Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ж и з н ь д о ж и з н и

 

Рэймонд А.Моуди и Пауль Перри

 

 

Психиатрические исследования регрессии в прошлые жизни

 

 

Содержание

 

Вступление

 

I. Исследования

 

1. Девять прошлых жизней Реймонда Моуди.

 

2. Характеристики регрессий в прошлые жизни.

 

II. Применение терапии прошлыми жизнями.

 

3. Целительная сила прошлых жизней.

 

4. Когда прошлое встречается с настоящим.

 

III. Что означают прошлые жизни?

 

5. Доказывают ли регрессии существование жизней до этой?

 

6. Уроки прошлого для настоящего.

 

7. Скрытые воспоминания?

 

8. Создают ли прошлые жизни тему личной легенды?

 

IV. Изучение самого себя.

 

9. Попробуйте сами изучить свои прошлые жизни.

 

10. Выводы.

 

11. Самогипноз в целях изучения самого себя.

 

" Сценарий самогипноза".

 

" Ценность самогипноза".

 

Вступление

 

" Жили ли мы когда-нибудь раньше? "

 

" Будем ли мы жить еще? "

 

Множество людей, среди которых есть и верующие, и атеисты, на оба эти

вопроса с надеждой отвечают: " Да! ". Индуисты, например, верят в то,

что мы умираем и рождаемся вновь в бесконечном круге смертей и

рождений.

 

Согласно некоторым восточным верованиям, человек, умирающий

обремененным грехами, вновь рождается в человеческом облике - так ему

предоставляется шанс очиститься от грехов. Индуисты считают, что

будущую жизнь человек сам готовит себе в настоящей: " Что посеешь, то и

пожнёшь". Скверный человек в будущей жизни и будет чем-то скверным,

например, каким-то не очень приятным насекомым. Есть люди, уверенные в

том, что могут вернуться в одну из своих прошлых жизней, когда

пожелают. Они считают, что с помощью гипноза можно проникнуть в ту

часть подсознания, в которой частично или полностью сохранилась память

о прошлых жизнях. Эту область они сравнивают с архивом, в котором

хранятся старые налоговые книги. Гипнотический процесс установления

связи с прошлыми жизнями называется " регрессией" (возвращением в

прошлые жизни).

 

Я думаю, что большинство людей считают регрессию вымыслом. Они ставят

регрессию в один ряд с верой в гармонические конвергенции (когда

расположение планет вызывает появление на Земле энергетических зон)

или в лечение природными кристаллами.

 

Но между этими теориями (которые лично мне кажутся не слишком

достоверными) и регрессией в прошлые жизни существуют весьма

принципиальные различия. Основное из них заключается в следующем:

когда психотерапевт вводит медиума в гипнотический транс и приказывает

ему вернуться в прошлые жизни, то что-то происходит. Абсолютно

нормальные, душевно здоровые люди видят себя в обстановке давно

прошедших времен, они живут там, общаются с людьми и ничем не

отличаются от них, - ни языком, на котором они говорят, ни одеждой.

 

Ни разу в регрессии никто не видел себя Христофором Колумбом, Генрихом

VIII или другой известной исторической личностью. Ведь большинство

людей не принадлежат к королевскому роду или высшим слоям общества. В

большинстве случаев люди видят себя рабами или гладиаторами, воинами

или конюхами. Одним словом, обычными людьми, живущими обычной жизнью,

как живут они и в настоящем. Выдающихся личностей совсем немного, а

еще меньше среди них тех, кто живет в окружении славы и роскоши.

 

Я говорю об этом так уверенно, потому что убедился во всем этом на

собственном опыте. Работая врачом-психотерапевтом со вполне психически

здоровыми людьми, время от времени я слышал от них удивительные

описания загадочных явлений, когда людям казалось, что они перенеслись

назад во времени и пространстве в мир, в котором они перевоплощались в

людей иной эпохи.

 

Регрессия в прошлую жизнь обычно принимает форму ощущения, но чаще

всего форму видимых образов. Иногда люди воспринимают только звуки и

запахи, но ничего не видят. Они чувствуют, что возникающие перед ними

картины отражают события, происходящие до их рождения. Причем эти

картины настолько реальны, что возникает чувство " возвращения в

прошлые времена".

 

Я долгое время полагал, что эта горстка случаев, известных мне как из

моей собственной практики, так и по рассказам других, - отклонения в

обычных сновидениях, которые не стоят серьезного исследования. Так бы

и оставалось, если бы я не опубликовал " Жизнь после жизни" - свою

первую книгу о том, что переживают люди в состоянии клинической

смерти. После выхода этой книги я получил сотни писем от читателей.

Большинство из них описывали, что происходило с ними в критический

момент между жизнью и смертью, - живой духовный опыт людей, побывавших

на грани. Среди этих писем были сообщения о всевозможных

паранормальных духовных и душевных явлениях, включая многочисленные

описания воспоминаний о прошлых жизнях, во многом похожие на

воспоминания моих пациентов. Некоторые из них поразили меня. Вот одно

из них:

 

" В гипнотической регрессии я увидела себя двенадцатилетней девочкой в

лесу, возле огромного озера. Я посмотрела на свои ноги и удивилась,

что у меня черный цвет кожи. Возле меня на топчане лежала женщина, и я

знала - это моя бабушка. Она умирала, а я чувствовала себя совершенно

одинокой. Я могла вернуться в еще более давнее прошлое, в те времена,

когда мне было пять лет. Я была с мамой, а был ли у меня отец, я не

знаю. Мужчины были заняты строительством домов из бревен. Я все время

была с женщинами из нашей деревни, - мы плели корзины и собирали

съедобные корни, плоды и стебли.

 

Я не знаю, где находилось место, в котором мы жили, но слышала, что

где-то близко белые, потому что шел разговор о том, как белокожие

пришельцы согнали нас с обжитого места сюда, где теперь нужно начинать

жизнь заново. После смерти бабушки я жила одна. Мне нравилось подолгу

бродить в окрестных лесах. Потом я увидела свою смерть. Мне было

двадцать лет, я умирала из-за сломанной ноги, лежа одна, беспомощная,

далеко в лесу. Помощи мне ждать было неоткуда.

 

Моя корреспондентка утверждала, что ощущения были очень живые, похожие

на воспоминания о недавних событиях, в них даже ощущались запахи.

 

Другая корреспондентка очутилась вместе с отцом на многолюдном рынке:

 

" Мы были одеты в одежду из грубого полотна, а вокруг нас стояли или

ехали повозки, запряженные лошадьми. Это был огромный базар, на

который отец пришел что-то купить, и взял меня с собой."

 

" Потом мы вернулись в дом, где жили вдвоем с отцом. Это было красивое

здание с толстыми стенами. В комнатах стояла дорогая мебель. Я поняла,

что мы очень богаты."

 

" Потом я переместилась вперед во времени, в период своего

шестнадцатилетия, и увидела себя рассерженной на отца. Он хотел

уговорить меня выйти замуж за человека намного старше меня, а я ни за

что не соглашалась. В отчаянии и страхе я решила сбежать в Новый свет.

