![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зарождение и развитие полит-их знаний в эпоху античности. Полит. мысль в Средневековье.
Наибольший вклад внесли Платон и Аристотель, хотя и ранее в мифологии просачивались разные мысли и взгляды. Полит. мысль формируется и разв-ся в рамках фил-го мировоззрения, представляет собой одно из направлений философии. Общественно-полит вопросам Платон посвящает «ГОСУДАРСТВО» и «Законы». В хар-ке гос-ва Платон выделяет 4 формы: 1. Т емократия –гос. форма правления, основана на господстве честолюбивцев. 2. Олигархия – это госп-во немногих над большинством. 3. Демократия –власть и правления народа. 4. Тирания – власть в обществе 1 человека над всеми. Все 4 формы он рассм-т как отриц-е и считает, что ни одна из них не является соверш-ой. В противопол-ть данным формам Пл. противопос-ет проект наилучшего устр-ва гос-ва. Гос-вом должны руководить мудрецы или фил-фы, это тоже власть немногих (как олигархия), но они заботятся не о своих интересах, а об обществе в целом. Аристотель полит-ую проблематику рассматривает в работах «Политика», «Афинская полития». Его волнуют вопросы о возникновении реального гос-ва. Он подверг резкой критике проект Платона об идеальном гос-ве. Аристотеля интересуют проблемы: 1. происхождение гос-ва: он пытается обосновать естеств. происх-е гос-ва. Чел-к, по его мнению, всегда стремится к общению и общежитию. Это приводит к образованию семьи, как 1-ой ступени обр-я гос-ва. Со временем этого становится маловато…образуются селения из нескольких семей…а затем и гос-ва из нескольких селений. Но в отл-и от семей и селений, которые основаны прежде всего на стремл-и продолжительности рода и на отц-ой власти, гос-во образ-ся на нравств. основе, оно созд-ся ради общей пользы. 2. Проблема формы гос. устройства: Аристотель разл-т правильную и неправ-ю формы гос. устройств. Прав-ым он считает такой строй, при кот. преслед-ся общие блага. Н епра-ным – где прислед-ся личные интересы правителей. Он выд-ет след. виды гос. устройства: - монархия (правл-е 1 в интересах всех) - аристократия (правл-е немн-х, но в интресах всех) - полития (правл-е многих, но в инт-ах всех) 3. Проблема гражданина: Гражданин – тот, кто может учавст-ть в законодат, судебной власти. В противопол-ть гр-нам в гос-ве сущ-ют рабы, причём рабство, по его мнению, устан-но самой природой. Хар-ной особенностью полит мысли Сред-вья было влияние на неё христ. рнлигии и Римск. катол. церкви. Одной из центр. проблем полит мысли этого периода был вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церк.) или светская (гос-ая). Согласно христ. полит. концепции гос-во выступает частью униврс-го порядка, созд-ем и правитиелем которого явл-ся БОГ. Мыслители этого периода: Аврелий Августин, Фома Аквинский. А.Августин в работе «О граде божии» обосновывает неравенство в обществе. Историю челов-ва он рассм-ет как борьбу града божьего и града земного – борьба за мат. блага, в кот. притесняются праведники. Ф.Аквинский считает, что гос-во сущ-ет для того, чтобы заб-ся об общем благе. Лучшей формой он считает монархию. Осн-ной целью явл-ся забота о добродетельной жизни подданных. Власть он трактовал как порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху иерархической пирамиды, движет низшими слоями населения. Такой порядок заведен Богом. Следовательно, власть имеет божественный характер и потому она всегда благо. Соответственно, всякое выступление против власти считается смертным грехом.
|