Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие и теоретические сведения. Одним из основных мероприятий защиты населения в чрезвычайных ситуациях, проводимых органами власти и руководителями объектов
Одним из основных мероприятий защиты населения в чрезвычайных ситуациях, проводимых органами власти и руководителями объектов, является эвакуация населения в безопасные районы. Это наиболее надежный способ сохранить жизнь и здоровье людей. Эвакуацию проводят, если присутствует угроза химического заражения воздуха в результате аварии на химически опасном объекте, катастрофического затопления, задымления от лесного пожара и т. д. Эвакуация возможна также только в том случае, если имеется достаточное время для ее организации и проведения. Сократить время на организацию эвакуации можно, если на основе прогнозирования предварительно принять решение на эвакуацию. На объекте для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС) проводятся мероприятия по планированию защиты от всех источников чрезвычайных ситуаций. Планирование эвакуации – одно из таких мероприятий. Ликвидацию чрезвычайной ситуации, защиту людей и объектов осуществляют силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы; при локальной ЧС – силами и средствами организации; при местной – силами и средствами местного самоуправления; при территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти областей, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При необходимости для ликвидации ЧС привлекаются силы и средства Министерства по чрезвычайным ситуациям. Руководство мероприятиями осуществляется соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Основным рабочим документом для КЧС на период ликвидации последствий ЧС в мирное время является «План основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций». В нем должны содержаться подробная характеристика объекта, прогнозируемая оценка ситуации на объектах при различных видах ЧС, перечень выполняемых мероприятий и последовательность действий всех служб и подразделений формирований гражданской обороны (ГО) объекта в условиях ЧС. К «Плану» прилагаются следующие документы: · Календарный план основных мероприятий предприятия (организации, учреждения) при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; · Решение руководителя предприятия (организации, учреждения) на ликвидацию ЧС (в том числе на эвакуацию населения); · Расчет сил и средств предприятия (организации, учреждения), привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; · Схемы организации управления, оповещения и связи предприятия (организации, учреждения) при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий; · Инструкции по безаварийной остановке отдельных видов производств; · Схема расположения пожарных гидрантов, пожарных кранов, средств пожаротушения; · Перечень гражданских формирований и служб ГО объекта; · Ведомость обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) работников предприятия с указанием мест складирования и хранения СИЗ, фамилии ответственных лиц; · Список аварийно-технических служб района; · Перечень организаций района по оказанию экстренной медицинской помощи; · Бланк расчета ущерба при ЧС; · Режимы противорадиационной защиты. Все вышеперечисленные документы разрабатываются на основе решения руководителя объекта. Выработка и принятие решений является основной частью общей схемы управления, которая обычно включает: 1. Сбор информации об обстановке. 2. Выработку и принятие решений. 3. Оповещение людей и приведение гражданских формирований ГО в готовность. 4. Постановку задач подчиненным. 5. Взаимодействие с другими организациями и доклады вышестоящему руководству. 6. Всестороннее обеспечение проводимых мероприятий. Выработка и принятие решения включает: · уяснение стоящей задачи; · расчет времени на проведение мероприятий; · предварительные распоряжения подчиненным (при необходимости); · оценку обстановки; · принятие решения. В состав решения входят: · замысел действий (полное или частичное выполнение запланированных ранее мероприятий; последовательность их выполнения; направления основные усилий и средств; распределение сил и средств между объектами и др.); · задачи для подчиненных; · время начала и окончания работ; · дополнительные мероприятия, решение которых необходимо для успешного решения задачи. 4.1. Исходная обстановка и постановка задачи Каждый студент выступает в роли директора машиностроительного завода (МСЗ). Завод расположен в г. Богатырь и работает в одну смену. Во внерабочее время на заводе находится и выполняет различные подготовительные работы дежурная смена. На удалении 700 м севернее МСЗ расположен жилой массив, в котором в служебных домах и общежитиях живут семьи рабочих и служащих завода (рис. 3.1). Их дети посещают детский сад, принадлежащий заводу, и учатся в школе. Решением горисполкома директору МСЗ поручено организовать защиту этих людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. На территории МСЗ имеются убежища на всю штатную численность. Обеспеченность индивидуальными средствами защиты рабочих и служащих завода составляет 100 %. В жилой зоне завода убежищ нет, а противогазами взрослое население обеспечено только частично (см. примечание в конце табл. 3.8). На расстоянии 15 км от завода в г. Дуброво находится химически опасный объект, использующий хлор (рис.3.1). В случае аварии на объекте и направлении ветра в сторону МСЗ предприятие и г. Богатырь попадают в зону возможного заражения. Ранее, на практическом занятии 2 по прогнозированию и оценке химической обстановки были рассчитаны: глубина распространения зараженного воздуха, площади зон возможного и фактического заражения, а также время подхода зараженного воздуха к оббъекту. Результаты расчетов, выполненных по такой же методике для рассматриваемого случая, приведены в табл. 3.8. Время подхода зараженного воздуха к МСЗ зависит от скорости ветра и расстояния до источника заражения. В плане мероприятий указано время, необходимое для своевременной эвакуации (оно представлено в табл. 3.8).
Вид сверху
Рис. 3.1. Схема расположения объектов и зон заражения
В табл. 3.8 также указаны время начала аварии (условное название время «Ч») и время подхода зараженного воздуха к заводу. В зависимости от располагаемого времени на эвакуацию может быть принято одно из следующих решений: · провести полную эвакуацию рабочих, служащих, находящихся на МСЗ, и членов их семей, проживающих в служебных квартирах и общежитиях (за исключением дежурной смены и формирований ГО); · провести частичную эвакуацию (только детей вместе с учителями и воспитателями) в дневное время в загородную зону или в убежища на территории завода; · провести частичную эвакуацию (только жителей служебных квартир и общежитий) в ночное время; · эвакуационные мероприятия не проводить, но принять все необходимые меры защиты. Внимание! Студент имеет право принимать любые решения на эвакуацию, только они должны быть обоснованы. Принятие нестандартных оптимальных решений поощряется. При нехватке времени на эвакуацию можно принять следующие меры защиты: Ø использование защитных сооружений; Ø герметизация помещений; Ø применение тканевых повязок, смоченных в пятипроцентном водном растворе питьевой соды; Ø создание избыточного давления в помещениях путем включения газовых плит, электронагревательных приборов; Ø жители первых этажей зданий должны подняться на более высокие, если ХОВ тяжелее воздуха и, наоборот, жители верхних этажей – спуститься на первый этаж или в подвал, если ХОВ легче воздуха; Ø Организовать оказание первой и медицинской помощи пострадавшим. Примечания. 1. Эвакуацию детей из школ и детских садов (при частичной эвакуации) проводить только в дневное время (8.00–17.00). Необходимо помнить, что смертельная доза у детей значительно меньше, чем у взрослых. 2. В ночное время проводить эвакуацию (при наличии времени) только семей рабочих и служащих, проживающих компактно в служебных квартирах. 3. Рабочие дежурной смены и формирований ГО эвакуации не подлежат. 4. Для решения задач эвакуации и проведения защитных мероприятий обычно привлекаются отдельные формирования гражданской обороны (в полном составе или частично).
|