Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование турецкого государства и его социальный строй, аграрные отношения, реформы Мехмеда П.
Внутреннее управление Османского бейлика на первых порах было крайне примитивным. Осман и Орхан утверждались в звании бея на совете племенной знати. Бей выступал прежде всего как военачальник, а основной его функцией была организация военного дела для осуществления грабительских походов против соседей. В качестве ближайших сподвижников бея выступали его родственники — сыновья, братья, которых он назначал правителями захваченных городов и крепостей. По мере расширения Османского бейлика усложнялось его управление. При Орхане появились первые везиры, было введено административно-территориальное деление завоеванных земель, начала чеканиться собственная монета — акче. Изменилась и организация армии. Были созданы отдельные отряды пехоты (яя, или пияде) и конницы (мюселлем). Во время походов воины, входившие в эти отряды, получали жалование в размере 1 акче ежедневно. В мирной обстановке они обрабатывали земли, выделенные им для личного пользования центральной властью и освобожденные от взимания налогов. Так был сделан первый шаг на пути перехода от племенного ополчения к феодальной армии. Внутреннее управление Османского бейлика на первых порах было крайне примитивным. Осман и Орхан утверждались в звании бея на совете племенной знати. Бей выступал прежде всего как военачальник, а основной его функцией была организация военного дела для осуществления грабительских походов против соседей. В качестве ближайших сподвижников бея выступали его родственники — сыновья, братья, которых он назначал правителями захваченных городов и крепостей. По мере расширения Османского бейлика усложнялось его управление. При Орхане появились первые везиры, было введено административно-территориальное деление завоеванных земель, начала чеканиться собственная монета — акче. Изменилась и организация армии. Были созданы отдельные отряды пехоты (яя, или пияде) и конницы (мюселлем). Во время походов воины, входившие в эти отряды, получали жалование в размере 1 акче ежедневно. В мирной обстановке они обрабатывали земли, выделенные им для личного пользования центральной властью и освобожденные от взимания налогов. Так был сделан первый шаг на пути перехода от племенного ополчения к феодальной армии. Ответом на него было создание антиосманской коалиции во главе с Ка-раманом. второй половине XIV в. тимарной системе отразились, с одной стороны, аграрные отношения, существовавшие в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока (в частности, институт икта), с другой сто-эоны, балканские, прежде всего византийские, формы феодального землевладения (прония). Как правило, первые тимары представляли юбой ненаследственные пожалования части завоеванных земель, давав-лиеся их владельцам — сипахи, при условии обязательного выполнения определенной, чаще всего военной, службы. Основной их обязанностью было участие в военных походах вместе с определенным количеством снаряженных ими людей. Условные держания различались прежде всего по размерам их доходов. Собственно тимарами считались владения, приносившие от 3 до 20 тыс. акче. Получавшие их сипахи назывались тимариотами. Более крупные земельные пожалования — зеаметы давали держателям (займам) доход от 20 до 100 тыс. акче. Наконец, существовали и крупные наделы (хассы) с доходами свыше 100 тыс. акче. Хассы давались лицам, занимавшим высокие государственные посты, на время их службы. Тимарная система должна была обеспечить воспроизводство основной массы сипахи — наиболее многочисленной прослойки складывающегося феодального класса. Авторы XV—XVI вв. относили их к категории «людей меча», поскольку сипахи были обязаны не только нести военную службу в рядах конного ополчения, но и отвечать за поддержание порядка на местах и исправное выполнение зависимым крестьянством повинностей перед государством. В немалой степени усилению османского могущества способствовало создание первых частей постоянного войска, состоявшего на казенном содержании. Они получили название янычар'. В турецкой истории Мехмед II известен не только как завоеватель, но и как крупный государственный деятель, осуществивший важные преобразования во внутренней жизни страны. Значительные военные успехи турок и установление их полной гегемонии в Малой Азии и на Балканах позволили Мехмеду II в широких масштабах проводить мероприятия, направленные на дальнейшее развитие феодальной системы и расширение сферы султанской власти. В годы его правления был составлен свод законов (по-турецки — канун-наме) османского феодального права. С точки зрения мусульманского права такой кодекс и