Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая социализация






Каким образом индивиды усваивают установки, верования и цен­ности, в соответствии с которыми они воспринимают политические объекты? Как им удается играть политические роли, будь то роли избирателя, члена группы интересов, активиста радикальной партии, политтехнолога или законодателя? Иными словами, в результате каких процессов индивиды овладевают образцами политического поведения? Из данных вопросов закономерно вытекают и другие, не менее важные. Например, существуют ли общие закономерности, определяющие усвоение этих образцов во всех странах или же в различных частях общества отдельной страны? Наконец, есть ли различия в овладении нормами политического поведения у жите­лей сельской местности и крупных городов? Если они есть, то какие факторы их характеризуют?

Все эти вопросы связаны с проблемой, именуемой в современ­ной политологии как проблема политической социализации. Хотя интерес к ней возник уже в эпоху античной классики и нашел вполне рельефное отражение в произведениях Платона и Аристо­теля, только во второй половине XX в. она стала приобретать черты направления, играющего важнейшую роль в современном полити­ческом знании. В разработку этого направления постоянно вносят свой вклад и другие научные дисциплины. Специалисты в области культурной антропологии и социологии изучают социализацию как детей, так и взрослых, выявляя многообразные характеристики лич­ности в процессе усвоения индивидами поведенческих ролей в раз­личных обществах. Некоторые направления в психологии и психи­атрии фокусируют внимание на воздействии пережитого в детстве опыта на поведение взрослых индивидов.

В политической науке одним из главных стимулов для изучения процесса социализации стало развитие сравнительных исследова­ний, фиксирующих стремление вставших на путь формирования современного демократического общества народов и их правительств создать механизмы, обеспечивающие активное участие граждан в этом процессе.

В современной политологии существуют различные подходы к определению понятия «политическая социализация». Одни ученые определяют ее как овладение политически релевантными образца­ми социального поведения, соответствующими социальным ориен-тациям индивида, которые воплощаются в различных политических ролях. Другие специалисты дают более обширные толкования. В 'Международной энциклопедии социальных наук» Ф. Гринштейн

предложил следующее определение: «под политической социализа­цией следует понимать «всякое обучение — формальное и нефор­мальное, обдуманное и незапланированное — на любой стадии жиз­ненного цикла, включая не только эксплицитно выраженное поли­тическое обучение, но также и неполитическое обучение, влияющее на политическое поведение, например, усвоение политически реле­вантных социальных установок или приобретение политически ре­левантных персональных характеристик».

Другие определения ориентированы их авторами не столько на характеристику индивидуальных аспектов поведения, сколько на ту роль, которую играют политическая система и общество в целом в процессе социализации. Одним из примеров такого подхода слу­жит формулировка Г. Алмонда, приведенная в статье «Функцио­нальный подход к сравнительной политологии»: «Политическая социализация является процессом ввода в политическую культуру. Ее конечным продуктом является структура установок, познава­тельных актов, ценностных стандартов и чувств, устремленных к политической системе, ее различным ролям и их носителям. Она также включает в себя знание ориентированных в ценностном пла­не методов воздействия и чувств, определяющих характер требова­ний и притязаний к системе на входе и принятие властных реше­ний на выходе».

Предложенная Алмондом и его сторонниками трактовка поли­тической социализации неоднократно подвергалась критике, преж­де всего за узкую акцентировку ее функций исключительно на под­держке существующей политической системы. Без внимания оста­вались процессы социализации, имеющие противоположный, «альтернативный» по отношению к данной системе характер. Что­бы избежать подобного противопоставления, целесообразнее рас­сматривать политическую социализацию как совокупность разно­образных процессов развития, в ходе которых индивиды усваи­вают посредством целенаправленного воспитания и обучения или же спорадически приобретаемого опыта политические ори­ентации и образцы поведения.

Итак, существование различных определений политической со­циализации подчеркивает разнообразные аспекты как самого поня­тия, так и стоящих за ним реальных процессов: одни определения характеризуют процесс функционирования политической системы во времени и пространстве, другие акцентируют внимание на фор­мировании и развитии индивидуальных политических ориентации.

В современной психологии большинство исследовательских под­ходов к анализу политической социализации имеет описательный

характер, направленный на измерение типа и уровня политических ориентации. Специалисты, критикующие такие подходы, предлага­ют перенести акценты на вопрос: каким образом политические ори­ентации усваиваются индивидом, разрабатывая специальные моде­ли научного анализа?