Моя кормилица одолжила мне денег, и я купила билет на корабль, который

плыл через океан в Америку. По пути наш корабль потерпел крушение. Я

видела охваченных паникой людей, барахтающихся среди волн в

безнадежных поисках чего-нибудь, за что можно ухватиться. Потом я

почувствовала, что тону."

 

Вы видите, что описания двух разных случаев во многом похожи. Для всех

рассказов об этом явлении характерно, что перед человеком проходят,

сменяя друг друга, картины, которые он считает эпизодами из своей

жизни в прошлом.

 

Эти картины часто возникают в контексте психологического конфликта или

жизненного кризиса, а могут всплыть и без какого-либо повода.

 

Некоторые мои корреспонденты и пациенты, которых я лечил, рассказывали

о том, что с ними случалось иногда при переезде на новое место. Они

неожиданно понимали, что это место им уже знакомо и ощущали, что " даже

стены вокруг полны воспоминаний", как метко определил один из моих

пациентов.

 

Многие медиумы тоскуют по местам, которые они видели в регрессии. Как

они жили в прошлых жизнях? Были ли счастливы? Бедны или богаты?

Обычными членами общества или " солью земли"? Такие вопросы часто

возникают, когда открывается окно в прошлое. Для многих людей

переживание прошлой жизни было началом глубоких душевных и духовных

поисков, которые привели их к самопознанию и обретению душевного

покоя.

 

Одиссея для всех

 

В наше время широко обсуждаются случаи воспоминаний о прошлой жизни у

медиумов. Чарли Мак-Лайн живо и подробно описывает несколько таких

случаев в своей книге " Out on a limb". Его описания собственных

путешествий в " прошлые жизни", а также рассказы о путешествиях других

людей оставляют у читателя впечатление, что о таких исключительных

событиях он мог знать только понаслышке. Остается впечатление, что для

нас, непосвященных, врата прошлого остаются закрытыми навсегда.

 

Я тоже так думал два года тому назад, до тех пор, пока сам не

отправился в путешествие в волнующий мир прошлых жизней. Несмотря на

то, что я почти целиком посвятил свою профессиональную деятельность

изучению необычных душевных переживаний, прежде со мной никогда не

случалось ничего подобного.

 

Я изучал гипноз и умею применять его на практике, но всегда

использовал его только для того, чтобы помочь своим пациентам

научиться расслабляться, снять боль или бросить курить. Я никогда не

предполагал, что сам могу стать объектом гипноза. Для меня гипноз

представлялся одним из видов полного расслабления, средством для

погружения в глубокий сон - и ничем более.

 

В апреле 1986 года я гостил у своих друзей Джона Аудетта и Дианы

Денхолм во Флориде, и во время этого визита для меня открылись двери в

эту перцепцию (От лат. perceptio - восприятие. Диана, по профессии

психолог, многие годы с помощью гипноза помогала своим пациентам

похудеть, бросить курить, избавиться от страхов и научиться

расслабляться. Она рассказала мне, что иногда пациенты, находясь в

состоянии глубокого гипноза, спонтанно переносились в прошлое, в то,

что они считают своей прошлой жизнью. Когда это случилось впервые,

Диана растерялась. Она подумала, что это или она сама сделала что-то

неправильно, или пациент страдает раздвоением личности.).

 

Потом такие явления повторялись опять и опять, и Диана перестала

пугаться, когда пациент проникал глубоко в прошлое. Это очень

заинтересовало ее, и она в конце концов научилась специально вызывать

регрессию в прошлую жизнь.

 

Теперь Диана использовала регрессию как терапевтическое средство. Она

утверждала, что " краткие взгляды, брошенные в прошлое" помогают

пациентам пересмотреть проблемы, с которыми они сталкиваются здесь и

сейчас.

 

Я был настроен очень скептически и высказал ей свои сомнения. Как и

большинство людей моей профессии, я не мог поверить, что в этих

рассказах о путешествиях в состоянии гипноза есть хоть крупица правды.

 

Диана не стала спорить со мной, а предложила провести сеанс гипноза,

что мы в тот же вечер и сделали. Под ее терпеливым руководством я впал

в глубокий гипнотический транс и пережил то, что меня просто

обескуражило. Сейчас, когда нужно описать происходившее со мной

словами, я могу сказать только, что это было волнующим, напряженным,

загадочным, но в то же время успокаивающим и ободряющим событием.

 

Исследование тайны

 

То, что я испытал тогда, было началом удивительного двухгодичного

исследования, в процессе которого я сам пережил несколько регрессий в

прошлые жизни и провел через этот процесс многих других людей.

 

В результате исследований я убедился, что почти каждый может совершить

драматическое путешествие по прошлым жизням. Для того, чтобы попасть в

него, нужно набраться терпения и быть готовым признать, что в области

человеческого духа существует еще очень много непознанного, и особенно

это касается пути, по которому он вступает в контакт с самим собой.

Эта область человеческого духа до настоящего времени исследована очень

мало. Но именно там в каждом из нас создаются личностные мифы,

формирующие наше представление о самих себе и делающее нас такими,

каковы мы есть.

 

Вот что сказал по этому поводу исследователь мифов Джозеф Кемпбелл:

" Реинкарнация показывает, что вы представляете собой нечто большее,

чем привыкли думать, и в вашем существе есть неизвестные глубины,

которые еще предстоит познать, и тем самым расширить возможности

сознания, охватить то, что не входит в ваше представление о самих

себе. Ваша жизнь гораздо шире и глубже, чем вы думаете. Ваша жизнь -

это только малая часть того, что вы несете в себе, того, что вам дает

жизнь - ширину и глубину. Но вы можете жить, сознавая эту глубину. И

когда вы однажды сумеете постичь ее, вы неожиданно для себя поймете

суть всех религиозных учений".

 

Именно для поисков этого " большего" и предназначены мои исследования.

Мне, во всяком случае, они помогли. Побывав в состоянии гипнотической

регрессии, я смог понять, почему на некоторые события, местность и

даже картины я реагирую именно так, как реагирую, а не иначе.

Регрессия была для меня отличным инструментом для более глубокого

понимания самого себя.

 

Но заранее предупреждаю вас, что ваши впечатления от регрессий могут

вызвать множество сомнений. Мне они не помешали. Наперекор сомнениям,

регрессии расширили границы моего сознания и открыли простор

возможностям, о которых я раньше даже не подозревал.

 

Еще одно предупреждение: легко сделать вывод, что незабываемые

впечатления, полученные в состоянии регрессии - доказательства того,

что мы существовали в других жизнях, задолго до этой, теперешней.

Несмотря на то, что невозможно доказать обратное, я лично этот вывод

не принимаю на веру. Вы убедитесь, что я нашел однозначное и

достаточное объяснение, которое вы сможете сами оценить немного

позднее. Может быть, самый интересный аспект регрессии в том, что

выводы вы можете сделать самостоятельно, и свой опыт использовать так,

как захотите. Путешествие в прошлые жизни может послужить вам орудием

для самоанализа, найти новые решения для старых психологических

проблем или помочь достичь душевного покоя, который так часто

недосягаем. Как сказал один мудрый врач: " Каждый из нас всю жизнь

экспериментирует над самим собой. Результаты эксперимента могут

использоваться, как кому заблагорассудится".

