные категории туристов, позволит обеспечить полный комплекс услуг для туристов – транспортная доступность, проживание, обслуживание (справочно-информационное, экскурсионное, досуг и развлечения, торговля сувенирами, бытовые услуги, питание, здравоохранение и т.д.). Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово «регион» (от лат. regio) означает страну, край, область. Синонимом понятия «регион» является «район» (более универсальный термин). Понятие «регион» чаще используют для обозначения наиболее крупных геополитических, экономико- и физико-географических территориальных таксонов (групп объектов, связанных общностью свойств и признаков). Само это понятие является довольно абстрактным и предполагает, что его конкретизация осуществляется при выделении определенных типов регионов. В этой связи «регион» — понятие, скорее, типологическое. Так, с учетом специализации выделяют промышленные, сельскохозяйственные, туристско-рекреационные регионы и пр. Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, располагающую большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления, которые продаются туристу или группе туристов производителем услуг. Таким образом, туристский регион - это и цель путешествия, и туристский продукт, и конкурентоспособный субъект, который должен управляться как стратегическая коммерческая единица. Наиболее общим понятием, включающим в себя как понятие туристского региона, так и туристских объектов, является понятие «туристское пространство». Данный термин можно рассматривать как с географической, так и с экономической точки зрения, однако для данного исследование важно понимание «туристского пространства» с точки зрения региональной экономики. В свою очередь под экономическим пространством понимается насыщенная территория, вмещающая множество объектов (населенные пункты, предприятия промышленности, инфраструктуру и пр.) и связей между ними. Иными словами, туристское пространство – это экономическое пространство, характеризующееся множеством объектов и субъектов деятельности, специализирующихся на туризме и рекреации. Туристское пространство с точки зрения туристики как сектора экономики это – совокупность регионов, в которых формируется спрос на туристские продукты, в которых удовлетворяется спрос и которые выполняют роль связующего звена между ними. Данные территории имеют свои роли и функции в едином процессе формирования и удовлетворения спроса на туристско-рекреационные продукты и услуги. ВТО выделяет 6 туристских макрорегионов мира: · Европа · Америка · Юго-Восточная Азия и Океания · Африка · Ближний и Средний Восток · Южная Азия Внутри макрорегионов выделяют туристические субрегионы (страны или группы стран), далее – туристические районы (зоны или субзоны), туристические центры (города, природные объекты, местности, достопримечательности и т.п.) Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще и еще раз: жилье, место, ландшафт и экскурсии. В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Президентом РФ в 1996 г., регион определяется как часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов. С точки зрения экономической науки выделение регионов осуществляется с позиций административного и экономического управления, места в территориальном разделении труда, особенностей функционирования рынков труда, товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем. Деление территорий на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями и, следовательно, всегда является целевым и проблемно-ориентированным. В последние годы получило развитие проблемное экономическое районирование, которое позволяет наиболее полно осуществлять государственное регулирование территориального развития различных типов проблемных регионов (слаборазвитых, депрессивных, кризисных, приграничных). Функции туристского региона: · предложения (выражает зависимость объекта туристских услуг от числа организаций в регионе, их доходов и финансовой стратегии) · спроса (показывает зависимость платежеспособности всех субъектов регионального рынка от уровня их доходов и цен) · активности (характеризует трудовую активность населения региона, его мотивацию и ориентированность) · социализации региона (выступает в форме как внутренней, так и внешней функции. Внутренняя функция выражается в приоритетном развитии какой-либо одной или нескольких отраслей региональной экономики, имеющей доминирующее значение в региональном хозяйственном комплексе. Внешняя функция региона определяется тем объемом и структурой производства товаров и услуг, которые пойдут не только на удовлетворение внутрирегиональных потребностей, но и на их реализацию в других регионах страны) · регионального управления (воспроизводство региона как социально-экономической системы) · хозяйственная (обеспечение устойчивого развития региона, эффективного использования производственного и научного потенциала, создание в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также его инвестиционной привлекательности) · демографическая (обеспечение полной занятости населения, активизация социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения и формирование трудового потенциала региона) · экологическая (решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижением материалоемкости производства, очисткой сточных вод и т.д. Значение борьбы за чистоту окружающей среды важно, т.к. от этого зависит качество и условия жизни населения) · социальная (обеспечение высокого уровня жизни местного населения региона путем полной занятости, жилищного строительства, проведения различного рода социальных программ) Характерные черты функционирования туристических регионов: · сезонность · неоднозначность туристического пространства · специализация Для того, чтобы потенциальные туристические зоны стали туристическими регионами надо сформировать туристическое предложение и туристический спрос на основе глубокого и системного исследования рынка туристско-рекреационных услуг, что и является главной целью маркетинга туристских территорий ради обеспечения конкурентоспособности. В основе типологии регионов лежит их классификация по ряду признаков. По уровню экономического развития: · высокоразвитые регионы; · развивающиеся регионы; · слаборазвитые регионы. По текущему состоянию экономики, финансов, социальной сферы, природной среды: · успешно развивающиеся регионы, взявшие на вооружение рыночную модель хозяйствования; · кризисные регионы, где в критическом состоянии находятся отдельные отрасли или хозяйственные сектора; · депрессивные регионы, где депрессией охвачены весь народно-хозяйственный комплекс либо его отдельные отрасли или производства. По природно-географическим и геополитическим характеристикам: · экстремальные и природно-климатические зоны; · приморские регионы; · приграничные регионы; · регионы, отдаленные от основной территории страны. Типология регионов дает возможность выстроить грамотную региональную политику, более полно оценить возможности региона, а также его слабые стороны. Для выработки эффективных управленческих решений целесообразно выделить тактическую и стратегическую типологии регионов. Тактическая типология выделяет: · «опорные», или хорошо развитые, регионы в основном с экономической точки зрения; · «самообеспечивающие» регионы (в данном случае учитываются особенности участия региона в формировании рыночных отношений); · «финансово-стабильные» регионы; · «нестабильные» (прежде всего с социально-экономической точки зрения) регионы. Стратегическая типология выделяет: · старопромышленные регионы; · регионы переходного типа; · регионы осваиваемого типа. Вместе с тем рекомендуется проводить типологию регионов для выделения основных направлений государственного регулирования регионального развития. В этом случае выделяют четыре типа регионов: · традиционно-отсталые; · депрессивные, в том числе старые (дореформенные) и новые · традиционно-развитые (индустриальные, аграрные, рекреационные и др.); · регионы, имеющие ресурсы федерального значения или программно развивающиеся.
|