Модель аккумуляции исходит из предположения о том, что при­обретение знаний о политике осуществляется путем накопления познавательных единиц вне логической связи между информацией и психологическими установками, при отсутствии последователь­ности в самом процессе обучения и каких-либо ограничений, свой­ственных детям на различных этапах возрастного развития.

Альтернативная модель основана на суждении, согласно которо­му способность ребенка вырабатывать определенные виды полити­ческих ориентации ограничивается стадиями его когнитивного раз­вития.

Можно провести также различие между прямой и косвенной политической социализацией. Под последней подразумевается ус­воение не политических, но соотносящихся с политикой аспектов поведения; сюда входят характеристики личности и ориентации в отношении различных ролей и их взаимодействий, в частности ори­ентации на авторитетные фигуры. Напротив, опыт прямого обуче­ния представляется явно политическим по своему содержанию.

Одной из форм косвенного обучения принято считать межлич­ностный обмен, в рамках которого формируются ясно выраженные предпочтения, например установка на авторитет. В процессе такого обмена усвоенные образцы других социальных ролей трансформи­руются в политические роли. Развившиеся в семье, школе, детских коллективах и молодежных ассоциациях, а также в ходе обучения будущей профессии ориентации трансформируются в индивидуаль­ные ожидания, в соответствии с которыми должен вести себя авто­ритетный лидер в определенной политической системе. Одновре­менно с этим индивид усваивает правила организации и участия.

Другим видом косвенной политической социализации является распространение (часто спонтанное) ценностей, имеющих общий социальный и общекультурный характер, на политическую систе­му. Так, заниженное чувство личной ответственности трансформи­руется в неспособность оценить степень эффективности полити­ческих действий.

Существует немало непосредственных способов политической социализации. Главный из них — имитация политических ориента­ции и поведения других индивидов, например заимствованная ре­бенком от родителей идентификация себя с определенной полити- ческой партией. Заимствование женой политических предпочте­ний мужа относится к той же категории.

Второй тип прямого обучения — предвосхищающая социали­зация. В такого рода процессе индивиды усваивают политические ориентации, поведенческие роли, соответствующие тем будущим ролям, которые они желают исполнять на политической арене. На Западе студенты университетов и колледжей, отдающие предпочте­ние определенным политическим партиям и мечтающие о дальней­шей партийной карьере, могут приобрести начальный опыт полити­ческой деятельности в соответствующих молодежных партийных клубах.

Третий тип непосредственной социализации — целенаправлен­ное воздействие системы образования, а также семьи, церкви или социальных групп на формирование определенных политических установок. Чтение в учебных заведениях США специальных кур­сов по проблемам демократии, американской истории и американ­ского правительства, воспитание школьников и студентов в духе преданности партийным вождям в СССР и коммунистическом Ки­тае, салютование национальному флагу, пение национального гимна относятся к числу наиболее распространенных воспитательных действий такого типа.

Четвертый тип непосредственного политического образования — целеустремленное или случайное приобретение молодыми людьми политического опыта. Политическая кампания, инциденты с пред­ставителями государства — полицейским, парламентарием, судьей на процессе, страховым агентом, служащим благотворительного фонда, работником метро и т.д. — воздействуют на политические ориен­тации индивида по отношению к режиму, его представителям и ко всему политическому сообществу. Непосредственный политичес­кий опыт формирует ожидания, ориентации, будущее поведение в соответствии с запланированными ролями.

Какие структуры, образцы, типы поведения наиболее важны в фор­мировании и трансформации политических ориентации? Ответ на этот вопрос невозможен без привлечения конкретных выводов уче­ных, представляющих различные направления гуманитарных наук, г все же создание гомогенной научной концепции политической сои ализации является делом отдаленного будущего. Взаимодейств1; различных субкультур и традиций внутри различных обществ, нахо дящихся на различных ступенях развития, не позволяет создать ка­кой-либо единой картины. В частности, роль семьи в политически социализации может варьироваться от одного класса к другому. I следования показывают, что дети из рабочих семей, где родители н>

проявляют интереса к политике, воспринимают школу как главный источник политической информации. Отношения внутри семьи так­же могут способствовать созданию различных образов политики у ребенка (доминирование отца, матриархальный комплекс и т.д.). Например, американский политолог К. Лангтон обнаружил, что маль­чики из семей, где нет отца, демонстрируя авторитарное поведение, одновременно проявляют меньший интерес к политике по сравне­нию с детьми, в семьях которых отношения между отцом и матерью уравновешены. Сочетание пониженного интереса к политике и авто­ритарного стиля поведения характерно и для рабочих семей, и для семей среднего класса, в которых доминирует мать.