 

Хочу сказать несколько слов о том, как я собирал материалы для этой

книги. Гипнотическая регрессия - это обычно длительный процесс, в ходе

которого психотерапевт должен задать пациенту множество вопросов.

Ситуация подобна той, когда один из супругов описывает другому

волнующие его события, пережитые в течение рабочего дня.

Заинтересованный слушатель задаст множество специфических вопросов: о

подробностях разговоров, о реакции на события и обстоятельства. То же

самое происходит и в процессе гипнотической регрессии. Все то время,

пока человек находится в состоянии глубокого гипноза, он и врач

терпеливо обмениваются вопросами и ответами.

 

Вот выдержки из записи регрессии одного из моих пациентов:

 

" Испытуемый": Я опускаю глаза и вижу себя в белой одежде.

 

" Психотерапевт": Вы видите возле себя людей?

 

" Испытуемый": Вижу.

 

" Психотерапевт": Как они одеты?

 

" Испытуемый": Тоже в белое.

 

" Психотерапевт": Что они делают?

 

" Испытуемый": Стоят у каменной стены в городе. У всех в руках большие

сосуды, один человек опускает что-то похожее на ведро в яму, достает

воду и каждому наполняет его сосуд.

 

" Психотерапевт": Как люди ведут себя возле источника?

 

" Испытуемый": Они кажутся счастливыми. Что-то должно произойти, все

ожидают радостных событий.

 

" Психотерапевт": Вы можете подойти к ним поближе и послушать, о чем

они говорят?

 

" Испытуемый": Могу. Я уже стою рядом с ними и слушаю. Они радуются

тому, что сегодня в город приезжает царственная особа. Она вот-вот

прибудет, - кто-то уже заметил вдали караван.

 

И так далее. Для этой книги я составлял описания по рассказам

испытуемых непосредственно после гипноза. В процессе рассказа

впечатления испытуемого выкристаллизовывались и для него самого, и для

меня, что было очень важно для дальнейших лечебных сеансов. Таким вот

образом я и собрал ясные и занимательные описания, которые составляют

основу этой книги.

 

I. Исследования

 

1. ДЕВЯТЬ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЖИЗНЕЙ РАЙМОНДА МОУДИ

 

Мои лекции о переживаниях " на грани смерти" всегда вызывали вопросы о

других паранормальных явлениях. Когда для слушателей наступало время

задавать вопросы, они интересовались в основном НЛО, физическими

проявлениями силы мысли (например, сгибанием железного прута мысленным

усилием), регрессией в прошлые жизни.

 

Все эти вопросы не только не касались области моих исследований, но и

просто ставили меня в тупик. Ведь ни один из них не имеет ничего

общего с " переживаниями на грани смерти". Разрешите мне напомнить, что

" переживания на грани смерти" (near-death experience - NDE) - это

глубокие духовные переживания, которые спонтанно возникают у некоторых

людей в момент смерти. Обычно они сопровождаются следующими явлениями:

выходом из тела, ощущением быстрого движения по тоннелю к яркому

свету, встречей с давно умершими родственниками в противоположном

конце тоннеля и взглядом назад, на свою прожитую жизнь (чаще всего с

помощью светящегося существа), которая предстает перед ним как бы

заснятой на кинопленку. Переживания " на грани смерти" не имеют никакой

связи с теми паранормальными явлениями, о которых слушатели спрашивали

меня после лекций. В то время эти области знаний меня интересовали

мало.

 

Среди интересующих аудиторию явлений была и регрессия в прошлые жизни.

Я всегда предполагал, что это путешествие в прошлое является не чем

иным, как фантазией испытуемого, плодом его воображения. Я считал, что

речь идет о сновидении или необычном способе исполнения желаний. Я был

уверен, что большинство людей, успешно прошедших через процесс

регрессии, видели себя в роли выдающейся или необыкновенной личности,

например, египетским фараоном. Когда меня спрашивали о прошлых жизнях,

мне было трудно скрыть свое неверие.

 

О регрессии в прошлые жизни я впервые услышал от Яна Стивенсона,

преподавателя университета штата Вирджиния. Этот психиатр и специалист

по психосоматическим заболеваниям изучал свидетельства о реинкарнации,

которые собирал со всех концов мира. Обычно это были рассказы

маленьких детей, которые спонтанно " вспоминали прошлые жизни".

 

Стивенсон в свое время испытал гипнотическую регрессию и решил, что

она недостаточно достоверна как метод исследования реинкарнации. Он

считал, что пациент обычно повторяет то, что за многие годы прочитал

или услышал о реинкарнации, и под действием гипноза извлекает

накопившееся из глубин памяти.

 

Так думал и я до тех пор, пока не встретил Диану Денхолм,

притягательную личность и психиатра, способного легко убеждать людей.

Она использовала в своей практике гипноз, - сначала для того, чтобы

помочь людям отвыкнуть от курения, похудеть и даже найти потерянные

предметы. " Но при этом иногда случалось что-то необычное", - говорила

мне она. Время от времени некоторые пациенты рассказывали о своих

переживаниях из прошлой жизни. Это в большинстве случаев бывало тогда,

когда она вела людей по жизни назад, чтобы они могли снова пережить

какие-то травмирующие события, уже забытые ими, - этот процесс

известен под названием " терапия регрессией в ранние периоды жизни".

Этот метод помогал найти источник страхов или неврозов, которые

беспокоили пациентов в настоящем. Задача состояла в том, чтобы повести

человека назад по жизни, " снимая" ее слой за слоем, чтобы открыть

причину душевной травмы, подобно тому, как археолог счищает один слой

за другим, каждый из которых откладывался в течение определенного

исторического периода, чтобы откопать развалины на месте

археологических раскопок. Цель терапии с помощью такой регрессии

состоит не в том, чтобы перейти по ту сторону даты рождения пациента,

но лишь в том, чтобы вернуть его к началу этой жизни.

 

Но иногда пациенты каким-то удивительным образом попадали гораздо

дальше в прошлое, чем это представлялось возможным. Неожиданно они

начинали рассказывать о другой жизни, месте, времени, - причем так,

как будто они видят все происходящее собственными глазами.

 

Так случилось, когда одна женщина пришла к психотерапевту Диане

Денхолм на лечение гипнозом по поводу того, что она не могла отвечать

взаимностью на сексуальные притязания своего мужа. С помощью гипноза

предполагалось выяснить, не имело ли место в ее детстве какое-либо

насилие, которое теперь обусловливает ее сексуальную подавленность. Но

в процессе регрессии пациентка неожиданно начала описывать какие-то

сцены далекого прошлого, в которых она подвергалась сексуальным

преследованиям как рабыня, в бурные времена Римской Империи.