составлявшиеся на его основе канун-наме отдельных провинций представляли новшество, умалявшее роль шариата. Составлявшие их законоположения базировались в основном на нормах обычного права и регламентах, действовавших до османского завоевания, и потому иногда существенно расходились с шариатскими догмами, которыми обычно руководствовался мусульманский судья (кади). Первоначально считалось, что канун-наме имеют неофициальный характер, ибо их основное назначение — дать султану представление об институтах управления и принципах их деятельности. Однако очень скоро они стали рассматриваться как обязательные руководства при решении государственных дел и в практике шариатских судов. В канун-наме Мехмеда II был окончательно оформлен режим условных держаний. Разумеется, феодальные владения в Османском государстве не ограничивались только тимарами. Кроме них существовали земли в частном владении (мульки) и находившиеся в ведении мусульманского духовенства вакуфные земли. Большая часть мульков появилась в начальный период завоеваний в Юго-Восточной Европе и во время присоединения анатолийских бейликов. Они принадлежали представителям влиятельных феодальных родов на Балканах и в Малой Азии. В противовес мулькам и вакфам тимары, зеаметы и хассы основывались на государственных землях. Класс османских «мужей меча» был неоднороден по своему составу. С утверждением тимарной системы в османском правящем классе оформились две основные группировки. Основная часть сипахи представляла собой низшую массовую прослойку господствующего класса, располагавшую незначительной частью феодальной ренты и ограниченными правами в отношении приписанных крестьян. Тимариотам противостояла небольшая по численности, но сильная своим влиянием и богатством группа крупных феодалов — держателей хассов и зеаметов. Именно им принадлежала и основная масса частных земельных владений. Сипахи не занимались хозяйственной эксплуатацией земельных угодий и заботились не об улучшении техники земледелия или увеличения урожайности, а лишь о своевременном получении ренты. Всю землю обрабатывали зависимые крестьяне — райяты, которые за пользование ею отдавали определенную часть урожая своим феодалам. Ряд статей кодекса Мехмеда II определял повинности крестьян в отношении сипахи. Последний имел право на взимание поземельного налога в соответствии с величиной обрабатываемого надела и десятины. Феодальная рента выступала в денежной, продуктовой и отработочной формах. Преобладание издольной системы определило и господство продуктовой ренты. Барщина не имела значительного распространения. Кодекс Фатиха ограничивал ее семью днями в году, при этом предусматривалась возможность откупа. Преобладание издольщины и продуктовой ренты оказало существенное влияние и на формы внеэкономического принуждения крестьянина. В канун-наме Мехмеда II содержались определенные положения, которые устанавливали личную зависимость сельских жителей от сипахи, но в целом османский райят пользовался относительной личной свободой. Это обстоятельство тесно связано с правами, которыми райяты располагали в отношении своих земельных участков. Крестьянин мог потерять свой участок лишь в том случае, если он его не обрабатывает. Земли крестьян переходили по наследству от отца к сыну. Опасность усиления сепаратистских тенденций среди феодалов и потребность в постоянном увеличении доходов для содержания армии вынудили Мехмеда II предпринять ряд мер, направленных против собственников мульков и создателей так называемых «неистинных» вакфов, представлявшие собой скрытые мульки. Кульминационным моментом борьбы явились указы султана о конфискации части мульков и вакуфных земель с целью превращения их в тимары. Указы Мехмеда II нанесли удар по остаткам феодальной аристократии из малоазиатских бейликов, ликвидировав материальную базу их былой самостоятельности. Вместе с тем была сделана попытка ослабить формирующуюся внутри самой империи феодальную верхушку, которую уже не удовлетворяли ограниченные условия служебного землевладения. Подобную реформу правительство Мехмеда II могло провести, лишь опираясь на поддержку сипахи. То обстоятельство, что султану, несмотря на отчаянное сопротивление земельных собственников, удалось осуществить эти мероприятия, свидетельствует о силе сипахийства и является наиболее верным показателем утверждения тимара как основной формы османского феодального землевладения. Вместе с тем реформа Мехмеда II не смогла остановить процесс усиления феодальной верхушки. Ее представители в правление султана Баязида II (1481-1512) добились восстановления существовавших до реформ мульков и вакфов. Более того, в конце XV-XVI вв. частное землевладение получило еще большее распространение.
|