Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Комплекс маркетинга туристской территории ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Среди всех видов туризма важнейшую социально-экономическую роль приобрел туризм, ориентированный на рекреацию — на восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Для рекреационно ориентированного сектора экономики природные ресурсы, получившие в экономике название «природные рекреационные ресурсы», имеют решающее значение, так как от их количества и качества зависят тип рекреационных услуг и специализация туристско-рекреационных комплексов в целом. В научной литературе подробно описаны отдельные виды рекреационных ресурсов, которые в зависимости от типа местности называют туристскими или курортными. Всемирная туристская организация предложила все ресурсы, разделить на семь больших групп: 1.природные богатства; 2.энергетические богатства; 3.человеческий фактор (с точки зрения демографических данных и аспектов культуры); 4.институциональные, политические, юридические и административные аспекты; 5.социальные аспекты, особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха; 6.различные блага и услуги, транспорт, связь, инфраструктура сферы отдыха и развлечений; 7.экономическая и финансовая деятельность. Такая группировка ресурсов позволяет наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктов на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный. Характеристиками туристско-рекреационных ресурсов выступают: · Не безграничность · Наличие потенциального запаса (определенного объема) · Время использования · Условия эксплуатации · Стоимость · Требуют охраны Особая роль, несомненно, принадлежит природным pecурсам, которые в первую очередь формируют туристско-рекреационную специализацию региона. Природные ресурсы с точки зрения их происхождения — это сумма всех физических, биологических и энергоинформационных ресурсов, использование которых зависит от рекреационного спроса и специализации региона. Принятые в экономике природопользования классификации основаны на двойственном характере понятия «природные ресурсы», отражающего их природное происхождение, с одной стороны, и экономическую значимость, с другой стороны. С точки зрения экономики природными ресурсами являются элементы и силы природы, которые могут использоваться в производственной и непроизводственной сфере для удовлетворения потребностей людей. Общественная полезность природных ресурсов положительно или отрицательно изменяется в результате трудовой деятельности человека. Среди многочисленных функций природных ресурсов как средств производства большую актуальность приобретает их использование в качестве средств восстановления духовных и физических сил человека. Многие природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом. Природные рекреационные ресурсы можно классифицировать следующим образом: По происхождению; По видам рекреационного использования; По скорости исчерпания (быстро исчерпаемые, медленно исчерпаемые, неисчерпаемые); По возможности самовосстановления и культивирования (возобновимые, относительно возобновимые, невозобновимые); По возможности восполнения (восполнимые и невосполнимые); по возможности замены одних ресурсов другими. Вовлечение природных ресурсов в процесс рекреационной деятельности может быть различным по характеру: восприниматься зрительно (пейзажи, экскурсионные объекты); использоваться без прямого расходования; непосредственно расходоваться при рекреации. Классификацию природных рекреационных ресурсов можно схематично представить следующим образом: Физические рекреационные ресурсы — это все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и термальные). Биологические рекреационные ресурсы — это все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические и флористические. Энергоинформационные рекреационные ресурсы представляют собой специфические поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое состояние человека. Этот тип ресурсов является основой развития культурного, сенситивного и религиозного туризма. Все природные рекреационные ресурсы — физические, биологические и энергоинформационные, органически объединенные между собой и неразрывно связанные потоками вещества и энергии, формируют комплексные рекреационные ресурсы, или ресурсы природно-территориальных рекреационных комплексов, которые подразделяются на природно-континентальные и природно -аквальные. Прямые рекреационные ресурсы – те тела и силы природы, которые непосредственно способствуют восстановлению и развитию физических и духовных сил человека (геоморфологические, климатические, гидрологические, энергоинформационные, флористические, фаунистические и комплексные). Опосредованные рекреационные ресурсы – оказывают влияние на формирование прямых ресурсов (геологические, почвенные, частично