 

Такие случаи неоднократно встречались в практике Дианы Денхолм во

время проведения гипнотической регрессии. На первых порах эти

переживания пациентов ее пугали; она искала свои ошибки в гипнотерапии

или думала, что имеет дело с пациентом, страдающим раздвоением

личности. Но когда такие случаи повторялись еще и еще, она поняла, что

эти переживания можно использовать для лечения пациента. Исследуя

явление, она со временем научилась вызывать воспоминания о прошлых

жизнях у людей, которые соглашались на это. Сейчас она в своей

врачебной практике регулярно использует регрессию, которая подводит

пациента прямо к сердцевине проблемы, нередко значительно сокращая

длительность лечения.

 

Рассказы Дианы о регрессии в прошлые жизни пробудили мою

любознательность. До тех пор я на рассказы о подобных переживаниях

просто не обращал внимания. Но теперь мне об этом говорил человек,

которого я уважал. Причем Диана говорила о явлениях, которые не

старалась вызвать намеренно, но которые просто происходили с ее

пациентами сами по себе.

 

Я всегда считал, что каждый из нас - предмет эксперимента для самого

себя, и поэтому захотел сам испытать регрессию в прошлые жизни. Своим

желанием я поделился с Дианой, и она великодушно предложила мне

приступить к опыту в тот же день после обеда. Она усадила меня в

мягкое кресло и постепенно, с большим умением ввела в глубочайший

транс. Потом она рассказывала, что я был в состоянии транса примерно

час. Я все время помнил, что я Рэймонд Моуди и нахожусь под

наблюдением умелого психотерапевта. В этом трансе я побывал в девяти

этапах развития цивилизации и видел самого себя и окружающий мир в

разных воплощениях. И до сегодняшнего дня я не знаю, что они значили,

и значили ли вообще что-нибудь. Я наверняка знаю только одно, - это

были потрясающие ощущения, скорее похожие на реальность, чем на сон.

Краски были такие же, как бывают наяву, действия развивались в

соответствии с внутренней логикой событий, а не так, как мне

" хотелось". Я не думал: " Вот сейчас произойдет то-то", или: " Сюжет

должен развиваться так-то". Эти реальные жизни развивались сами по

себе, как сюжет фильма на экране.

 

Я хочу сказать несколько общих слов о жизнях, через которые я прошел в

том удивительном путешествии духа: только две из них проходили в

периоды истории, которые я смог указать - оба раза это был Древний

Рим. В остальных случаях я не нашел никаких признаков, на основании

которых можно было бы отнести их к какой-либо известной мне

исторической эпохе. Это были жизни или в доисторические времена в

первобытном обществе, или вне всякого исторического контекста.

 

Как только я начал видеть какие-то эпизоды, они показались мне

настолько знакомыми, что я заволновался. Я чувствовал себя так, будто

вспоминаю события, действительно со мной происходившие. Некоторые

сцены были отрывочными, а некоторые такими полными и реальными, что

мне казалось, будто я рассматриваю семейный альбом с фотографиями или

смотрю домашний видеофильм.

 

Теперь я опишу в хронологическом порядке жизни, через которые я прошел

с помощью Дианы Денхолм.

 

" Жизнь первая. В джунглях"

 

В первой версии я был первобытным человеком - какой-то доисторической

разновидностью человека. Абсолютно уверенным в себе существом, которое

жило на деревьях. Итак, я комфортно существовал среди ветвей и листьев

и был похож на человека гораздо больше, чем можно был ожидать. Ни в

коем случае я не был человекообразной обезьяной.

 

Я жил не в одиночку, а в группе подобных мне существ. Мы жили вместе в

сооружениях, похожих на гнезда. При строительстве этих " домов" мы

помогали друг другу и всячески старались сделать так, чтобы мы могли

ходить друг к другу, для чего сооружали надежные настилы. Мы это

делали не только для безопасности, мы осознавали, что в группе нам

лучше и удобнее жить. Вероятно, мы уже прилично поднялись по лестнице

эволюции.

 

Несмотря на то, что я был обезьяноподобным существом, я умел ценить

красоту. Я это знаю, потому что место для жилья было выбрано самое

живописное, как будто красота окрестностей была для нас необыкновенно

важна. Вокруг возвышенности, на которой мы жили, были видны верхушки

деревьев, усыпанные цветами всех оттенков розового. Вся природная

декорация, насколько хватало глаз, была прекрасна, она бушевала

настоящим морем красок.

 

Центр тяжести моего тела находился на уровне плеч. Я двигался в

согнутом положении, а руки доставали при ходьбе почти до ступней. Я

мог без труда выпрямиться, но когда нужны были быстрота и ловкость, я

обычно переходил на все четыре конечности. Я помню, что меня

интересовала жизнь внизу, на земле, но одновременно она меня и пугала.

Однажды под нашим деревом пробежало, подняв ужасный шум, животное,

похожее на вепря. Я помню, как это взволновало меня и моих друзей,

" пра-людей". Тогда я испытал необычное, незнакомое мне ощущение

страха. Страх был таким неистовым и неуправляемым, что мы стали

носиться вверх-вниз по ветвям. Но вместе со страхом возникло сильное

любопытство. Мне очень хотелось получше рассмотреть животное, и на

какой-то момент мое любопытство взяло верх над осторожностью. Когда я

испытывал это почти непреодолимое желание узнать, я вдруг понял, что

не могу объясняться с помощью речи. Мы общались между собой,

непосредственно выражая свои эмоции. Вместо речи мы вынуждены были

пользоваться жестами, с помощью которых показывали, что мы чувствуем и

что нам нужно.

 

Я помню, что мы питались фруктами. Четко вижу, как ем какой-то

неизвестный мне сейчас плод. Он сочный, в нем очень много маленьких

красных семечек. Все было настолько реально, что мне казалось будто я

ем этот плод прямо на сеансе гипноза. Я даже чувствовал, как сок

стекает по подбородку, пока я жую.

 

Во время регрессии я не мог контролировать переходы из одной жизни в

другую. Мое подсознание само выбирало, что мне нужно видеть. Когда

бледнела одна картина, вместо нее тут же появлялась другая. Мне

удалось заглянуть в свою жизнь на дереве и перенестись дальше, в

какую-то другую жизнь.

 

" Жизнь вторая. Первобытная Африка"

 

В этой жизни я увидел себя мальчиком двенадцати лет, живущем в общине

в тропическом доисторическом лесу, - месте непривычной, чуждой

красоты. Судя по тому, что все мы были чернокожими, я решил, что это

происходило в Африке.

 

В начале этого гипнотического приключения я увидел себя в лесу, на

берегу спокойного озера. Я что-то рассматривал в белом чистом песке.

Вокруг селения вставал негустой тропический лес, сгущавшийся на

окрестных холмах. Хижины, в которых мы жили, стояли на толстых сваях,

их пол был поднят примерно на шестьдесят сантиметров над землей. Стены

домов были сплетены из соломы, а внутри было только одно, но большое,

четырехугольное помещение. Об этом месте я ничего не могу сказать

кроме того, что оно было удобным. Погода была прекрасная, а легкий

ветерок с озера приносил в наши хижины свежесть.

