Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа над ошибками⇐ ПредыдущаяСтр 108 из 108
Закончилась наша " экзаменационная сессия", пора подводить итоги. Ошибка, которая встречается чаще всего: мнение о том, что с помощью приемов или без них, но фантазирование - дело достаточно простое. Да, простое - теперь, когда мы изучили десятки приемов развития фантазии и познакомились с самыми фантастическими изобретениями и открытиями писателей и ученых! Но простота эта кажущаяся, и я в этом не раз убеждался, разбирая ответы и сравнивая их с контрольными решениями. Многие дают на задачи вовсе не те ответы, какие можно найти в литературе по РТВ. Что ж, это замечательно - если задача действительно имеет неоднозначное решение. А если решение единственное? Вот письмо Евгения П. Евгений предлагает свое решение задачи об измерении площади страны на карте. Зачем использовать такой сложный метод, как вырезание страны по контуру и взвешивание? А если дома нет точных весов? По мнению Евгения, есть способ, куда более простой. Нужно разложить карту на столе, мелкими гвоздиками обозначить контуры границы, а потом по этим гвоздикам-вешкам протянуть нить. Иными словами, измерить поточнее не площадь страны, а длину ее границы. Потом эту нить снять и сложить из нее прямоугольную фигуру. А площадь прямоугольника измерить ведь трудностей не составляет - нужно всего лишь умножить длину на ширину, это и в школе проходят. И не нужно сложностей, лишняя фантазия приводит к лишним затратам усилий… Было бы все так просто в жизни! Ошибка достаточно типична, потому я и привел этот пример. Когда начинаешь фантазировать, бывает, что забываешь о том, что учил в школе. Полет фантазии необходим, но нужно и с землей связь поддерживать… На самом деле, ведь сама-то задача возникла потому, что НЕЛЬЗЯ измерить площадь сложной фигуры, измерив длину ее периметра. Площадь такой фигуры вовсе не равна площади прямоугольника с таким же периметром, и это тоже - предмет изучения на школьных уроках математики. Для того, чтобы измерить длину границ государства, не нужно, кстати, прибивать карту к столу гвоздиками, достаточно купить в магазине простенький прибор, называемый курвиметром. Но для измерения площадей пока (и это действительно так!) не придумали такого же простого способа. Вот и приходится включать фантазию и… взвешивать карту. Предлагали читатели и свое решение задачи о движении воздуха под потолком заводского цеха. Напоминаю контрольный ответ: нужно запустить под потолок мыльные пузыри, которые будут двигаться по ветру и показывать, куда устремляются воздушные потоки. Анатолий М. предложил иное решение: нагревать воздух до такой степени, чтобы его движение стало видно невооруженным глазом, как становятся видимыми струи теплого воздуха в жаркий летний день. Неплохая идея, но… Во-первых, она противоречит условию (напоминаю: в условиях задачи нельзя менять НИЧЕГО), а во-вторых, требует дополнительного и сложного оборудования. А ведь главное условие хорошей работы фантазии - стремление к ИКР, идеальному конечному результату: как получить нечто, делая для этого как можно меньше! Мыльные пузыри - самый простой, самый красивый и самый точный из всех предложенных методов. Кстати, именно по этой причине автор изобретения и получил в свое время свидетельство. А вот с задачей о подсолнухах многие не справляются. Мало кто отвечает так, как нужно: подсолнух смотрит на солнце вовсе не всегда, а лишь на отдельных этапах своей жизни. Прием-то нужно использовать простой: разделение во времени. Но никто не решается использовать именно этот прием. Почему? Психологическая инерция: нас ведь с детства приучили думать, что подсолнух смотрит на солнце всегда… Итак, мы завершили первое знакомство с курсом РТВ - развития творческой фантазии. Теперь вы можете приступить к более углубленным занятиям ТРИЗ - теорией решения изобретательских задач. Полученные навыки вам наверняка помогут. Желаю успехов!
|