геоморфологические, энергоинформационные, флористические и фаунистические). Комплексные природные рекреационные ресурсы – сочетание всех природных рекреационных ресурсов, неразрывно связанных между собой потоками вещества и энергии, имеющих медико-биологическую, психоэстетическую и научную ценность для восстановления духовных и физических сил человека. Только при условии сочетания природных рекреационных ресурсов, собранных в одном регионе или на одной территории, можно отнести эту местность к разряду рекреационных или рассматривать как единый комплексный природный рекреационный ресурс. Чем более разнообразны рекреационные ресурсы, тем выше рекреационный потенциал региона и возможности его экономического развития. Особая роль в повышении ценности территории и ее рыночной стоимости принадлежит туристско-рекреационным ресурсам территорий. Туристско-рекреационные ресурсы территорий — это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории. Сюда входят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные и видеоэкологические характеристики; социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования. Кроме того, туристские ресурсы принято условно разделять на естественные (природного происхождения) и искусственные (созданные в результате человеческой деятельности). Динамичное развитие туризма и рекреации нуждается в развитии и тех и других ресурсов, поскольку даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра. Следовательно, для формирования полноценной туристской территории нужна целенаправленная и планомерная деятельность всех заинтересованных сторон. В свою очередь, рациональная и эффективная деятельность по формированию туристской территории (центра) невозможна без глубоких исследований в области оценки туристско-рекреационного потенциала территории, так как прогнозирование емкости туристских территорий позволяет определять предельно допустимые нагрузки и разрабатывать на этой основе мероприятия по экологической защите территорий и воспроизводству утраченных ресурсов. Подобные мероприятия составляют основу успешного развития туристского бизнеса и являются исходным базисом для производства территориального туристского продукта и планирования приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе. Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки: 1) количественная оценка ресурсов; 2)оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов; 3)оценка возможностей использования ресурсов. Кадастр (от франц. cadastre — реестр) — систематизированный свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывных наблюдений над объектом (земля, воды, леса и др.). Кадастр туристских ресурсов — это обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Основной целью создания кадастра является выявление путей наиболее эффективного использования всех предпосылок и условий развития туризма в различных регионах. Для этого в кадастре Процесс оценки туристско-рекреационных ресурсов состоит из следующих этапов: выделение объекта оценки; выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка; формулирование критериев оценки; разработка параметров оценочных шкал. Шкалы показывают оценочные отношения между объектом и субъектом оценки. Шкалы могут иметь 3—4 или 5 — 6 ступеней оценки. Каждая ступень является показателем интенсивности взаимодействия свойства данного объекта с состоянием субъекта. Интенсивность взаимодействия может изменяться от незначительной до сильной. Например, шкала оценки предпосылок для рекреации состоит из пяти ступеней, каждой из ступеней соответствует определенная градация: наиболее благоприятные; благоприятные; умеренно-благоприятные; малоблагоприятные; неблагоприятные. Методики, применяемые для оценки туристско-рекреационных ресурсов, разнообразны. Рассмотрим некоторые из них. При исследовании природных рекреационных ресурсов используют следующие оценки: медико-биологическая, психолого-эстетическая, технологическая и интегральная. Медико-биологическая оценка отражает влияние природных факторов на организм человека. Ведущую роль здесь играет климат. Разработан целый ряд методик, позволяющих оценить комплекс климатических факторов с учетом их влияния на состояние здоровья людей, что позволяет проводить районирование территорий по степени благоприятности климатических условий и широко использовать климатолечение. Психолого-эстетическая оценка отражает степень эмоционального воздействия природного ландшафта и его компонентов на человека. Особое воздействие оказывают достопримечательности, памятники истории, культуры и архитектуры, находящиеся на туристской территории. Методики такой оценки обычно сложны ввиду многообразия параметров и субъективности критериев оценки. Однако работы в данном направлении активно проводятся. Например, в США исследуется распределение туристов по участкам национальных парков. Результаты