Дети приобретают от родителей определенные базовые ориен­тации, в частности чувство принадлежности к определенному поли­тическому сообществу. Эти базовые ориентации имеют по боль­шей части эмоциональный характер. Они могут усиливаться или ослабевать в процессе школьного обучения. Непосредственный по­литический опыт, средства массовой информации, вторичные груп­пы могут способствовать стабилизации или, наоборот, полному из­менению первоначальных политических установок. Интересно от­метить, что у детей представители различных видов власти вообще вызывают благоприятные впечатления потому, что они ассоцииру­ются с авторитетом отца. Вообще влияние отцовского авторитета способствует формированию у детей положительного образа граж­данских властей. Зарождающееся в семье ощущение принадлежно­сти к политическому сообществу постепенно в процессе школьно­го обучения выстраивается в систему когнитивных (уже основан­ных на элементарных знаниях) ориентации. В дальнейшем непосредственный политический опыт, общение в различных орга­низациях и социальных группах способствуют в совокупности бо­лее осознанному восприятию политических ролей и их носителей. У детей из низших социальных слоев имеются тенденция более Доверительного отношения к власти и ее представителям и гораздо меньшая склонность к политическому цинизму. У взрослых пред­ставителей наблюдается обратная тенденция, тогда как взрослые з зажиточных слоев, напротив, демонстрируют более доверитель-'е отношение к правительству. Некоторые исследования показа­ли, однако, что дети из обездоленных семей менее доверяют прави­тельству, чем их сверстники из более обеспеченных общественных слоев.

Семейное влияние на политические предпочтения и партийные

•ентификации увеличивается в случае, если между родителями

сУЩествует устойчивое согласие в оценках проводимой той или

иной партией политики. Это влияние закрепляется и тогда, когда члены семьи доверительно относятся друг к другу и когда для них характерен общий стиль жизни. Общение со сверстниками может снизить это влияние. Если дети из бедных семей восстают против родительского сверхконтроля, одной из форм протеста служит от­вержение традиционной для семьи партийной идентификации. Та­кой тенденции не наблюдается среди детей, принадлежащих к выс­шим классам.

В то время как одни исследователи считают семью наиболее важным инструментом социализации, другие полагают, что для фор­мирования партийной приверженности более важна школа. Опро­сы, проведенные в США среди учащихся начальных школ и стар­шеклассников, показали, что дети и подростки из низких статусных групп и те, кто обладает более слабым интеллектом, независимо от социального положения, рассматривают учителей как наиболее важ­ный источник собственной социализации.

Влияние школы на политическую социализацию может просле­живаться в следующих трех направлениях:

•^ классная комната с ее традиционными курсами обучения, цен­ности и установки, передаваемые детям учителями;

^ такие неформальные характеристики школы, как социальный климат, политические и неполитические молодежные организа­ции, возможности участия в различных видах внеучебной дея­тельности;

^ воздействие самого образовательного процесса, особенно в тех его разделах, которые непосредственно связаны с информацией о политике и политическом участии.

Проводя различия между гражданским образованием, информи­рующим детей о природе политических институтов, процессов и правилах игры, и политической индоктринацией, стремящейся при­общить индивида к определенной идеологии, партии или режиму, специалисты подчеркивают, что гражданское образование обладает большим воздействием на детей из низших статусных групп. Одна­ко исследование, проведенное во французской провинции, показало, что там, где материалы формального школьного курса расходятся с семейными ориентациями и другими видами внешкольного полити­ческого опыта, попытки социализации оказываются неэффективны­ми. Социализации американских подростков способствует сам ри туал, соблюдаемый в школах, — салютование национальному флагу, пение национального гимна, празднование национальных истори­ческих дат и т.д. Изучение ориентации старшеклассников и сг дентов младших курсов также показывает высокую степень совпа

дения мнений учащихся и учителей, особенно в тех учебных заве­дениях, в которых широко представлены общепринятые политичес­кие взгляды и предпочтения. На основе анализа ориентации сту­дентов старших курсов американских университетов был сделан вывод о том, что элементы гражданского образования, преподавае­мые в высшей школе, оказывают меньшее воздействие на их поли­тические знания и суждения, не уменьшая, но и не увеличивая по­литического цинизма или гражданской терпимости. В целом же такое образование усиливает социализацию, полученную из других источников.