 

Передо мной продолжали представать случайные эпизоды из этой жизни.

Вот я увидел себя малышом, ловящим рыбу на берегу озера. Мужчины

ловили рыбу с лодок, а я был еще слишком мал, чтобы мне разрешили

выйти с ними. Тем не менее я гордился своим вкладом в снабжение

поселка, - а этот вклад состоял из нескольких собственноручно

пойманных рыбешек. Я собирался забрасывать сеть на отмели до захода

солнца.

 

Хотя в этом эпизоде я не видел своих родителей, я чувствовал их

присутствие.

 

Я знал, что мой отец в одной из рыбацких лодок ловит вместе со всеми

рыбу, а мать - занята чем-то поблизости на берегу. Я их не видел, я

просто знал, что они близко, и чувствовал себя в безопасности.

 

В следующем эпизоде я увидел себя уже подростком, поднимающимся на

вершину скалистой иссиня-черной горы. Я шел по горной тропе в группе

мужчин. Мы несли длинные копья и деревянные щиты, ярко разукрашенные

фигурами животных. Наши лица и тела тоже были разрисованы яркими

боевыми красками. И хотя подъем был очень крутым и тяжелым, мы

старались сдерживать дыхание, чтобы не создавать ни малейшего шума. По

страху и настороженности, которые я явно чувствовал, мне стало ясно,

что мы готовимся к бою. Я четко помню страх и усталость. Я не понимал,

зачем участвую в этом походе, мне очень хотелось вернуться в свой дом

на берегу озера. Вскоре картина побледнела.

 

" Жизнь третья. Мастер-кораблестроитель переворачивается в лодке"

 

В следующем эпизоде я увидел себя со стороны мускулистым стариком. У

меня были голубые глаза и длинная серебристая борода. Несмотря на

старость, я все еще трудился в мастерской, где строились лодки.

 

Мастерская представляла собой длинное строение, выходящее к большой

реке, причем со стороны реки оно было полностью открыто. В помещении

стояли штабеля досок и толстых тяжелых бревен. Примитивные орудия

труда висели на стенах и в беспорядке валялись на полу. Видимо, я

доживал свои последние дни. Со мной была моя трехлетняя застенчивая

внучка. Я рассказывал ей, для чего нужен каждый инструмент, и

показывал на только что законченной лодке, как им работать, а она

пугливо выглядывала из-за борта челна.

 

В тот день я взял внучку и вышел с ней покататься на лодке. Мы

наслаждались спокойным течением реки, как вдруг поднялись высокие

волны и опрокинули нашу лодку. Нас с внучкой разнесло водой в разные

стороны. Я боролся с течением, изо всех сил стараясь схватить внучку,

но стихия была быстрее и сильнее меня. В бессильном отчаянии глядя,

как тонула малышка, и я перестал бороться за собственную жизнь. Я

помню, как тонул, страдая от чувства вины. Ведь это я затеял прогулку,

в которой моя любимая внучка нашла свою смерть.

 

В состоянии гипноза я чувствовал сильный страх, как будто я на самом

деле тонул. У меня отчаянно билось сердце и кровь пульсировала в

голове, пока я вел неравную борьбу с оглушающе ревущей водой, пытаясь

ухватиться за борт лодки. Я дотянулся до него, но руки соскользнули, и

я захлебнулся водой. Погибая, я чувствовал вину такой тяжести, какую

может испытывать только дед, виновный в смерти своей внучки. Но по

мере приближения момента смерти чувство вины преображалось в чувство

необъяснимого восхищения. Меня заливал сверкающий свет и переполняло

неведомое блаженство. Я знал, что все хорошо закончится и для меня, и

для моей внучки. И я вздохнул с истинным облегчением.

 

" Жизнь четвертая. Грозный охотник за мамонтами"

 

В следующей своей жизни я был с людьми, которые с отчаянным азартом

охотились на косматого мамонта. Я обычно не замечал за собой особой

прожорливости, но в тот момент никакая дичь помельче не удовлетворила

бы мой аппетит. В состоянии гипноза я все-таки заметил, что все мы

отнюдь не были упитанными, и пища нам действительно была необходима.

 

На нас были наброшены звериные шкуры, причем так, что они закрывали

только плечи и грудь. Они мало защищали нас от холода и почти совсем

не прикрывали гениталий. Но это нас нисколько не беспокоило, - когда

мы сражались с мамонтом, мы забывали о холоде и приличиях. В небольшом

ущелье нас было шестеро; мы забрасывали мощное животное камнями и

палками.

 

Мамонту удалось схватить одного из моих соплеменников хоботом и одним

точным и сильным движением раздавить ему череп. Остальных охватил

ужас.

 

Я помню, что под действием этого страха мне пришла в голову мысль, что

пищу можно добывать более легким путем. Если сказать, что после этого

происшествия мы были в состоянии подавленности и нервного истощения,

то это едва ли передаст драматичность воспоминания.

 

Картины жизни представали передо мной с разных точек зрения: с точки

зрения первого лица, то есть участника, и с точки зрения стороннего

наблюдателя. Когда я наблюдал за событиями со стороны, как зритель в

кинотеатре смотрит фильм, что-то меня тревожило. Я чувствовал себя

так, как будто мне неожиданно удалось выйти из тела и наблюдать за

собой, когда я чем-то сильно увлечен.

 

" Жизнь пятая. Грандиозная стройка прошлого"

 

К счастью, я отправился дальше. В этот раз я очутился среди огромной

стройки, которой были заняты массы людей, в исторической обстановке

начала цивилизации. В этом сне я был не царем или хотя бы монахом, но

всего лишь одним из рабочих. Я думаю, что мы строили акведук или сеть

дорог, но не уверен в этом, потому что с того места, где я находился,

нельзя было увидеть всю панораму строительства.

 

Мы, рабочие, жили в расположенных рядами домах из белого камня, между

которыми росла трава. Я жил с женой, мне казалось, что я живу здесь

многие годы, потому что место было хорошо знакомо. В нашей комнате

было возвышение, на котором мы лежали. Я был очень голоден, а моя жена

буквально умирала от недоедания. Она тихо лежала, исхудавшая,

истощенная и ждала, когда в ней угаснет жизнь. Мы спокойно лежали,

стараясь сохранить силы, чтобы прожить лишний день. Я мог хорошо

рассмотреть свою жену: от ее тела остались только кожа да кости, она

была настолько измождена, что ей не хватало сил даже улыбнуться.

Видимо, ей было не больше сорока, но от голода она раньше времени

постарела. У нее были черные, как уголь, волосы и выпуклые скулы. Я

чувствовал, что мы вместе прожили хорошую жизнь, но недоедание

притупило наши чувства.

 

Голодали не только мы. Должно быть, повсюду царил голод. Все мужчины,

с которыми я работал, уже с утра были усталыми и голодными. На заре мы

с мучительными усилиями поднимались на холм, чтобы попасть к месту

работы. Мы не разговаривали, - на это у нас не хватало сил. Мы плелись

в тишине.