этих исследований показали, что наиболее высокий и притягательный эффект имеют краевые зоны (пограничные полосы между двумя средами: вода— суша (сильный эффект), лес —поляна (средний эффект), холм— равнина (слабый эффект). Среди других методов психолого-эстетической оценки в последнее время исследуется степень экзотичности и уникальности. Экзотичность определяется как степень контрастности места отдыха по отношению к месту постоянного проживания, а уникальность — как степень неповторимости объектов или явлений. Технологическая оценка позволяет оценить пригодность территории для определенного вида туризма или рекреации, а также возможности ее инженерно-строительного освоения. Заключительным этапом оценочной работы является вывод интегральной оценки и выбор формы оценки. Обычно используют две взаимозаменяемые формы: качественную и балльную. Сильной стороной качественной оценки является то, что она позволяет логически обосновать оценочные признаки. Такой подход способствует лучшему обоснованию балльных оценок, отличительной чертой которых являются краткость выражения, наглядность и возможность сопоставления. Планирование и практическое осуществление маркетинговой деятельности опирается на комплекс маркетинга, который среди зарубежных исследователей называется принципом «четырех Пи» («4P»). Комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. «Четыре Пи» — это четыре составляющие комплекса маркетинга: product — товар, продукт, набор изделий или услуг, которые фирма предлагает целевому рынку; price — цена, денежный эквивалент, который оплачивает потребитель; place — дословно: место; в данном контексте: методы распространения (сбыта), возможная деятельность, благодаря которой продукт становится более доступным для целевых покупателей; promotion — стимулирование (продвижение), возможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждение целевых потребителей покупать этот товар. В настоящее время сформировалось представление об элементах комплекса маркетинга регионов, которое наиболее полно представлено в работах российского маркетолога А. Панкрухина. Он рассматривает базовые элементы комплекса маркетинга региона как «четыре кита» территориального маркетинга. «Четырьмя китами» маркетинга территорий являются: - территориальный продукт; - цена территориального продукта; - размещение, распределение территориального продукта; - продвижение территории. Территориальный продукт – ассортимент, количество и качество ресурсов территории, востребуемых ее потребителями: географическое положение, население (персонал), качество жизни, инфраструктура, способность работать с высокими технологиями, сырьевые ресурсы, уровень деловой активности, доступ к «дешевым» деньгам, уровень развития сферы поддержки бизнеса рекламного рынка, аудита, паблик рилейшнз и т.д. Для туристов ценность отдыха и путешествий – это полезность товаров и услуг, которые могут удовлетворить в этот период их потребности. Именно полезность регионального туристского продукта (климат, ландшафт, качество услуг и т.п.) определяется как его потребительная стоимость. Совокупность потребительных стоимостей представляет собой продукт вложенного в туризм труда. Степень полезности туристического продукта определяется потребителем субъективно. Таким образом, территориальный туристский продукт представляет собой совокупность потребительских стоимостей с туристским и рекреационным эффектом, существующих в форме конкретных продуктов и услуг, которые произведены и имеются в наличии в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде. Его особенностью является то, что он не вывозится из страны, а реализуется в ней. Цена территориального продукта – это затраты, которые несут потребители услуг территории. Для жителей – это стоимость жизни, уровень доходов и социальных льгот, стоимость конкретных товаров и услуг на территории; для туристов – стоимость путевок, величина суточных карманных расходов; для корпоративных потребителей на предварительном этапе – транспортные расходы, питание и проживание групп экспертов и руководителей компании, время и усилия, необходимые для получения информации, стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования, подготовка площадки, строительство и т.п. Особую роль играют налоговые льготы и освобождения, правила раздела продукции и вывоза прибыли, а также степень комфортности пребывания компании в городе. Распределение территориального продукта – это размещение материальных ресурсов, кадров либо потребителей, высокоинтеллектуального потенциала, возможность современных информационных технологий, сетевых и виртуальных организационных структур в регионе. Продвижение территории – это рекламная и пиар-кампании, включая определение адресатов и каналов продвижения информации, ее оптимальных форм, носителей, объемов, временных режимов ее предъявления.
|