В книге Алмонда и Вербы, посвященной сравнительному анали­зу гражданской культуры пяти развитых демократий, отмечается следующая закономерность: чем демократичнее классное окруже­ние, о чем, в частности, свидетельствуют и организуемые в школах политические дискуссии, тем выше ощущение подростками собствен­ной политической компетентности.

Школьное окружение и внешкольная деятельность также спо­собствуют развитию таких ценностей, как участие, соревнователь­ность, творческая целеустремленность, соблюдение установленных правил игры и т.д. Более образованные индивиды могут отличаться от менее образованных следующим образом:

•^ лучшим пониманием значения воздействия правительствен­ной деятельности на индивидов;

•" лучшим восприятием информации, получаемой из СМИ, и боль­шей способностью ориентироваться в программах политических партий и групп в период избирательных кампаний;

^ большим диапазоном политичеких суждений и большим мно­гообразием политических интересов;

^ более активным стремлением участвовать в политических дискуссиях;

^ большим осознанием собственных возможностей оказывать воздейстие на деятельность правительства; бблъшим стремлением вступать в политические организации;

^ большим проявлением собственной компетентности и довери­ем к партнерам и коллегам.

Итак, политическая социализация — это постоянный процесс, осу­ществляющийся на протяжении всей жизни не только потому, что поведенческие ориентации и роли индивида в политической системе огут изменяться, но и по целому ряду других причин. Социализация 'ебенка связана с усвоением многих ценностей, таких как признание легитимности существующей политической системы, подчинение за­конам и установленным правилам политического поведения и т.д. В результате он приучается к определенным ориентациям, относящим­ся к сфере гражданского поведения, например к участию в выборах Однако устойчиво следовать данным ориентациям дети могут только став взрослыми. Уплата налогов, общение с правительственными чиновниками, судебные тяжбы, активное участие в партийной дея­тельности — все эти действия совершаются только достигшими зре­лости индивидами. Выполнение многих политических ролей вообще возможно только после получения специальной квалификации. Мно­жество факторов влияют на формирование самих политических ори­ентации. Без специальных исследований полный их учет, естествен­но, невозможен. Обычно фиксируются только образовательный уро­вень, направленность специализированных занятий, социальное положение, степень компетентности, другие свойства, способству­ющие активному участию в политике.

На основании такого рода фиксаций выделяются наиболее су­щественные типы политической социализации:

гармонический, отражающий упорядоченное взаимодействие
индивида с институтами власти;

гегемонистский, указывающий на отсутствие у индивида тер­
пимости к чужим мнениям, нормам и политическим ценностям;

плюралистический, свидетельствующий о стремлении к рав­
ноправию и способности приспосабливаться к изменяющемуся по­
литическому окружению;

конфликтный, возникающий в атмосфере постояной партий­
ной борьбы и стимулирующий пристрастность, проистекающую из
групповой замкнутости.

Конечно, определенные формы участия, например демонстрации, открытое гражданское неповиновение и т.д., свойственны индиви­дам, не имеющим возможности другими способами заставить влас­ти прислушаться к своим мнениям. Но они также свидетельствуют об определенном уровне политической социализации и могут быть усвоены только в процессе общения с участниками радикальных групп, просмотра телепрограмм, чтения соответствующего рода по­литической литературы.

Некоторые специалисты выделяют различные типы изменени возникающих именно в результате социализации, происходящей зрелом возрасте. Сюда относятся, например, переключение ориен1 ций индивида от усвоения политических ценностей'и ролей в п цессе обучения к активному поведению; стремление к синтет! скому анализу и избирательному подходу к различным полит: ским ориентациям; преодоление идеализированного отношен политической системе в целом или отдельным институтам власти

их представителям и др. Увеличивающаяся ясность понимания кон­фликтного характера многих политических требований способствует и стремлению научиться преодолевать конфликты, в том числе в процессе активного личного участия в политике.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал