![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Списывание
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать интервалы между словами и т.п. Способ списывания остается при этом вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами, словами и даже целыми предложениями. «Списывание - одни из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями». Различают два вида списывания: простое и осложненное. В первом случае перед учеником одна задача - воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором - списывание либо предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слогов и т.п.). Г.В. Репкина экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, в котором дети видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не способствует запоминанию правильной орфографической формы слова. Существует алгоритм списывания, вначале он детально развертывается в обучении. После того, как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома. Памятка включает в себя следующие действия: 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во 5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчерки орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. Остановимся более подробно на содержании и методике освоения каждого действия алгоритма. 1. Прочитайте предложение, чтобы понять и запомнить его. Это действие нужно, чтобы исключить возможность механического копирования текста. Так как предложения, с которых начинается обучение невелики, в качестве «смыслового куска» выступает целое предложение. Позднее, словосочетание или часть предложения. Чтение предложения на этом этапе осуществляется по нормам орфографии - «читаем так, как надо говорить». 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитым навыком чтения и иметь хорошую память. Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребенка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»). 4. Прочитай предложение так, как оно написано. Практическое решение орфографической задачи: путем приведения к полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, и запоминание происходит осмысленно. 5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать его. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. Готовя детей к самостоятельному списыванию, необходимо следить, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма. Шумок в классе- естественное свидетельство проговаривания. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчерки орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. Чтобы ученик проверял написанное, он должен отчетливо представлять себе систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требуя подчеркнуть орфограммы в написанном, мы даем ему ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте. По мере автоматизации навыка списывания, алгоритм постепенно свертывается, существенно сокращается: 1. Прочитай предложение и повтори его по памяти. 2. Прочитай предложение еще раз так, как оно написано. 3. Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз. 4. Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
|