 

Я чувствовал себя виноватым в том, что моя жена умирает, а я не могу

ее спасти. Помню, как я поднимался на холм, с мрачными мыслями

оглядываясь на наше жилье. Я был в полной растерянности. В этот момент

картина исчезла.

 

" Жизнь шестая. Брошенный на съедение львам"

 

Наконец я попал в цивилизацию, которую смог узнать, - в Древний Рим. К

сожалению, я не был ни императором, ни аристократом. Я сидел в львиной

яме и ждал, когда лев отгрызет мне руку забавы ради.

 

Я наблюдал за собой со стороны. У меня были длинные огненно-рыжие

волосы и усы. Я был очень худым, и на мне были надеты только короткие

кожаные штаны. Мне было известно мое происхождение, - родом я был из

местности, которая сейчас называется Германией, где меня захватили в

плен римские легионеры в одном из своих военных походов. Римляне

использовали меня как носильщика награбленных богатств. Доставив их

груз в Рим, я должен был умереть ради их развлечения. Я видел себя с

устремленным вверх взглядом, на людей, обступивших яму. Наверное, я

просил у них пощады, потому что за дверью рядом со мной ждал голодный

лев. Я чувствовал его силу и слышал рев, который он испускал в

ожидании трапезы.

 

Я знал, что сбежать невозможно, но когда открыли дверь ко льву,

инстинкт самосохранения заставил меня искать выход. Точка зрения в

этот момент изменилась, я попал в это свое тело. Я быстро взглянул

влево, потом вправо. Слева я встретил взгляд одного из зрителей. Это

был самый зловещий человек, которого я когда-нибудь видел, человек

бесчувственный и враждебный. У него были длинные темно-каштановые

волосы, коротко подстриженные на макушке круглой головы. Левый глаз у

него покраснел и воспалился, что придавало его лицу еще более свирепое

выражение.

 

Он сидел рядом с каким-то толстым типом в грязной тоге. Тот вообще не

обращал на меня внимания, но зато парень с красным глазом не спускал с

меня глаз и что-то забрасывал себе в рот. Когда наши взгляды

встретились, он захохотал и стал жевать с удвоенной энергией. Если бы

я в той жизни мог знать это слово, я бы назвал его садистом. Моя

смерть его просто развлекала. Все, что случилось потом, было как в

тумане. Я слышал, как подняли решетку, и видел, как лев направляется

ко мне. Я попытался защититься, подняв руки, но лев бросился на меня,

даже не заметив их. К удовольствию публики, которая визжала от

восторга, животное сбило меня с ног и прижало к земле.

 

Последнее, что я помню, - это как я лежу между львиными лапами, а лев

собирается своими могучими челюстями раздавить мне череп. Предполагаю,

что в следующий момент я услышал бы треск ломающегося черепа. К

счастью, я был от этого избавлен, так как сцены из той жизни

рассеялись.

 

" Жизнь седьмая. Изысканность до конца"

 

Следующей моей жизнью была жизнь аристократа, и притом снова в Древнем

Риме. Я жил в красивых, просторных комнатах, залитых приятным

сумеречным светом. На мраморных стенах висели лампы с горящим маслом,

распространяющие вокруг себя желтоватое сияние. Я в белой тоге

возлежал на ложе, по форме напоминающем современный шезлонг. Мне было

примерно сорок лет, у меня был животик и гладкая кожа человека,

который никогда не занимался тяжелым физическим трудом. Я помню

чувство удовлетворения, с которым я лежал и смотрел на своего сына.

Ему было лет пятнадцать; волнистые, темные, коротко подстриженные

волосы красиво обрамляли его перепуганное лицо.

 

" Отец, зачем эти люди ломятся к нам? " - спросил он меня.

 

Не обращая внимания на его испуг, я продолжал спокойно лежать,

подложив руки под щеку. Я только слегка приподнялся, чтобы получше

рассмотреть своего перепуганного сына. " Сын мой, - отвечал я. - На это

у нас есть солдаты".

 

" Но папа, их там много", - возразил он. Он был настолько перепуган,

что я решил встать, скорее из любопытства, чтобы посмотреть, о чем он

говорит. Я вышел на балкон и увидел горстку римских воинов, которые

пытаются остановить огромную возбужденную толпу. Я сразу понял, что

страх моего сына - небеспричинный. Взглянув на сына, я понял, что

внезапный испуг можно прочесть и на моем лице.

 

Это были последние сцены из той жизни. Судя по тому, что я

почувствовал, когда увидел толпу, это и был ее конец.

 

" Жизнь восьмая. Смерть в пустыне"

 

Следующая жизнь занесла меня в гористую местность где-то в пустынях

Среднего Востока. Я был торговцем. У меня был дом на холме, а у

подножия этого холма находилась моя лавка. В ней я покупал и продавал

драгоценности. Я сидел там целый день и оценивал золото, серебро и

драгоценные камни. Иногда продавал изделия мастеров-ювелиров. По

торговому пути проходили караваны, с которыми я тоже торговал. Хотя

лавочка и имела неказистый вид, в округе было известно, что я хорошо

зарабатываю.

 

А вот мой дом был моей гордостью. Это было прекрасное здание из

красного кирпича с крытой галереей, на которой можно проводить

прохладные вечерние часы. Задней стеной дом опирался о скалу, - у него

не было заднего двора. Окна всех комнат выходили на фасад, из них

открывался вид на далекие горы и долины рек, которые казались чем-то

особенно удивительным среди пустынного пейзажа. В доме была большая

зала с каменным полом и поддерживаемыми колоннами арками, за которыми

открывался прекрасный вид и которые не закрывали доступа свежему

ветерку. Я помню, что мы с женой ходили в далекие прогулки по горам,

любуясь закатом и багряными облаками.

 

Однажды, возвращаясь домой, я заметил, что в доме непривычно тихо. Я

вошел в дом и начал переходить из одной пустой комнаты в другую. Мне

становилось страшно. Наконец я вошел в нашу спальню и нашел там жену и

троих наших детей убитыми. Я точно не знаю, как они были умерщвлены,

но судя по количеству крови, они были заколоты ножами.

 

Страдания мои были невыносимы, и, видимо, я уже никогда не оправился

от этой трагедии. Я не знаю, где и как я закончил свою восьмую жизнь,

но знаю, что она, по сути, оборвалась этим ужасным событием.

 

Жизнь девятая. Китайская художница

 

В своей последней жизни я был художником, и притом женщиной. Первое,

что я помню, - это себя в возрасте шести лет и своего младшего брата.

Родители повели нас на прогулку к величественному водопаду. Дорожка

привела нас к гранитным скалам, из трещин в которых пробивалась вода,

питающая водопады. Мы замерли на месте и смотрели, как вода струилась

каскадами и затем обрушивалась в глубокую расщелину. И хотя водопад

был огорожен, я боялась, чтобы мой маленький брат не упал в бездну. Я

была очень заботливой сестрой и крепко держала его за руку. Мое

детское беспокойство расстрогало наших родителей, которые посматривали

на меня и улыбались. В последующих, более поздних эпизодах этой жизни,

я видел себя за занятиями живописью. Иногда я видел свои произведения

изнутри, с полотна. Я понимал каждый мазок кисти, его роль и важность

для картины в целом. У меня была светлая, наполненная воздухом студия

с огромным окном. Мне было примерно тридцать лет, я был молодой

женщиной с горбом на спине. Этот недостаток был или врожденным, или

вызванным недостатком питания.

