Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хранение ртути
Хранение ртути, используемой в промышленных целях, производится в стальных баллонах (не более 35 кг в каждом), а также в толстостенных керамических или стеклянных баллонах емкостью 500 мл с металлической гофрированной пробкой с прокладкой из пластмассы. В каждый баллон заливается 5 кг ртути. В лабораторных условиях ртуть хранится в толстостенной стеклянной посуде с притертыми пробками на вакуумной смазке. Однако основным способом является хранение в запаянных стеклянных ампулах по 30–40 мл в каждой, которые, в свою очередь, помещаются в сварные стальные коробки. Не разрешается хранить ртуть в тонкостенной посуде, а также в любой открытой посуде. 5. Тесты для контроля знаний 1. Допускается ли перевозить ртуть и ртутьсодержащие вещества в стальной таре? А) допускается. Б) не допускается. 2. Что такое абсорбция? А) Поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем твердого тела или жидкости. Б) Поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества. В) поглощение вещества из газовой или жидкой среды твердым телом. 3. К какому классу опасности среди высокотоксичных веществ относятся ртуть? А) 1. Б) 2. В) 3. Г) 4. 4. В каком максимальном объеме помещения разбитый ртутный медицинский термометр может создать опасные для здоровья концентрации? А) 20 м3. Б) 30 м3. В) 50 м3 . Г) 60 м3. Д) 100 м3. 5. В какой кислоте ртуть хорошо растворима? А) разбавленная серная кислота. Б) разбавленная соляная кислота. В) разбавленная азотная кислота. Г) разбавленная фосфорная кислота. 6. При каких концентрациях паров ртути в воздухе возможны острые отравления людей? А) 0, 05–0, 93 мг/м3. Б) 0, 13–0, 80 мг/м3. В) 0, 10–0, 55 мг/м3. Г) 0, 28–0, 45 мг/м3. 7. Можно ли отнести ртуть к кумулятивным ядам? А) Да. Б) Нет. 8. Через какое время проявляется поражающее действие ртути? А) 5–10 часов. Б) 8–24 часа. В) 2–5 часов. 9. Назовите основной путь поступления металлической ртути в организм человека. А) через органы дыхания. Б) через органы пищеварения. В) через кожные покровы. Г) через слизистые оболочки. 10. Как можно уничтожать вещества, загрязненные ртутью? А) на городских свалках. Б) в местах захоронения твердых отходов. В) выбрасывать в водоемы. Г) выливать в канализацию. 11. Укажите рекомендуемую норму расхода мыльно-содового раствора при проведении влажной уборки в ходе демеркуриализационных работ. А) 0, 2–0, 3 л/м2. Б) 0, 3–0, 5 л/м2. В) 0, 5–1 л/м2. Г)1, 0–1, 5 л/м2. 12. Какой раствор рекомендуется использовать для полоскания рта при обнаружении признаков поражения ртутью? А) раствор хлорида кальция. Б) раствор хлорида цинка. В) раствор хлорида железа. Г) раствор сульфида натрия. 13. Какой раствор рекомендуется использовать для полоскания рта по окончании демеркуризационных работ? А) раствор хлорида кальция. Б) раствор перманганата калия. В) раствор хлорида железа. Г) раствор иодида калия. 14. Во сколько раз пары ртути тяжелее воздуха? А) 5. Б) 7. В) 10. Г) 2. 15. Взаимодействует ли ртуть с сероводородом? А) да. Б) нет. 16. Способна ли ртуть сорбироваться на конструкционных материалах? А) Да. Б) Нет. 17. Какой натуральный продукт является противоядием для ртути? А) молоко. Б) кофе. В) яичный белок. Г) апельсиновый сок. Д) крепкий чай. 18. Какие количества сулемы способны вызвать летальный исход? А) 0, 05–0, 09 г. Б) 0, 1–0, 5 г. В) 0, 01–0, 04 г. Г)0, 001–0, 009 г. 19. Какие вещества называют амальгамами? А) содержащие ртуть. Б) вещества, используемые для химической демеркуризации. 20. Через какие органы выделяется ртуть из организма? А) через почки. Б) через органы дыхания. В) через печень. 21. При каких значениях концентраций (среднесуточных) паров ртути в помещении существует опасность для человека? А) 0, 00001–0, 00007 мг/м3. Б) 0, 0001–0, 0002 мг/м3. В) 0, 0003–0, 0005 мг/м3. 22. Где применяется ртуть? А) в электронике. Б) металлургии. В) при производстве сахара; Г) при переработке молока. Д) при производстве хлора. 23. При каких значениях концентраций (среднесуточная) паров ртути в населенном пункте существует опасность для человека? А) 0, 007–0, 009 мг/м3. Б) 0, 0001–0, 0002 мг/м3. В) 0, 0003–0, 0005 мг/м3. 24. Признаки острого отравления ртутью? А) боли в коленках. Б) сильный кашель. В) сонливость. Г) отсутствие реакции на болевые раздражители. Д) шок. 25. Время, отводимое на влажную уборку для обработки 1 м2 поверхности после демеркуризации. А) 5 минут. Б) 7 минут. В) 15 минут. Г) 20 минут. Д) 30 минут. 26. Какая должна быть экспозиция демеркуризации 1 м2 загрязненной ртутью поверхности? А) 1 час. Б) 3 часа. В) 5 часов. Г) 35 часов. Д) 3 суток. 27. Когда необходимо проветривать помещение, загрязненное ртутью? А) до демеркуризации. Б) после демеркуризации. В) в процессе демеркуризации. Г) постоянно на всех этапах. 28. В каких баллонах можно хранить ртуть? А) стеклянных. Б) медных. В) стальных. Г) пластмассовых.
Таблица 4.1 Варианты заданий контрольных тестов
Литература 1. Емельянов, В. М., Коханов, В. Н., Некрасов, П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2003 2. Астапов, В. П., Барингольц, Б. С., Тищенко, В. Г., и др. Демеркуриализационные работы: Учеб. пособие: – Мн.:, 2001. 3. Виноградов, А. В., Шашовец, В. В. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.– М.: Военные знания, 1996. 4. Сидоренко А. В., Пустовит В.Т. Практикум по курсу «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. 5. Дорожко С.В. и др. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: пособие. В 3 ч. Ч.1.Чрезвычайные ситуации и их предупреждение. – Мн.: Дикта, 2007. 6. Дорожко С.В. и др. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: пособие. В 3 ч. Ч.2. Система выживания населения и защита территорий в чрезвычайных ситуациях. – Мн.: Дикта, 2007.
Занятие 5. СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 1. Цель работы – приобретение студентами навыков пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.
|