![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация и управление траспортно-складским хозяйством предприятия
Системы транспортировки и складирования взаимодополняют и взаимозамещают друг друга при организации поставок в технологических целях предприятий. Транспортно-складская система выполняет функции обслуживания основных и вспомогательных процессов на всех уровнях (от рабочего места до уровня компании) в сфере производства, снабжения и сбыта. Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта. Перемещение разнообразных грузов вне и внутри предприятия выполняет внешний и внутренний транспорт (межцеховой и внутрицеховой). В табл. 5 представлена классификация транспорта предприятия.
Таблица 5 Классификация транспорта предприятия
Транспортное хозяйство предприятия включает: · общезаводское транспортное хозяйство; транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство). Внутрицеховой транспорт находится в ведении того цеха, где он применяется. Для эффективного управления транспортным хозяйством на его базе создается единый транспортный цех, который выполняет ряд функций: функция движения, грузовая и коммерческая функция, функциятехнического обслуживания и ремонта транспорта, функция дорожного хозяйства. Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия. При наличии на предприятии централизованной службы логистики транспортное хозяйство входит в ее состав. Основные показатели транспортного хозяйства: Грузооборот – количество грузов (в тоннах), перемещаемых предприятием за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц, учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). Грузопоток – количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот. Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания. Перевозки грузов могут осуществляться по: · разовым маршрутам, которые назначаются для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, случайных как по направлению, так и по составу и количеству транспортируемых грузов; · постоянным маршрутам, которые назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств; · комбинированным маршрутам, которые представляют собой комбинацию различных маршрутов или их фрагментов. Для характеристики использования транспортных средств и оценки работы транспортного хозяйства применяется система технико-экономических показателей, основными из которых являются: – техническая скорость движения транспортного средства; – эксплуатационная скорость транспортного средства; – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства; – коэффициент использования пробега транспортного средства; – коэффициент использования рабочего времени транспортного средства. Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которая учитывает соблюдение сроков и размеров партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной засылки грузов, предоставление дополнительных услуг и т.д. На любом предприятии часть территории (площадей) обязательно отводится под прием, выгрузку, хранение, переработку, погрузку и отправку грузов. Складское хозяйство – это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенный для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям, обеспечивающий сохранность товарно-материальных ценностей, позволяющий накапливать необходимые запасы. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение, обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в соответствии с заказами. В зависимости от вида объектов хранения различают следующие склады: материальные, полуфабрикатов и заготовок, готовой продукции, инструментов, оборудования и запасных частей, хозяйственные, отходов и утиля. В зависимости от уровня обслуживаемых потребностей предприятия различают следующие склады: общезаводские, цеховые. Можно выделить основные группы средств технологического оснащения, общие для всех складов: · средства оснащения склада, предназначенные для хранения материальных объектов (стеллажи, платформы и т.д.); · подъемно-транспортные устройства (краны, погрузчики и т.п.); · тара (контейнеры, паллеты, поддоны и др.); · прочие (контрольно-измерительные приборы и инструменты, устройства сортировки, упаковки и т.п., в т.ч. автоматические). Работа склада организуется в соответствии с технологическими картами, в которых расписан технологический процесс грузопереработки на складе. Помимо некоторых перевозочных документов (накладные транспортно-грузовые и т.д.), к числу наиболее важных документов, используемых при приемке и выдаче груза на складах различного назначения, относятся: – приходный ордер; – наряд (на отпуск); – отборочный лист. Основным учетным документом является учетная карта для материалов, полуфабрикатов и инструмента, которая заводится на каждый типоразмер объекта хранения на складе. На принятые материалы составляются приемный акт или ордер. В случае обнаружения брака при входном контроле материалов составляется оперативно-технический акт, служащий в дальнейшем основанием для предъявления рекламаций поставщику. Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков. К общим задачам логистики относятся: создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков; контроль за движением материальных потоков; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления движением товаров; стандартизация полуфабрикатов и упаковки; прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования и т.д. В рамках логистического подхода разработаны системы управления запасами. Важнейшей функцией логистической системы является управление запасами. Основные виды запасов на предприятии: – запасы сырья и материалов; – запасы полуфабрикатов; – запасы расходных материалов; – запасы запчастей; – стратегические запасы. Составляющие затрат на ведение запасов: а) затраты на хранение: – стоимость капитала, замороженного в запасах; – стоимость хранения, включая занимаемое пространство, оборудование, труд, услуги и т.д.; – стоимость потерь из запаса; б) затраты на приобретение; в) затраты в связи с отсутствием запаса. Оптимальный размер заказа рассчитывается по формулам: Затраты на хранение = где Q – размер заказа; C – цена единицы хранения; H – стоимость хранения за год, %;
Затраты на приобретение =
где D – полное годовое потребление; S – затраты на заказ или подготовку;
Общие затраты = Минимум общих затрат достигается в точке, при которой размер заказа балансирует затраты на хранение и затраты на приобретение, и определяется по формуле: Оптимальный размер заказа =
Размеры заказа не должны превосходить вместимость отведенных под хранение площадей, финансовые рамки, а также превышать количество товара, которое может быть использовано в течение срока его хранения. Оптимальный размер – это отправная точка, реальный размер может быть меньше. Сравнительная характеристика систем управления запасами представлена в табл.6.
Таблица 6 Системы управления запасами
Выбор системы управления запасами зависит от соотношения риска непредвиденного изменения спроса и удобства календарного планирования пополнения запасов. Системы с фиксированным временем больше подходят для управления стабильными запасами или при предсказуемом спросе в сочетании с низкой стоимостью предметов хранения. Удобным способом классификации предметов хранения является правило Парето или АВС-анализ (правило 80/20). 80 % стоимости использованного запаса приходится только на 20 % предметов хранения, для управления которыми можно применить адаптационную систему, возможно с постоянным контролем. Следующие 30 % предметов могут составлять 15 % общей стоимости, для управления ими подойдет система циклического заказа. Для оставшихся 50 % предметов достаточно будет «системы двух корзин». Эти три группы методов часто обозначают как АВС.
|