 

В этой регрессии было еще несколько фрагментарных воспоминаний. Я

помню себя женщиной средних лет, встретившей на улице своей деревни

старую приятельницу. Мы стояли и разговаривали, как вдруг посреди

улицы что-то сверкнуло. Мы удивлялись и недоумевали, что могло

означать это явление? Вспышка света была яркой, как пламя магния.

 

Событие настолько взволновало нас, что мы отправились за объяснением к

известному в наших местах мудрецу и философу. Он не смог нам ничего

сказать, кроме того, что такое же явление было в другом городе

несколько лет тому назад.

 

В следующем фрагменте я входила в большой каменный дом, в котором жила

моя престарелая тетя. Это была женщина шестидесяти лет, при виде меня

засиявшая от радости. Я была самой любимой ее племянницей. Мне удалось

хорошо рассмотреть ее, когда она в белых полотняных брюках и рубашке,

с седыми волосами, заплетенными в косички, стояла возле двери,

смотрела на меня и что-то говорила, пока я поднималась.

 

Это был короткий отрывок. Следующий относился к моменту моей смерти.

 

Я обеднела и жила в маленьком домике, построенном на задах богатых

домов. Это было очень удобное жилье. В комнате была кровать, печь и

окно, через которое проникало достаточно света, так что я могла

рисовать. Но несмотря на близость богатых домов, место было опасным. В

тот последний день своей жизни я лежала в постели и спала, когда в дом

вошел какой-то молодой человек и задушил меня. Просто так. Он ничего

не взял из моих вещей. Он хотел то, что не имело для него никакой

ценности, - мою жизнь.

 

Умирая, я вышла из тела, не чувствуя себя пострадавшей. Я переживала

за молодого убийцу, который стоял над моим телом, очевидно гордясь

собой за то, что он совершил. Я попыталась спросить его, зачем он это

сделал. Я хотела знать, из-за чего он чувствует себя таким несчастным,

что для самоутверждения должен был убить старую бедную женщину. Я

махала ему рукой и окликала его, но он ничего не замечал. Не было

никакой возможности связаться с ним.

 

Наконец я постепенно ушел из той жизни. Куда, мне неизвестно.

 

Вот как это было. Девять жизней, и за один час мое мнение по поводу

регрессии в прошлые жизни полностью изменилось. Диана Денхолм

осторожно вывела меня из гипнотического транса. Взволнованное

выражение моего лица развеселило ее. Когда я открыл глаза и посмотрел

на нее, она почти смеялась.

 

" Удивительно, правда? " - спросила она меня.

 

Я искренне согласился. Я понимал, что мои предположения относительно

регрессии в прошлые жизни были ошибкой. Видения, в которых я

участвовал, не имели никакой связи с исполнением желаний (в духе " чего

хочется, то и снится"). Разве мне когда-нибудь хотелось драться с

мамонтом или попасть в лапы ко льву на публичном спектакле? Было

очевидно, что все это не просто так. Вызывает ли регрессия

действительные воспоминания, или все это - игра воображения в нашем

подсознании? " Все зависит от того, как на это посмотреть", - говорила

Диана Денхолм. Мое волнение веселило ее. Меня тоже. Но мне было еще и

неловко. Столько лет я отбрасывал понятие регрессии в прошлые жизни,

считая его одним из фокусов. Как быть теперь, когда я испытал это на

себе?

 

Я решил сделать записи и попутно разобраться в том, что произошло.

Внешне все выглядело так, будто регрессия в прошлые жизни происходит в

какой-то особой области сознания. Я понял, что регрессия - это не сон

и не сновидение. В этих видениях я многое узнавал. Когда я видел их,

то скорее вспоминал, чем придумывал.

 

Но в них было что-то, чего нет в обычных воспоминаниях. А именно, в

состоянии регрессии я мог видеть себя с разных точек зрения. Несколько

жутких мгновений в львиной пасти я провел вне самого себя, наблюдая

события со стороны. Но одновременно я оставался там, в яме. То же

самое происходило, когда я был кораблестроителем. Какое-то время я

следил за собой, как я мастерю лодку, со стороны, я в следующий миг

беспричинно, не управляя ситуацией, опять оказался в теле старика и

видел мир глазами старого мастера.

 

Перемещение точки зрения было чем-то таинственным. Но таким же

загадочным было и все остальное. Откуда приходили " видения"? Когда все

это происходило, меня ничуть не интересовала история. Почему же я

проходил через разные исторические периоды, причем некоторые узнавал,

а другие - нет? Были ли они подлинными, или я каким-то образом вызвал

их появление в собственном сознании?

 

Как врач и психиатр, я по опыту знал, что спешить с выводами не нужно.

Может быть только с первого, поверхностного взгляда могло показаться,

что эти живые картины доказывают существование реинкарнации? Но с

другой стороны, как психиатр я знал, что человеческий дух глубок и

чудесен и что человеческое сознание функционирует на многих уровнях.

На одном из них происходит самопроизвольное накопление случайной

информации, отрывок целого, которые без видимых причин остаются в

памяти. Сидя в комнате у Дианы Денхолм во Флориде, я припомнил один

такой случай.

 

Один из моих приятелей-психотерапевтов уже рассказывал мне о своих

опытах с " прошлыми" жизнями. Его загипнотизировали и приказали

отправиться назад, в одну из прошлых жизней. К его изумлению, какая-то

прежняя жизнь действительно всплыла в его памяти. Он шел через заросли

среди скал в местности, похожей на юго-запад Соединенных Штатов

Америки. Потом живо и четко он увидел обстановку круглых залов, в

которых стояли факелы. Он мог описать одежду людей, мастеривших орудия

для обработки земли. Через несколько месяцев, посетив родителей, он

просмотрел старые исцарапанные домашние фильмы, которые его родители

снимали во время отпусков, и в одном из них он увидел эпизоды, которые

пришли ему в голову во время гипнотической регрессии! В тот раз в нем

проснулись воспоминания детства.

 

Тем не менее, я не мог просто исключить возможность реинкарнации. Не

только потому, что не мог взять на себя ответственность и заявить, что

миллионы индусов ошибаются, но и потому, что столкнулся с

многочисленными регрессиями, которым трудно было найти другое

объяснение.

 

Не давали мне покоя и мои собственные регрессии. Я никак не ожидал

увидеть себя в прошлой жизни, войдя в состояние гипноза. Даже

предположив, что я что-то увижу, я не ожидал, что не смогу это

объяснить. Я предполагал, что увижу себя в регрессии кем-то вроде

мятежника Джесси Джеймса, о котором я недавно читал, или Юлия Цезаря.

