Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественные движения.
Социальные группы и общности
Социальные институты.
Социальные организации
Общественные движения.
Семинар № 7. Социология конфликта. – 2 ч.
1. Понятие социального конфликта. Конфликты и конкурентные процессы. 2. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. 3. Природа конфликта. Этапы протекания конфликта. Конфликтная ситуация. 4. Типология конфликтов 5. Профилактика и разрешение конфликтов в обществе;
Вопросы для обсуждения и дискуссии 1. Дайте развернутое определение конфликта. Охарактеризуйте его субъектов, укажите объект, причины, повод и способы разрешения. Приведите примеры решения из своей практики. 2. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современной России? 3. Дана следующая модель: конфликт, порожденный соревнованием групп за реальные блага и выигрыш. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие нет?
4. Что такое протестное движение? Какие формы оно принимает? Можете ли Вы привести пример из реальной жизни? 5. Почему конфликт интересов стимулирует возникновение конкуренции и ожидание угрозы, а не наоборот? Ответ тщательно аргументируйте и приведите примеры 6. Почему конфликт усиливает внутригрупповую солидарность, а не разъединяет группу еще больше? 7. Почему только угроза заставляет людей полнее осознать свою принадлежность к группе? Какую роль играет здесь взаимная зависимость членов группы? 8. Почему возникают семейные конфликты и в чем их суть? Проанализируйте конфликты в своей семье. Как они возникают и как разрешаются? 9. Что общего между следующими понятиями и чем они различаются:
10. К каким видам конфликтов вы отнесете шахтерские забастовки, политические перевороты, акции гражданского неповиновения, ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива, жалобу жильцов в ЖЭК на протечку крыши дома.
Семинар № 8-9. Социология семьи – 4 ч.
· Материнство как категория (биологическое, социальное, суррогатное..) · Традиционные функции и современные · Классификация типов. · Отказ от материнства как социальная проблема.
· Отцовство как категория (биологическое, социальное, суррогатное..) · Традиционные функции и современные · Классификация типов. · Феномен отца-одиночки.
Вопросы для обсуждения и дискуссии
2. Опишите основные этапы добрачного поведения. Попробуйте составить сценарий своего первого знакомства. 3. Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в Вашей семье? Опишите ситуацию. 4. Кто в Вашей семье лидер - мать или отец? Дайте анализ проблемы. 5. Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе - не одно и то же? 6. Проанализируйте социальные последствия ситуации выполнения обязанностей · а) муж выполняет только свои, а жена - свои обязанности, · б) муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет, · в) муж выполняет свои обязанности, а жена нет, · г) муж выполняет женские обязанности, а жена мужские. 7. Исследование американских психологов показало, что отцы сыновей более мужественны, чем отцы дочерей. Как вы думаете, а что происходит с матерями? 8. Докажите или опровергните следующие утверждения: · Мотивы вступления в брак во многом определяют характер будущего супружества. · Часто молодожены переносят на семью стереотипы своих родителей. · В отношениях с супругом жена чаще прислушивается к советам родителей, чем муж. · Большинство невест и женихов из сельской местности вступают в брак с партнерами из села. · Женщины-горожанки чаще выходят замуж за выходцев из села, нежели мужчины-горожане женятся на невестах из села. 9. Что такое жизненный цикл семьи и из чего он состоит? На каком этапе находится ваша семья? 10. Каковы причины развода и его последствия для ребенка? Постарайтесь проанализировать подобную ситуацию. 11. Подумайте, а сохранился ли, пусть в пережиточной, видоизмененной форме, групповой брак сегодня? Можно ли отождествить два понятия: групповой брак и групповой секс? Семинар № 10-11. Социология культуры – 4 ч.
1. Социология науки. 1. Наука как форма культуры. Понятие, содержание инфраструктуры. 2. Динамика функций науки. 3. Наука и мораль. Социальная ответственность ученого. 4. Наука и религия. Проблема взаимоотношений. 5. «Утечка умов» как социальный феномен. Проявление, причины, последствия. Вопросы для дискуссии.
2. Социологи музея.
- музей и государство - музей и церковь - музей и бизнес - музей и коллекционеры
3. Феномен интеллигенции и ее роль в развитии культуры.-
4. Социологический анализ культуры.
|