Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Данная тема призвана дать представление об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления
Данная тема призвана дать представление об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления, показать значение логики как фактора повышения практической эффективности правовой деятельности. При изучении вопроса о логике в структуре человеческого познания необходимо усвоить, что логика есть наука о формах и законах мысли, о структуре этих форм и их взаимосвязи. Другим важным моментом является сопоставление истинности мысли и ее формальной правильности. Здесь необходимо уяснить, как истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме. При этом необходимо обратить внимание на то, что логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, не ставит перед собой задачи непосредственного исследования путей и способов постижения истины. Истинность рассуждения обеспечивает иначе, а именно тем, что исследует правила мышления – те алгоритмы, которые гарантируют истинность заключения лишь при условии истинности посылок. Тем самым в центре внимания логики оказывается правильность мышления. Это позволяет ей рассматривать логические структуры независимо от их логического содержания. Важно отметить, что применение формально-логических методов в юридическом мышлении, оперативной и следственной практике станет возможным в результате последовательного изучения теоретического курса логики и права, выработки практических навыков использования логических форм, законов и правил. Вопрос о форме мышления самым непосредственным образом связан с языком. Рассматривая вопрос о языке как знаковой системе, необходимо усвоить такие понятия, как знак и значение, имя и смысл, познакомится с другими семантическими категории. Для этого удобно использовать схему, предложенную немецким логиком Г. Фреге, известную как семантический треугольник. Сравнение естественного и искусственных языков дает возможность изучить принципы построения символического языка, его логические константы и переменные, показать, как они фиксируются в простых и сложных высказываниях, т.е. как переводится предложение естественного языка в символическое выражение, принятое в логике. Знакомясь с основными этапами развития логики, необходимо, прежде всего, рассмотреть вклад Аристотеля в создание этой науки и те важнейшие положения, которые были внесены в ее развитие многими другими учеными. В этом же вопросе уместно рассмотреть соотношение традиционной (формальной) логики и математической (символической). Рассматривая вопрос о значении логики для юристов, следует показать, как разнообразные способы логического рассуждения используются и в практике доказывания, и в практике построения следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Здесь важно понять, почему формальная сторона в праве гораздо более сильна, чем в любой иной форме социальной мысли, и усвоить, как логическая форма оказывает влияние на содержание правового мышления. Контрольные вопросы 1. Каковы основные значения слова «логика»? 2. Что изучает формальная логика? 3. Какова роль формальной логики в системе научного знания? 4. Что такое логическая форма? 5. Как используется абстрактное мышление в логике? 6. Что такое истинность мысли? 7. Что такое логическая правильность мысли? 8. Каково соотношение истинности и логической правильности мысли? 9. Изучает ли (и если да, то с какой целью) формальная логика неправильное мышление? 10. Какое значение имеют истинность и правильность в реальном мыслительном процессе? 11. Каким образом логика обеспечивает истинность рассуждения? 12. Какова взаимосвязь логической формы и правового мышления? 13. Как соотносятся мышление и язык? 14. Что такое знак? 15. Назовите основные виды знаков. 16. Знаки какого вида исследует логика? 17. Что такое значение? 18. Что такое смысл? 19. Какова взаимосвязь знака, значения и смысла? 20. Что такое семиотика как наука и каковы ее основные разделы? 21. Что такое естественный язык? 22. Что такое искусственный язык? 23. В чем проявляется взаимосвязь между естественным и искусственным языками? 24. Какие основные искусственные языки используются в логике? 25. Что такое метаязык? 26. Что такое объектный язык? 27. В чем основное отличие языка логики высказываний от языка логики предикатов? 28. Чем отличается традиционная логика от символической? 29. Какие основные этапы выделяют в историческом развитии логики? 30. В чем заключается значение логики для юристов? 31. Как влияют логические формы на нормативный характер правового мышления?
Тема 2. Понятие
|