 

Но те девять жизней, которые всплыли в моей памяти под действием

гипноза, сильно меня удивили. Большинство из них происходили во

времена, о которых я никогда не читал и не смотрел фильмов. И в каждой

из них я был обычным человеком, ничем не выделяющимся. Это наголову

разбило мою теорию о том, что в прошлой жизни каждый видит себя

Клеопатрой или другой блестящей исторической личностью.

 

Через несколько дней после регрессии я признал, что это явление для

меня загадка. Единственный путь для разрешения этой загадки (или хотя

бы попытки решения) я видел в организации научного исследования, в

котором регрессии расчленялись бы на отдельные элементы, и каждый из

них тщательно анализировался. Я надеялся, что с регрессиями в прошлые

жизни мне повезет так же, как повезло с переживаниями " на грани

смерти", т.е. я смогу найти общий элемент, на основании которого можно

будет сопоставлять регрессии между собой.

 

Я записал несколько вопросов, надеясь, что исследование регрессий

поможет найти ответы на них. Вот они:

 

" Может ли терапия с помощью регрессии в прошлые жизни влиять на

болезненные состояния души или тела"? Сегодня связь тела и души

вызывает большой интерес, но ничтожно малое число ученых исследуют

воздействие регрессии на течение болезней. Меня особенно интересовало

ее воздействие на различные фобии - страхи, которые невозможно ничем

объяснить. Я знал понаслышке, что с помощью регрессии можно установить

причину этих страхов и помочь человеку преодолеть их. Теперь я сам

хотел исследовать этот вопрос.

 

" Чем объяснить эти необычные путешествия? Как истолковать их, если

человек не верит в существование реинкарнации? " Тогда я не знал, как

ответить на эти вопросы. Я начал записывать варианты возможных

объяснений. Одно заключалось в том, что дух - постановщик своих

собственных драм, аналогично телевизионной программе, которая сама

создает другие телепрограммы. Эти драмы разыгрываются в той

бессознательной области, которая, по утверждениям Юнга, есть у каждого

человека и постоянно находится в состоянии активности. Я подумал, что

" прошлые жизни" - это наши личные легенды. И стал искать факты,

подтверждающие эту теорию.

 

" Как объяснить таинственные видения, которые посещают человека в

регрессии? " Я не считал, что они строго доказывают существование

реинкарнации (а многие люди, соприкасавшиеся с явлением регрессии в

прошлые жизни, считали их доказательством), но должен был признать,

что некоторые известные мне случаи нелегко объяснить иначе.

 

" Могут ли люди сами, без помощи гипнотизера, открыть каналы, ведущие в

прошлые жизни"? Я хотел знать, можно ли с помощью самогипноза вызвать

регрессию в прошлые жизни так же, как это можно сделать с помощью

гипнотерапии.

 

В самолете, по пути домой, я понял, что позволил Диане Денхолм внушить

мне с помощью гипноза надежду найти ответы на многие вопросы благодаря

регрессии в прошлые жизни. Но все вышло наоборот. Регрессия вызвала

появление массы новых вопросов, которые требовали ответа. Моя

любознательность встрепенулась. Я был готов погрузиться в исследование

прошлых жизней.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГРЕССИЙ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ

 

Работу по исследованию регрессий я начал дома. В это время я

преподавал психологию в Государственном колледже в Западной Джорджии,

в Керолтауне. Вопреки консервативным обычаям южного провинциального

города, в котором превыше всего ценится традиция (огромная скульптура

воина Конфедерации на виду, на центральной площади), в отделении

психологии Государственного колледжа особое внимание посвящали

изучению паранормальных явлений. Это редкость для наших колледжей и

университетов. Большинство кафедр психологии в Соединенных Штатах

придерживаются основного направления в психологии, которое использует

когнитивную (познавательную) терапию. Связанная с бихевиоризмом (

Бихевиоризм - направление в психологии, игнорирующее явления сознания

и всецело сводящее поведение человека к физиологическим актам.

" Behaviour" - англ. " поведение". - Прим. перев.), когнитивная терапия

ограничивается теми способами лечения и использует тот имеющийся опыт,

которые можно эмпирически доказать.

 

В Западной Джорджии не пренебрегают когнитивной терапией, -

большинство преподавателей психологии не выводят студентов за рамки

этого основного направления. Но когда Вильям Ролл в шестидесятые годы

основал Отдел психологии, он хотел, чтобы в нем изучали и загадочные

глубины паранормальных явлений. Эти явления могут проявляться только в

определенных состояниях человека и из-за этого не могут

контролироваться и искусственно моделироваться в лаборатории.

Основатели отдела хотели быть уверенными, что студенты познакомятся с

" необъяснимым", так же, как и с тем, что может быть вызвано в

контролируемых условиях. Поэтому в колледже вы можете услышать лекции

о духах, о переживаниях " на грани смерти" и астрологии, а также

записаться в группы гипноза, самогипноза и современной шаманской

психотерапии.

 

Характеристики регрессий

 

Первый необходимый для начала шаг исследований регрессий в прошлые

жизни - это получение и накопление материала, для чего мне нужно было

подвергнуть гипнозу большое количество людей и попытаться провести их

назад во времени, чтобы изучить свойства регрессии. Я решил

использовать своих студентов. Целью экспериментов было определение

характеристик регрессий в прошлые жизни и выяснение их значения с

точки зрения психотерапии.

 

В начале семидесятых годов я успешно занимался изучением переживаний

" на грани смерти". Я собрал свидетельства об этих переживаниях у

двухсот человек, и во всех записях обнаружил то общее, что определяет

это духовное явление. Общими были одиннадцать элементов, которые дали

психотерапевтам и самим пациентам ключ к более полному пониманию этих

загадочных явлений.

 

Для исследования регрессии мне нужно было пятьдесят человек, согласных

стать испытуемыми. Кроме того, они должны поддаваться гипнозу и быть

готовыми к встрече с неизвестным. Они должны были располагать

свободным временем, чтобы не возникло осложнений, если некоторые

регрессии будут длиться дольше, чем предполагалось. С точки зрения

этих требований студенты были прекрасной группой для проведения

исследований. Я сделал объявление в Отделе психологии, и скоро у меня

появились пятьдесят подготовленных, способных и не слишком занятых

испытуемых. К ним я собирался применить различные методики регрессии.

Главный акцент я предполагал сделать на регрессиях индивидуального

характера, т. е. на гипнотических сеансах, происходящих под моим

руководством без присутствия посторонних.

 

Я не хотел ограничиваться только студенческой средой и поэтому

проводил сеансы индивидуальной регрессии с людьми из других слоев

общества, чтобы иметь возможность объяснить вероятные особенности

регрессий среди студентов. Наибольших результатов я ожидал именно от

индивидуальных регрессий, потому что гипнотическое состояние глубже

всего, если человек один. Но от групповых сеансов тоже нельзя было

отказаться, мне нужно было узнать, что произойдет на них. Выяснилось,

что картины прошлых жизней, которые люди " вспоминали" во время<

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Врачи гарантируют. | Проблема методологического синтеза и новые версии социальной истории
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.23 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал