Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебный процесс
Учебный процесс обычно соотносят с развертыванием деятельностей учителя и учащихся через содержание образования, путем последовательной смены учебных задач в конкретных ситуациях. Учебный процесс, утверждает И. Я. Лернер, становится проекцией процесса обучения на реальные условия (тип школы, состав класса, уровень подготовки его групп, методическая культура учителя и т.д.) [4, С. 49]. Обучение моделируется методической системой, составляемой целями, содержанием, методами, средствами и формами обучения предмету. Закономерные связи между ними образуют теорию обучения конкретному предмету. Урок рассматривается во взаимосвязях с различными компонентами процесса обучения, но представляет собой систему другого уровня организации. Возникают вопросы: каков дидактический смысл этой системы? В чем суть этого другого уровня организации? Необходимость поиска системы, моделирующей урок, диктуется и таким соображением. Известно, что цели обучения формулируются в самом общем виде, что делает их недиагностичными. Цели урока должны быть сформулированы так, чтобы можно было проверить возможности их достижения. Поэтому конструирование целей урока осуществляется с учетом целей обучения, зафиксированных в программных документах. Однако при этом цели, как и все компоненты методической системы обучения, должны быть подвергнуты специальной трансформации. Методическая система обучения предмету может быть рассмотрена на уровнях ее методологического анализа, теоретического исследования, учебных материалов, среди которых важнейшее место занимает учебник. На первом (обобщенном) уровне строится методическая система обучения предмету и формируется ее внешняя среда: выделяются компоненты этой системы и составляющие внешней среды, выявляются связи между компонентами системы и внешней средой. На втором уровне изучаются связи между компонентами системы, выделяется лидирующий компонент, которым становятся цели обучения в процессе отбора содержания образования. На этом уровне разрабатываются теория формирования понятий, процедуры обучения доказательству, использования задач, обучения решению задач и т.д. [3, С. 84]. Следующий уровень анализа методической системы обучения предмету заключается в проецировании второго уровня на конкретное содержание предмета, т.е. на учебный материал. На этом этапе важно ответить на вопросы: каковы структура учебника, содержание обучения, методика изучения учебного материала? Какой должна быть система упражнений? Содержание обучения на данном уровне представляется системой предметных знаний, умений и навыков, действий, адекватных понятиям, фактам, эвристик. Цели обучения задаются в форме требований к подготовке учащихся, определяемых стандартом образования. На уровне реального учебного процесса компонентом методической системы становится содержание обучения. Учебник выполняет роль не только носителя содержания обучения, но и средства организации учебной деятельности. Цель ученика заключается в овладении действиями и эвристиками, а цель учителя – в создании условий достижения цели ученика. Метод обучения на этом уровне трансформируется в деятельность учителя и деятельность ученика, которые, в свою очередь, могут быть представлены дидактическими приемами учителя и познавательными действиями ученика. Методическая система обучения предмету преобразуется в систему, составляемую школьным учебником, целями педагога и учащегося, их деятельностью [11, С. 27]. Данную систему следует считать моделью учебного процесса, связи между всеми компонентами которой отображаются в уроке. В данном контексте урок действительно представляет собой систему другого уровня в сравнении с системой, моделирующей процесс обучения, т.е. методической. Его связь с компонентами процесса обучения опосредована учебником, целями учителя и ученика, их деятельностями и индивидуальным характером действий. Таким образом, урок можно считать и формой учебного процесса, поскольку он упорядочивает эти связи, и единицей процесса обучения, так как в нем проявляются все свойства, присущие процессу обучения.
|