![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Ошибки в постановке знаков в предложении с прямой речью
Кроме всех прочих, наибольшее число ошибок ребята делают в предложениях, где прямая речь разрывается словами автора. Причем если в случае, когда слова автора следуют после восклицательного или вопросительного предложения, ошибок не так много, то в повествовательном предложении, входящем в состав прямой речи, ошибок на порядок больше. Например: «Поверьте, – говорил князь Долгорукий, обращаясь к Багратиону, – ч то это больше ничего, как хитрость». «Хорошо поешь, брат, хорошо, – ласково заметил Николай Иванович. – А теперь за тобой очередь, Яша». Суть ошибки заключается в том, что при внешнем сходстве знаки препинания перед второй частью разорванной прямой речи ставятся разные, да и прямая речь в первом случае продолжается со строчной буквы, а во втором – с прописной. Орфографические ошибки – это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и природа их тоже различна. Поэтому внутри этой категории ошибок должна быть проведена более детальная классификация. Итак, орфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические. Теперь более подробно об этих типах. Собственно орфографические ошибки – это такое написание слова, при котором нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических и грамматических норм, законов языка. К собственно орфографическим ошибкам относятся: 1. Нарушение правил написания гласных и мягкого знака после шипящих и Ц: шырокий, жыр, ещо, делаеш. 2. Искажение написания значащих частей слова, а именно: основы, корня, приставки, суффикса и окончания: пригаваривать, деректор, песталет, варота, глоза. 3. Неправильное написание начальной формы слова: адютант, шеснадцать и т.д. 4. Неправильный перенос слов: пос-тупить, соз-нание. Причиной появления ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует считать незнание школьниками морфемной и словообразовательной структуры перечисленных слов. 5. Нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании слов: кним, гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание учащимися правил слитного и дефисного написания слов. 6. Неправильное написание сложных слов, особенно соединительных гласных: параход, сталетие, пешоход и др. 7. Ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие ошибки реже встречаются по сравнению с другими группами. Фонетико – орфографические ошибки характеризуются тем, что написание того или иного слова противоречит не только орфографическим правилам, но и орфоэпическим нормам. К фонетико-орфографическим ошибкам относятся несколько их разновидностей: 1. Отражение на письме национальных особенностей произношения русских звуков: а) ошибки, связанные с неправильным произношением согласных и гласных звуков: прыкрыть, зимный, прыбыл; б) ошибки, вызванные неправильным произношением согласных звуков: просба, менше, возми; 2. Отражение на письме произносительных особенностей южнорусских диалектов: береть, знають. 3. Отражение на письме индивидуальных особенностей произношения звуков учащимися: ледакция (вместе редакция), соколад (вместо шоколад). Грамматико-орфографические ошибки – это такие образования форм или построения словосочетаний и предложений, которые противоречат грамматическим законам языка. Иногда грамматико-орфографические ошибки называют языковыми. Они подразделяются на грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические. Грамматико-орфографические ошибки называются грамматико-морфологическими тогда, когда нарушение норм литературного языка связано с изменением и образованием формы слова. К грамматико-морфологическим ошибкам относятся: 1. Употребление неправильных форм именительного падежа множественного числа: ухи, шофера, трактора. 2. Искажение форм родительного падежа множественного числа существительных: У спортсмен не было времени; В зале не было зрителев. 3. Образование форм множественного числа от существительных, не имеющих форм множественного числа: Он упал без сознаний.; Учитель обращал вниманий на людей. 4. Употребление одного рода вместо другого: Гвоздь была большая.; У орла была крыла, 5. Образование формы единственного числа от существительных, имеющих только форму множественного числа: Ножница моя пропала. 6. Использование неправильных форм причастий: Местами видны черные земли, освободившие от снега. 7. Употребление неправильных форм деепричастий: Возвращая домой, мы заехали к товарищу. 8. Неправильные формы предлога в сочетании со знаменательными словами: к мне подошёл товарищ, с мной не разговаривает. Грамматико-орфографические ошибки считаются грамматико-синтаксическими, если они появились вследствие нарушения грамматических правил построения свободных словосочетаний и предложений. К этой категории ошибок относятся: 1. Неправильное согласование слов: Каждый из них должны были собрать металлолом.; смертельная усталость. 2. Нарушение законов управления слов: Скоро позвонили у меня.; Сколько время осталось? 3. Неправильное управление вида глагола: Антону всё время стало хуже (становилось).; Я решил покупать (купить) себе собаку. 4. Несоответствие деепричастного оборота основной части предложения или неуместное его употребление в предложении: Возвращаясь из школы, начался дождь.; Я поехал купить собаку, долго думая. 5. Несоответствие союзов с содержанием предложения: Татьяна бьет собаку, потому что она не спала.
Особой проблемой в установлении норм письменного языка является разграничение собственно орфографического материала и неорфографического, в котором также есть выбор написаний. Отражение нелитературного, просторечного произношения: «дермантин», «константировать», «сурьезный», «телевизер», марксизьм», «переспектива», «проздравляют», «самулянтка» (вместо симулянтка), «бакунист» (вместо букинист), «кондицированный» воздух», «несосветный» (вместо несусветный) и под. Приведенные слова при таком написании и произносятся так, как пишутся: произносят их нелитературно. Приведенные образцы – это неправильности не только письменной, но прежде всего устной речи. Ошибки устной речи (неправильное произношение, неправильное образование отдельных форм), если они отражены на письме, считаются стилистическими. В отличие от них орфографические ошибки не сопровождаются неправильным произношением, ибо как при правильном (точнее, при принятом) написании (лежу на траве, жир, предполагать), так и при неправельном («лижу на траве», «жыр», «предпологать») приведенные в скобках слова читаются (произносятся) одинаково. Подобные ошибки чаще относят к орфографическим.
|