Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Первое занятие по данной теме призвано дать представление о понятии как основной исходной форме логического мышления.
Первое занятие по данной теме призвано дать представление о понятии как основной исходной форме логического мышления. Ее усвоение предполагает, прежде всего, выяснение языковых средств выражения понятий или, иначе говоря, соотношения понятия и слова. Другой важный аспект данной темы представляет анализ логической структуры понятия. Выяснение того, что представляют собой содержание и объем понятия, позволит усвоить закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Необходимо знать, что по объему выделяют такие виды понятий, как общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. А по содержанию выделяют такие виды понятий, как конкретные и абстрактные понятия, положительные и отрицательные, понятия в собирательном и разделительном смыслах. Логическая характеристика понятия предполагает последовательный анализ отдельного понятия со стороны его объема и содержания. Вопрос об отношении между понятиями – это вопрос, прежде всего, о соотношении их объемов. Здесь важно знать и научиться различать сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несовместимые понятия, а также типы совместимости и несовместимости понятий. Необходимо также научиться выражать отношения между понятиями при помощи круговых схем Эйлера. Контрольные вопросы 1. Какая логическая форма рассматривается в традиционной логике в качестве исходной? 2. Как соотносятся понятие и имя? 3. Что может быть предметом мысли человека? 4. Что такое свойство и признак и как они соотносятся? 5. Что такое существенный признак предмета мысли? 6. Каковы критерии различения существенных и несущественных признаков предмета мысли? 7. Что представляет собой понятие как форма мышления? 8. Какие логические приемы могут быть использованы для выявления существенных признаков предмета мысли? 9. Как соотносятся понятие и слово? 10. Что такое синонимы? 11. Что такое омонимы? 12. Что такое паронимы? 13. Что такое термин? 14. Что такое содержание понятия? 15. Что такое объем понятия? 16. Как соотносятся объем и содержание понятия? 17. Каковы пределы действия закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия? 18. Как соотносятся объем и содержание понятия со значением и смыслом слова? 19. На какие виды делят понятия по их объему? 20. Чем отличаются определенные понятия от неопределенных? 21. Какие понятия называют пустыми, а какие – непустыми? 22. Как отличить фактически пустые понятия от логически пустых? 23. Какие понятия называют единичными? 24. Какие понятия называют общими? 25. На какие виды делят понятия по их содержанию? 26. Какие понятия называют конкретными? 27. Какие понятия называют абстрактными? 28. Как различаются соотносительные и безотносительные понятия? 29. Чем отличаются положительные понятия от отрицательных по функциональной предназначенности и по форме выражения? 30. Чем отличаются собирательные понятия от несобирательных? 31. Что значит дать логическую характеристику понятию? 32. Чем сравнимые понятия отличаются от несравнимых? 33. Что такое совместимые понятия и чем они отличаются от несовместимых? 34. Какие виды совместимости существуют в отношениях между понятиями? 35. Какое отношение между понятиями называют равнозначностью (тождественностью) и как оно фиксируется при помощи круговых схем? 36. Какое отношение между понятиями называют пересечением и как оно фиксируется при помощи круговых схем? 37. Какое отношение между понятиями называют подчинением и как оно фиксируется при помощи круговых схем? 38. Какие виды несовместимости имеются в отношениях между понятиями? 39. Какое отношение между понятиями называют противоположностью и как оно фиксируется при помощи круговых схем? 40. Какое отношение между понятиями называют противоречивостью и как оно фиксируется при помощи круговых схем? 41. Какое отношение между понятиями называют соподчинением и как оно фиксируется при помощи круговых схем? 42. Какое отношение между понятиями называют внеположенностью и как оно фиксируется при помощи круговых схем?
|