Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ход классного часа.
Ведущий: Тема нашего классного часа – как вести себя в конфликтной ситуации. В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”. Давайте поработаем с этим понятием в парах. Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”? Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”. Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”. Четвертая группа пояснит значение слова “компромисс”. (В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в парах.) Ведущий: Теперь предлагаю высказаться (Дети высказываются) Ведущий: Как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (слайд 2) Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Ведущий читает описание поведения, дети угадывают) Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.) Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.) Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.) Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.) Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик? Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь. (ведущий читает описание поведения, дети угадывают.) Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.) Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.) Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.) Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.) Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны. Ведущий: Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях? Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры “Контакты и конфликты”. Первая часть игры – оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента. (К доске выходят ученики, разыгрывают ситуации. После каждой сценки ведущий проводит разбор ситуации по вопросам). Примерные вопросы ведущего: - Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной? - Есть ли из нее выход? - При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации? (При условии сотрудничества обеих сторон конфликта.) - Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта: а) если оба будут настаивать на своем (соперничество) б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество) в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание) г) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам (приспособление) Ведущий: Я пригласил вас, чтобы выяснит, почему ваш сын пропускает уроки английского языка. Мама ученика. А что ему делать на ваших уроках? Неправильные глаголы учить? Вы знаете, что он у меня профессионально футболом занимается. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет. Учитель. Но вы понимаете, что оценка по английскому языку в аттестат будет стоять не за его спортивные успехи. Он получит то, что заслуживает. Мама ученика. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется? Ведущий: Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям – разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д. 1. Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять? 2. Чему вас научила эта ситуация? 3. В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта? Ответы: - Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.(слайд 3) Ведущий: А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их можно воспитать в себе? К каким же выводам мы можем прийти? В командах нарисуйте схему, образ человека, имеющего качества личности, которые помогут ему жить без конфликтов или правильно решающего их. Ведущий: Для поднятия настроения и применения полученных знаний на практике поиграем. Игра " Горящая река и лодочки” 2 команды по 4 человека. Каждой команде даётся по 2 альбомных листа- лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта. (суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу) Игра «Бревно». Все члены команды становятся в шеренгу на лавочке ил одной линии. Каждый участник должен пройти через всех, так чтобы не упасть или не столкнуть другого члена команды.
|